Правовой режим централизованных и децентрализованных
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Российский государственный торгово-экономический университет
Институт юридический Кафедра административного и финансового права
Контрольная работа по финансовому праву Вариант № 14
Москва 2007 г. ПЛАН:
1. Правовой режим централизованных и децентрализованных государственных и муниципальных доходов. 3
2. Характерные признаки государственного кредита как финансово-правового института. 8
3. Практическое задание. 12
4. Список использованной литературы 14
Правовой режим централизованных и децентрализованных государственных и муниципальных доходов.
Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.
Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Матери-альное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответ-ствующие их специфике денежные фонды – бюджетные, внебюджетные и т.д. Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответ-ствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. В бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ создаются специальные фонды. К их числу относятся: стабилизационный фонд в федеральном бюджете, целевые фонды, резервные фонды. Правовой режим Стабилизационного фонда РФ определен в гл. 13 БК РФ. Этот фонд впервые был создан в федеральном бюджете в 2004 г. в связи с получением в бюджет дополнительных доходов, обусловленных резким повышением цены на нефть на мировом рынке. Стабилизационный фонд – это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ее ценой и использующаяся в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (ст. 96 БК РФ). Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, определенном в постановлении Правительства РФ от 30 сентября 204 г. № 508 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда РФ».
В соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2005 год (ст.3) средства Стабилизационного фонда сверх накопленной суммы 500 млрд. руб. использовались: 1) На покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ в ходе его исполнения; 2) На погашение государственного внешнего долга РФ.
В федеральном бюджете, как и в бюджетах других уровней бюджетной системы РФ, могут быть образованы целевые бюджетные фонды. Целевой бюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете (ст. 17 БК РФ). На протяжении ряда лет целевые бюджетные фонды создавались в федеральном бюджете в соответствии с ежегодным законом о федеральном бюджете. Доходы целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в составе доходов бюджетов (п.3 ст. 39 БК РФ). В бюджетах образуются резервные фонды органов исполнительной власти и резервные фонды органов местного самоуправления (ст. 81 БК РФ). В федеральном бюджете образуется резервный фонд Правительства РФ. Он не может превышать 3% расходов федерального бюджета. В бюджетах субъектов РФ размер этого фонда устанавливается в законе о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов; на проведение аварийно-восстановительых работ по ликвидации последствий стихийных бедствий; на ликвидацию других чрезвычайных ситуаций в текущем году. Порядок расходования средств резервного фонда Правительства РФ устанавливается Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. Резервный фонд Президента РФ, создаваемый в федеральном бюджете (ст.82 БК РФ), не может превышать 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.
К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.[1] Роль финансов предприятий в жизнедеятельности любого государства очень велика. Они обеспечивают не только материальное производство и социальную сферу самого предприятия, но и используются для образования денежных фондов в других сферах: пенсионном обеспечении, социальном и медицинском страховании, служат источником доходов бюджета и т.д. В связи с этим финансы предприятий являются исходной основой для всей финансовой системы страны. Центральное место в системе финансовых отношений предприятия отводится отношениям по формированию и использованию внутрихозяйственных фондов. Это обусловлено тем, что только они позволяют предприятию в полной мере вести процесс расширенного воспроизводства, удовлетворять свои разнообразные потребности, а в конечном итоге – создавать новую стоимость и распределять ее. Собственно, вся финансовая деятельность предприятия, которая представляет собой организуемый руководителем предприятия процесс формирования, распределения и использования денежных доходов и накоплений предприятия, направлена на формирование и использование целевых внутрихозяйственных фондов.
Правовой режим распределения прибыли на казенном предприятии и предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, существенно различаются. В соответствии со ст. 16 Закона об унитарных предприятиях предприятия, работающие на праве хозяйственного ведения, после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли. Такое перечисление осуществляется ежегодно. Федеральные государственные предприятия перечисляют часть прибыли в федеральный бюджет. Размер этой части прибыли определяется для каждого федерального предприятия федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственно это унитарное предприятие.[2]
Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, находящееся в собственности субъекта РФ, перечисляет в бюджет субъекта РФ часть прибыли согласно, как правило, законам субъектов РФ о перечислении прибыли. Из оставшейся части прибыли вышеназванные предприятия формируют резервный фонд. Порядок и размер формирования этого фонда предусматривается уставом унитарного предприятия. Согласно Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия размер резервного фонда для каждого предприятия определяется в пропорции к уставному фонду предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия. Из оставшейся части прибыли государственное и муниципальное унитарное предприятие формирует иные фонды согласно уставу унитарного предприятия. В Примерном уставе федерального государственного унитарного предприятия предусматривается возможность создания следующих фондов: - социального фонда, средства которого должны использоваться на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний; - жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий; - фонда материального поощрения работников. Размер, порядок формирования и использования указанных фондов устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства РФ.
Государственные и муниципальные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» из прибыли федерального казенного предприятия формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. После формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|