Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.04.2016 г.) – zakon.kz
Законодательная база Регулирование борьбы с коррупцией Регулирование борьбы с коррупцией осуществляется на основе Закона «О борьбе с коррупцией» и Уголовного Кодекса. Ее наполнение осуществляется на основе Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2020 годы, утвержденной Указом Президента № 986 от 26 декабря 2014 года. А на самом деле программы по борьбе с коррупцией принимаются с 2001 года. Цели Антикоррупционной стратегии следующие: повышение эффективности антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции, снижение в Казахстане уровня коррупции. Плюс ко всему в конце 2015 года был подписан закон, который начал действовать с 1 января 2016 года (за исключением отдельных норм), называющийся «О противодействии коррупции». Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики РК. 1) осуществлению деятельности, не совместимой с выполнением государственных функций; 2) недопустимости совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников; 3) использованию служебной и иной информации, не подлежащей официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ; 4) принятию подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством РК В новом уголовном кодексе, действующем с 1 января 2015 года, на лиц, совершивших коррупционные преступления, не распространяется срок давности. Для них установлен запрет на условное осуждение, а также введен пожизненный запрет на право занимать должности на государственной службе.
Коррупционные скандалы и причастность элиты Несколько международных НПО обвинили правительство Назарбаева в пустом создании видимости в антикоррупционной активности. Несмотря на председательство в Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе в 2010, некоторые активисты в самой стране и за её пределами утверждают, что было приложено минимум усилий в решении проблем «ущемления человеческих прав» и «широко распространённой коррупции». Сама семья Назарбаевых была впутана в серию расследований по отмыванию денег, подкупу, убийствам, проводимых правительствами Западных стран. Среди данных расследований приводится так называемый «Казахгейт», в результате которого Министерство юстиции США не подтвердило вину семьи Назарбаевых и закрыло дело в августе 2010 В общем и целом, общество Казахстана имеет представление о коррупционных схемах и участия в них элиты во главе с семьей Назарбаева. Члены семьи играют существенную роль в экономике и политике страны. В семье президента 2 миллиардера (вторая дочь Кулибаева Динара — 1258 млн долларов и второй зять Кулибаев Тимур — 1258 млн долларов) и несколько мультимиллионеров. Состояние клана Назарбаевых оценивается примерно в 7 млрд долларов. Казахгейт Этим словом называют скандал вокруг Джеймса Гиффена, американского бизнесмена и бывшего советника Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Американские прокуроры обвиняют Гиффена в даче взятки Назарбаеву и Нурлану Балгимбаеву, бывшему премьер-министру Республики Казахстан, в целях обеспечения контрактов на нефть Тенгизского месторождения для западных компаний в 1990-х годах. Джеймс Гиффен был арестован в 2003 году в аэропорту Нью-Йорка при попытке сесть на самолет в Париж, хотя позже стало известно что он не собирался бежать из страны — у него был обратный билет, и это было обычной запланированной деловой поездкой. Прокурором Южного округа Нью-Йорка ему было предъявлено обвинение в нарушении Закона об иностранной коррупции 1977 года и отмывании денег. При нём был казахстанский дипломатический паспорт, хотя двойное гражданство не допускается законами Республики Казахстан. Прокуратура также предъявила обвинение Брайану Уильямсу III, бывшему управляющему нефтяной компании Mobil в уклонении от уплаты налогов, связанных с «откатами» выплаченными при ведении бизнеса в Казахстане.
Общие выводы: 1) В медийном и информационном пространстве коррупция занимает место одной из наиболее важных проблем Казахстана. Однако в реальности, сама по себе, она не является проблемой волнующей население и бизнес. Проблемой она становится только когда является причиной низкой эффективности государственного управления или явного нарушения закона со стороны правоохранительных органов и судебной системы. Смягчает коррупцию то, что она в некоторых случаях помогает населению повысить свой жизненный уровень или избежать наказаний за нарушение закона, а также то, что благодаря патрон-клиентским отношениям в действующей кланово-сословной системе страны они получают часть коррупционной ренты. 2) Отношение политической элиты страны, которая составляет высшее звено государственного аппарата, к коррупции явно не совпадает с отношением к ней среднего и низшего звена государственного аппарата. Дело в том, что элита по большей части владеет в той или иной степени собственными бизнес-активами и имеет возможность не брать напрямую взятки с населения и бизнеса, как это делают остальные части госаппарата. Кроме того, она заинтересована в социальной стабильности – поэтому и борется с коррупцией, которая затрагивает население и часть бизнеса. Но при этом, они часто даже легально сами или через родственников владеют довольно большими бизнес-активами и с ними они бороться не намерены.
3) Часто борьба с коррупцией является прикрытием политической борьбы, однако надо заметить, что за прошедшие годы откровенные коррупционные преступления стали поводом для осуждения чиновников даже высокого ранга. Постепенно норма о недопустимости хотя бы откровенных коррупционных действий внедряется в жизнь. 4) Имеет место улучшение работы государственного аппарата за счет «электронного правительства», центров обслуживания населения, действий Национальной палаты предпринимателей, центров обслуживания предпринимателей, которые за счет уменьшения человеческого фактора и улучшения практик снижают необходимость в коррупции. В целом, резкое улучшение качества государственного управления пришло, когда была внедрена система стандартов государственных услуг, позволяющая четко оценить и контролировать работу государственных органов. 5) С другой стороны, в рамках антикоррупционной борьбы процедура государственных закупок настолько усложнилась, что это снижает эффективность работы госаппарата чаще сильнее, чем сама коррупция - за счет сокращения сроков работ, демпинга отдельных поставщиков и снижения качества работ и услуг. 6) В целом, коррупция стала одной из системных и неизбежных вещей в политической и экономической системе страны, однако, она видоизменяется, снижая «низовую» свою часть с которой сталкивается населения и сохраняя или даже увеличивая «верховую» часть, которая остается на долю политической элиты страны.
Литература: 1.Марат Шибутов «Коррупция в Казахстане сегодня» - http://voprosik.net/korrupciya-v-kazaxstane-segodnya/ 2. http://www.newregion.kz/news/20-novosti/480-antikorruptsionnaya-kultura-v-obshchestve-neobkhodima Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.04.2016 г.) – zakon.kz Vlasti.biz
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|