Профессиональная зрелость рабочей группы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ Рабочая группа:социально-психологические особенности рабочей группы Профессиональная зрелость рабочей группы Типы взаимоотношений в коллективе Морально-психологический климат и его динамика Рабочая группа и проблема лидерства Коллектив, каковым и является по сути рабочая группа, потенциально – мощный стимул трудовой активности, приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую атмосферу. Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в рабочей группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные последствия нечеткого распределения обязанностей и неправильного руководства, конфликты на межличностном уровне.
Рабочая группа: социально-психологические Особенности рабочей группы Основа успеха любой современной коллективной деятельности – отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной взаимозависимости выделяются: · взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности; · доверие, дружелюбие в отношениях сторон; · свобода и открытость информационного обмена.
В свою очередь, взаимному доверию сторон способствуют: · наличие нейтральных лиц, облегчающие взаимные успехи; · возможность получить предварительную информацию о действиях · другого; · личностные особенности участников взаимодействия.
Рабочая группа (коллектив) в своем внешнем выражении – это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.
С другими социальными группами рабочую группу сближает постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов. В то же время она обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп: общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства. Рабочие группы (коллективы) разделяются по формам собственности (государственные, смешанные, частные), по характеру деятельности (производственные, торговые, научные, учебные, воинские), по формам связи (контактные, неконтактные), по значимости (первичные и вторичные), времени действия (постоянные и временные), степени формализованное (жесткая и гибкая организации) и т.д. В рабочей группе диалектически объединены два компонента – материальный и духовный.
Рис. 1. Материальный и духовный компоненты
В рамках анализа содержания отношений между членами рабочей группы можно выделить следующие сферы: профессиональную, ценностно-мировозренческую и сферу межличностных отношений.
Рис. 2. Сферы отношений Профессиональная зрелость рабочей группы Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее профессиональная зрелость. Она характеризуется прочными связями между ее членами, возникающими на основе общих ценностных ориентации, позитивно окрашенных неформальных отношений. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются устойчивые традиции. Сотрудники имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, с энтузиазмом относятся к решению поставленных задач.
Руководителей-практиков не может не волновать вопрос о том, как измерить степень зрелости той или иной рабочей группы, перевести качественную характеристику в количественные показатели. Интересную методику разработали немецкие специалисты В. Зигерт и Л. Ланг. Они предлагают оценить по четырех балльной шкале степень интенсивности 21 негативного признака. К их числу они относят: § активный поиск виновных в случае неудачи; § стремление работников обезопасить себя при помощи инструкций и докладных записок; § недостаточную информированность конкретных исполнителей; § неясность и недоступность целей деятельности сотрудникам; § первым о допущенной ошибке узнает не сам работник, а его на- чальник или коллега; § групповой эгоизм; § работник редко отождествляет себя с принятыми решениями; § дефицит времени для спокойной и планомерной работы; § недооценка коллективного руководства; § конфликты из-за мелочей; § совещания длительны, часто безрезультатны, сводятся к борьбе самолюбии; § работники не осведомлены о критериях оценки их труда; § новые идеи с трудом пробивают себе дорогу; § энтузиазм в работе – редкость; § коллектив расколот на ветеранов и новичков; работа оценивается на уровне эмоций и поверхностных наблюдений; § многие работники недовольны, так как не могут применить свои знания на практике и т.д.
Наличие приведенных выше признаков свидетельствует о серьезных проблемах, стоящих перед коллективом, его недостаточной работоспособности. Факторы, определяющие степень зрелости рабочей группы, ее способность продуктивно функционировать, можно условно разделить на следующие: § технологические факторы, включая особенности совместного исполь-
зования орудий и предметов труда, например, передовых технологий, персональных компьютеров и т.д.; § экономические факторы, т.е. формы оплаты труда, особенности фор- мы собственности и т.д.; § организационные факторы и, прежде всего, используемые отношения в системе «руководитель – подчиненный»; § ценностно-мировоззренческая и психологическая совместимость ра- ботников.
Две последние группы факторов заслуживают специального рассмотрения. Специалисты выдвигают десять ограничений, которые, по их мнению, чаще всего препятствующих эффективной работе коллектива. 1. Непригодность руководителя – его неспособность по своим личным качествам сплотить сотрудников, воодушевить их на эффективные приемы работы. 2. Неквалифицированные сотрудники. Типичный недостаток – несбалансированность функций работников, неадекватное сочетание профессиональных и человеческих качеств. Авторы предлагают довольно интересное распределение служебных ролей, согласно которому в каждой рабочей группе должны быть "поставщики идей", "аналитики", "направляющие", "планирующие", выполняющие роль "сдерживающего фактора" и несколько "исполнителей". Комбинация ролей зависит от специфики коллектива, при этом один работник может сочетать несколько из перечисленных ролей. 3. Неконструктивный климат. Характеризуется отсутствием преданности задачам команды, нет высокой степени взаимной поддержки в сочетании с заботой о благе каждого сотрудника. 4. Нечеткость целей. Недостаточное согласование личных и коллективных целей, неспособность руководства и персонала к компромиссу. Авторы подчеркивают необходимость периодической корректировки поставленных целей, иначе члены коллектива теряют представление о перспективах своей деятельности. 5. Низкие результаты работы. Подразумевается, что коллектив не должен самоуспокаиваться на достигнутом, должен проявлять напористость в достижении значимых целей, что способствует высокой самооценке сотрудников, росту личного профессионализма.
6. Неэффективность методов работы. Подчеркивается значение правильной организации сбора и предоставления информации, принятия правильных и своевременных решений. 7. Нехватка открытости и наличие конфронтации. Отмечается необходимость свободной критики, обсуждения сильных и старых сторон проделанной работы, существующих разногласий без ложного страха быть неправильно понятым, нарушить деловой этикет, вызвать конфликт. Однако на практике это трудновыполнимо, так как требуется особая подготовка персонала и руководителя. 8. Недостаточные профессионализм и культура сотрудников. Желание иметь в коллективе сильных сотрудников с высоким уровнем индивидуальных способностей вполне понятно. Можно считать правильной точку зрения, согласно которой развитый сотрудник должен быть энергичен, уметь управлять своими эмоциями, быть готовым открыто излагать свое мнение, обладать способностью изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, а не силы, хорошо излагать свое мнение. Любая рабочая группа – это сложный социальный и профессиональный организм, обладающий способностью к саморегуляции, наличием обратных и горизонтальных связей и т.д. Но вместе с тем, ему присущ ряд черт, характерных для организации: § разделение функций между сотрудниками, закрепленное в прави- лах или инструкциях; § должностная иерархия, порядок подчиненности; § лояльность каждого сотрудника по отношению к своей команде; § система позитивных и негативных санкций (отсюда – особая роль руководителей в рабочей группе).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|