И коэффициента полезного действия трансформатора
Приборы и принадлежности: трансформатор школьный, два амперметра
Цель работы: 1) практическое ознакомление с явлением электромагнитной индукции; 2) ознакомление с работой трансформатора; 3) определение коэффициента трансформации трансформатора; 4) определение коэффициента полезного действия трансформатора;
Теоретическое введение В 1831 г. английский физик М. Фарадей открыл, что во всяком замкнутом проводящем контуре при изменении потока магнитной индукции через поверхность, ограниченную этим контуром, возникает электрический ток. Это явление называют электромагнитной индукцией, а возникающий ток индукционным. Электродвижущая сила индукции Знак “-” объясняется правилом Э. Ленца. В 1834 г. профессор Петербургской Академии Э. Ленц установил, что: индукционный ток имеет такое направление, что его магнитное поле противодействует изменению магнитного потока, пронизывающего контур. Частным случаем явления электромагнитной индукции являются явления самоиндукции и взаимной индукции. Взаимной индукцией называется возбуждение тока в контуре при изменении тока в другом (соседнем) контуре. Контур, в котором изменяется ток, индуцирует ток не только в других, соседних, контурах, но и в самом себе. Это явление называется самоиндукцией. Электродвижущая сила самоиндукции прямо пропорциональна скорости изменения тока и зависит от индуктивности L контура: На явлении взаимной индукции и самоиндукции основана работа трансформатора.
Трансформатор представляет собой две индуктивно связанные между собой цепи – две катушки, надетые на один сердечник. Трансформатор был изобретен в 1876 г. П.Н. Яблочковым. Трансформатор позволяет трансформировать, т.е. изменять в определенное число раз, силу тока и напряжение.
~
Рис 1
Повышающий трансформатор применяют, например, при передаче электрической энергии на далекие расстояния. На месте потребления напряжение снова понижают. Принципиальная схема трансформатора показана на рис 1. Первичная 1 и вторичная 2 катушки (обмотки), имеющие соответственно
а в первичной катушке появится э.д.с. самоиндукции
Отношение этих э.д.с. равно:
Величина При разомкнутой вторичной обмотке (
Коэффициентом полезного действия трансформатора называется отношение полезной мощности к потребляемой: Полезная мощность равна:
Потребляемая мощность:
где
Коэффициент полезного действия трансформатора зависит от тока
Эти потери связаны с выделением джоулевого тепла в обмотках трансформатора, с затратами на перемагничивание материала сердечника и с нагревом сердечника вихревыми потоками. В сердечнике трансформатора, находящимся в переменном магнитном поле, возникают вихревые токи. Чтобы уменьшить вихревые токи сердечник изготавливают из отдельных изолированных друг от друга листов. Это увеличивает электрическое сопротивление сердечника, не ухудшая его магнитные свойства. Этот же результат достигается применением ферритов, имеющих высокое удельное сопротивление.
Порядок выполнения работы 1. Собрать цепь согласно схеме (рис 2). 2. Не замыкая ключ 3. Записать показания вольтметров 4. По формуле (4) рассчитать коэффициент трансформации 5. Замкнуть ключ 6. Записать показания амперметра 7. По формуле (7) рассчитать кпд. 8. Пункты 5,6,7, повторить для других значений токов 9. Данные опытов занести в таблицу.
Таблица
Контрольные вопросы 1. В чем заключается явление электромагнитной индукции, самоиндукции, взаимной индукции? 2. Записать и сформулировать уравнение Фарадея. 3. Сформулировать правило Ленца. 4. Устройство и работа трансформатора. 5. Для чего применяется трансформатор? 6. Что называется коэффициентом трансформации и коэффициент полезного действия трансформатора? 7. Можно ли трансформировать постоянный ток? 8. Почему сердечник трансформатора набирают из отдельных листов стали?
~
Рис 2.
Литература 1. Курс общей физики А.С. Шубин
2. Курс физики Р.И. Грабовский ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА МЕТОДОМ МАГНЕТРОНА Приборы и принадлежности: электронная лампа, соленоид, микроамперметр, вольтметр, реостат, источник постоянного тока, УИП-1, ключ.
Цель работы: экспериментально определить удельный заряд электрона.
Теоретическое введение Удельным зарядом электрона называется отношение заряда электрона В настоящей работе отношение В качестве магнетрона можно использовать двухэлектродную электронную лампу с цилиндрическим анодом и катодом, расположенным вдоль оси цилиндрического анода так, что электрическое поле направлено по радиусу. Движение электронов в этом случае происходит в кольцевом пространстве, заключенном между катодом и анодом двухэлектродной электронной лампы. Лампа помещается внутри соленоида, создающего магнитное поле, параллельное катоду. Рассмотрим траекторию электронов, движущихся под действием рассматриваемой комбинации электрического и магнитного полей. Электроны, испускаемые раскаленным катодом, под действием электрического поля между катодом и анодом движутся по радиальным траекториям к аноду при отсутствии магнитного поля ( Если по соленоиду пропустить ток, то на движущийся электрон со стороны магнитного поля будет действовать сила Лоренца
где В – индукция магнитного поля;
Сила Лоренца всегда направлена перпендикулярно скорости движения заряда и поэтому она работы не совершает. Она изменяет только направление скорости
b -
Рис 1
Под действием силы Лоренца электроны приобретают нормальное ускорение. На основании 2 закона Ньютона можно записать
Приравнивая правые части уравнений (1а) и (2), получим:
где
При критическом значении индукции магнитного поля радиус кривизны траектории электрона равен:
где b – радиус цилиндра анода
Так как Из формулы (3), учитывая равенство (5), найдем удельный заряд
При движении электронов в электрическом поле от катода к аноду совершается работа
Отсюда найдем скорость электрона Подставив это выражение в формулу (6), найдем:
Индукция В магнитного поля, создаваемого током соленоида, в СИ определяется по формуле:
где
N – число витков соленоида;
Рис 2
Подставив значение
Принципиальная схема установки, изображена на рис 3, состоит из трех электрических цепей: анодной цепи, цепи катода и цепи соленоида. Анодная цепь состоит из анода, микроамперметра, потенциометра Цепь соленоида состоит из соленоида, миллиамперметра, реостата
Порядок выполнения работы
1. Собрать электрическую цепь по схеме (рис 3). 2. Цепь соленоида ключом 3. Замкнуть ключом 4. Записать величину анодного тока 5. Включить с помощью ключа 6. С помощью реостата
7. По полученным данным построить график зависимости 8. Измерив длину 9. Рассчитать по формуле (10) 10. Повторить опыты для других значений
Контрольные вопросы 1. В чем заключается метод измерения удельного заряда, примененный в данной работе? 2. Объясните устройство и принцип действия магнетрона. 3. Какие силы действуют на заряд в электрическом поле? В магнитном поле? 4. Запишите формулу для силы Лоренца. Укажите, как определить направление ее действия? 5. Выведите формулу (10). 6. Используя табличные данные о заряде и массе электрона, определите значение удельного заряда электрона и, сравнив его с полученным Вами в лабораторной работе, оцените, насколько корректно Вы выполнили лабораторную работу.
Литература 1. Курс общей физики А.С. Шубин 2. Курс физики Р.И. Грабовский
А
0 – 400 В 6 В
К
Рис 3.
Рис 4 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.8
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАПРЯЖЕННОСТИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ
Приборы и принадлежности: магнит, компас, секундомер
Теория метода и описание установки
Магнитное поле Земли представляет собою как бы огромный магнит, полюса которого лежат вблизи географических полюсов: вблизи северного географического полюса расположен южный магнитный S, а вблизи южного географического – северный магнитный N (рис. 1)
Рис 1.
Магнитное поле Земли на экваторе направлено горизонтально (точка В), а у магнитных полюсов – вертикально (точка А). В остальных точках земной поверхности магнитное поле Земли направлено под некоторым углом (точка К). Величину проекции напряженности земного магнитного поля Магнитная стрелка, которая может вращаться лишь около вертикальной оси, будет отклоняться в горизонтальной плоскости только под действием горизонтальной составляющей напряженности Существуют постоянные магниты, магнитное поле которых создается молекулярными токами. Поле прямолинейного магнита подобно полю соленоида. Как и катушка с током, полосовой магнит характеризуется некоторым магнитным моментом
Возьмем магнит в форме призматического стержня и подвесим его на тонкой и длинной нити так, чтобы он занимал горизонтальное положение (рис 2). S N Магнит устанавливается в направлении магнитного меридиана (упругость нити пренебрежимо мала). Если стержень вывести из положения равновесия (в горизонтальной плоскости), то на него будет действовать вращающий момент М
Рис 2 где или где I – момент инерции магнита. При малых углах Введя подстановку
Уравнение (3) – это дифференциальное уравнение гармонического колебательного движения. Его решение имеет вид:
где
Период колебаний равен:
Момент инерции призматического магнита относительно оси, проходящей через центр тяжести перпендикулярно к его длине, вычисляется по формуле:
где
В уравнение (5) входит еще неизвестная величина Р. Рассмотрим второй опыт, который позволит найти связь между Возьмем скамью со шкалой и с помощью буссоли, прикрепленной на ее конце, установим ее перпендикулярно магнитному меридиану. После этого возьмем магнит, который должен подвешиваться на нити, и расположим его на скамье так, как показано на рисунке 3.
N
Рис 3. S
Стрелка буссоли при этом отклонится на некоторый угол шкале буссоли. Из рисунка видно, что
где
Отсюда
Решая совместно уравнения (5), (6), (7) и (8), найдем
Чтобы исключить ошибку, зависящую от несовпадения магнитной оси буссоли с ее геометрической осью, угол
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|