Корнев А.И. Дислексия и дисграфия у детей – СПб, 1995, с 153-158, 160-166
Лечебная педагогика (общие принципы) 1. Индивидуализация методов обучения в соответствии с когнитивным стилем ребенка. В процессе обследования и пробного коррекционного обучения необходимо выяснить: аналити- 198 Раздел II. Обучение, воспитание, коррекция, профилактика... ческий или синтетический тип восприятия и усвоения информации доминирует у ребенка (Денисова 3. В., 1974). В первом случае материал легче усваивается поэлементно с последующим синтезом. Для таких детей аналитико-синтетический метод обучения грамоте адекватен. Другие дети легче усваивают новое сначала глобально, как целостный образ, а потом постепенно вычленяют отдельные элементы и детали. В этом случае, например, буквы легче запоминаются по общему очертанию, а не как сумма графических элементов. Чтение на начальном этапе им легче усваивать глобально или полуглобально. Важно знать, какой из анализаторов ребенка функционально «сильнее». J Ка1uger и С. Коlson (1978) предлагают использовать в таких случаях методику «быстрого тестирования модальности» — КQ,М. Это краткий тест определения ведущей модальности, дефицитарной модальности и состояния интермодальной интеграции. Необходимым условием для возможности использования методики является умение ребенка считать до 30. Тест включает следующие задания: а) ребенку предлагается: «Посчитай, сколько кружков на б) ребенку предлагают закрыть глаза. Инструкция: «Я буду
в) обследующий дает ребенку карандаш с резинкой на ту г) инструкция: «Я постучу тебя по спине. Скажи: сколько д) инструкция: «Перечисли направления, которые указы А. И. Корпев. Вопросы лечебной педагогики..._____________ I» во», если влево — «лево», вниз — «вниз», вверх — «вверх». Объясняя, следует показать это на других стрелках (не тестовых). Если ребенок не владеет понятиями «право — лево» — то можно заменить их словом «вбок». Тест оценивает зрительно-моторные, речевые и пространственные способности. Если задание выполнено, то переходят к следующему. Если нет, то сразу к последнему (рис. 2.1); е) инструкция: «Я хочу, чтобы ты вновь указал направление этих стрелок, но теперь сделай это молча. Показывай рукой направление, которое указывает стрелка». Перед выполнением Рис. 2.1. Тестовый материал к заданиям д—ж методики продемонстрировать ребенку пример. Тест оценивает пространственную ориентировку и пространственный праксис; ж) инструкция: «Вновь выполни то же задание, но теперь Все перечисленные тесты в основном определяют слабую модальность (анализатор) ребенка. Приведенный ниже тест из двух модальностей (зрительной и кинестетической) выявляет ведущую;
з) инструкция: «Возьми лист бумаги и карандаш. Когда я Полученные данные используются при выборе метода коррекции. Например, если у ребенка с дисграфией страдает 200 Раздел II. Обучение, воспитание, коррекция, профилактика... фонематическое восприятие, то целесообразно стимулировать в процессе письма опору на проговаривание, что позволяет компенсировать неполноценность слуховых фонематических образов за счет сохранности кинестетической дифференциации. Однако если в механизмах дисграфии участвует патологическая опора на проговаривание при дефектной кинестезии артикуляторных органов, то акцент следует переносить на слуховой анализ. 2. Индивидуализация темпов обучения. Как отмечалось 3. Систематический контроль автоматизации навыков. 4. Максимальное использование игровых методов обуче
5. Соблюдение принципа последовательности и этапно- 4. И. Корпев. Вопросы лечебной педагогики...________________ тия следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию сотрудничества. Продвигаясь вперед, необходимо учитывать функциональную и иерархическую взаимосвязь отдельных навыков и операций. Следует принимать во внимание и психологическую совместимость навыков при одновременном их освоении. Например, для многих детей с дислексией трудно одновременно усваивать слогослияние и аналитическое письмо. Особенно отчетливо это проявляется на начальном этапе обучения. Для овладения слогослиянием ребенок должен научиться читать согласный звук так, как он звучит в паре с гласным, т. е. изолированное его произнесение заменить на позиционное, зависящее от стоящего за ним гласного звука, образующего слог. При освоении аналитиче-:кого, побуквенного письма (синтетическим дети овладевают позже) требуется обратная операция: «очищение» согласного звука от призвука стоящего за ним гласного. В этом случае требуется переход от позиционного звучания к изоли рованному, так как только в этом случае ребенок может правильно идентифицировать фонему и подобрать соответствующую ей графему. Здоровые дети без проблем осваивают оба навыка и быстро переходят к слоговому письму и слоговому чтению. При дислексии же происходит своеобразная интерференция: оба навыка взаимотормозят друг друга. Поэтому было бы оправдано осваивать их не одновременно, а последовательно (Маttis S., 1981). 6. Усвоению каждого навыка должно предшествовать
7. Успешное выполнение вышеприведенных требований 202 Раздел П. Обучение, воспитание, коррекция, профилактика.^ а) имеет профессиональную подготовку по методам диаг б) достаточно терпим и заранее готов к трудностям не в) умеет владеть собой и гибко управлять процессом об г) с уважением относится к внутреннему миру и интере Логопедические методы коррекции дисграфий и в меньшей степени дислексии подробно описаны в соответствующих руководствах (Левина Р. Е., 1968; Садовникова И. Н., 1983; Лалаева Р. И., 1983, и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|