Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика муниципальных образований (МО) (млн.р.)

Введение

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе.

Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь.

Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.

На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

· политические факторы;

· экономические факторы;

· социальные факторы;

· научно-технический прогресс,

· экологические факторы и др.

С целью вынесения предложений по развитию региона в работе рассматриваются основные показатели качества жизни в России и методы оценки качества, определяется динамика уровня жизни населения, анализ степени их влияния и роли в повышении данного показателя.

Проблемы уровня жизни населения являются наиболее актуальными. В связи с экономическим кризисом 2008-2010 гг., в обществе произошло глубокое падение уровня жизни основной массы населения россиян.

Благосостояние населения зависит от правильности социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от достаточной информации, и насколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе. От решения проблем уровня и качества жизни во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Объектом исследования является население Новосибирской области.

Предмет исследования - оценка перспектив развития региона и разработка предложений улучшения уровня жизни его населения.

Цель исследования - анализ показателей уровня жизни населения Новосибирской области.

Задачи исследования:

оценить уровень развития и основных показатели Новосибирской области;

ознакомиться с понятием и показателями уровня жизни;

проанализировать факторы, оказывающие на него влияние;

провести расчеты необходимых показателей уровня жизни населения Новосибирской области;

оценить перспективы развития региона;

разработать предложения по улучшению уровня жизни населения региона.

 

1.Общая характеристика Новосибирской области и особенности ее развития

Новосибирская область расположена в центре России, в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины и граничит с Казахстаном, Алтайским краем, Кемеровской, Омской и Томской областями. Расстояние от Новосибирска до Москвы - 3 191 км.

Новосибирск - третий по численности населения город в России, административный центр Новосибирской области, центр Сибирского федерального округа, самое крупное муниципальное образование в Российской Федерации[9].

В области континентальный климат. Он значительно суровее климата районов Европейского и Американского континентов, находящихся на той же географической широте.

Ведущими отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка, пищевая, электроэнергетика, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, черная металлургия.

Сельское хозяйство области играет важную роль в производстве продовольствия для восточных регионов Российской Федерации. Специализация - выращивание зерна, картофеля, овощей и мясомолочное животноводство. По объему валовой продукции сельского хозяйства Новосибирская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации.

Система начального и среднего профессионального образования Новосибирской области включает 75 профессиональных училищ и лицеев, 65 техникумов и колледжей.

На территории областного центра располагается ряд областных, федеральных и ведомственных учреждений здравоохранения, в числе которых областная клиническая больница, областной клинический диагностический центр, областная станция переливания крови, НИИ травматологии и ортопедии Минздравсоцразвития РФ с клиникой, ФГУ «НИИИ патологии кровообращения им. Академика Е.Н. Мешалкина Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи», Новосибирский филиал «Микрохирургия глаза», Дорожная клиническая больница, Центральная клиническая больница СО РАН и другие.

Новосибирская область - крупнейший научный центр Российской Федерации, на территории области сформировались три уникальных научных городка: Сибирское отделение Российской Академии Наук, Сибирское отделение Российской Академии Медицинских наук, Сибирское отделение Российской Академии Сельскохозяйственных наук. В 1957 году в Новосибирске создан первый в мире аналог технопарка - Академгородок[10].

В настоящее время в муниципальной собственности находится около 1,5 тыс. объектов и 850 тыс. кв. м. общей площади нежилых помещений. Есть два основных направления получения доходов: приватизация и сдача имущества в аренду.

Новосибирск является явным лидером среди сибирских городов как по получению денежных средств от приватизации, так в результате сдачи помещений в аренду.

Приватизация. В настоящее время массовая приватизация муниципальной собственности завершена. Всего приватизировано 882 объекта, в числе которых 419 предприятий торговли, 82 - общественного питания, 180 - бытового обслуживания и 139 нежилых помещений. В 1995-1998 гг. после завершения массовой приватизации доля поступлений от приватизации в общих доходах комитета по управлению имуществом снизилась до 15%.

Но в денежном выражении доходы от приватизации возросли как вследствие более тщательной подготовки инвестиционных конкурсов, так и благодаря резкому сокращению трудовых коллективов среди покупателей (с 80 % в 1993 г. до 50 % в 1995 и 20 % в 1996-1998 гг.). Следует отметить, что, несмотря на масштабность приватизации, город продал не более 5% от принадлежавшего ему имущества.

Более того, фактически стоимость муниципального имущества непрерывно возрастала, поскольку в муниципальную собственность в эти годы передавались объекты федеральной (ведомственной) и областной собственности. Дальнейшее проведение приватизации связано с точечной продажей отдельных предприятий торговли, бытового обслуживания и в перспективе - части предприятий и учреждений транспорта, образования, здравоохранения и культуры.

Альтернативой приватизации сейчас становится и будет получать дальнейшее развитие долгосрочная аренда с инвестиционными условиями. Особо острым во всех муниципалитетах является вопрос о городских землях. Со строго юридической точки зрения до принятия Земельного кодекса все земли в пределах городской черты являются федеральной собственностью.

В настоящее время в Новосибирске фактически около половины городских земель находятся в пользовании федеральных структур: научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, силовых структур, ряда предприятий.

Аренда. В настоящее время доля аренды в доходах, связанных с использованием имущества, составляет более 80 % и, видимо, будет возрастать. Основными направлениями повышения эффективности использования этого имущества в Новосибирске являются:

расширение института субаренды;

сокращение льгот по арендной плате для федеральных и областных структур, общественных организаций;

совершенствование методики расчета арендной платы, основанной на рыночной оценке стоимости объектов.

При формировании стратегических альтернатив социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочную перспективу учитываются следующие характерные особенности региона.

Новосибирская область обладает специфической пространственной структурой: подавляющая часть ее экономического потенциала расположена в Новосибирской городской агломерации, куда наряду с Новосибирском входят также города Бердск, Искитим, поселки Кольцово, Краснообск, г. Обь. «Большой Новосибирск» составляет около 80% населения области, и подобная моногородская структура размещения оказывает серьезное влияние на тенденции и эффективность экономического развития региона.

Отсутствие других крупных и средних городов снижает возможности диверсификации хозяйственной деятельности и объективно делит всю территорию на два полюса: относительно благополучную городскую агломерацию и в значительной своей части существенно менее развитые сельские территории[13].

.Область практически независима от нефтегазовых источников бюджетных доходов, от доходов от добычи и переработки других полезных ископаемых. С одной стороны, это негативно сказывается на финансовых ресурсах региона. С другой стороны, отсутствие на территории области крупных месторождений невоспроизводимых природных ресурсов и соответствующая структура экономики снимают необходимость перепрофилирования хозяйства региона в долгосрочной перспективе ввиду истощения этих запасов.

.Новосибирская область не «привязана» ни к одной крупной вертикально интегрированной компании и поэтому ей не страшны потери от перерегистрации крупных бизнес-структур, в существенной степени определяющих наполнение местного бюджета. То, что доходная часть бюджета региона формируется из множества источников, снижает потенциальные финансовые риски и обеспечивает большую стабильность при его формировании.

. Имеется весьма характерная особенность в части формирования денежных доходов и расходов населения в Новосибирской области. Область входит в число немногих регионов России, где душевые расходы превышают душевые доходы, причем в течение последних лет область прочно удерживает лидерство в России по такому превышению (например, в 2004 г. оно составило 21%, тогда как в Москве - 4%, а в целом по России имела место обратная тенденция: среднедушевые доходы превышали расходы на 1,8%; в 2000 г. превышение расходов над доходами в области было еще более внушительным и составляло 34%)[15].

Это связано со структурой расходов, в которых в области особенно велика доля сбережений во вкладах, ценных бумагах, затрат на приобретение недвижимости, покупку валюты. На соотношении показателей денежных доходов и расходов населения в Новосибирской области сказывается также «миграция денег» из соседних регионов (покупка товаров и услуг нерезидентами данного региона)[13].

Серьезными и специфическими проблемами развития Новосибирской области (помимо отмеченных выше социальных проблем) являются: существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его производственной системы к инновациям.

Занимая лидирующее место в России по основным характеристикам научного потенциала, по числу использованных в производстве передовых технологий область заметно отстает от таких регионов, как Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Нижегородская области; несоответствие потенциала качественных услуг в области медицины, образования, бытового обслуживания, отдыха относительно низкому платежеспособному спросу населения региона; сильная загруженность основных транспортных артерий г. Новосибирска, соединяющих различные его районы, при резко возросшем парке легкового автотранспорта и одновременно слабое развитие транспортной сети в сельских районах.

По густоте автодорог общего пользования с твердым покрытием (их наличие или отсутствие являются показателем внутри- и межрегиональной интеграции, экономической активности и конкурентоспособности региона) область занимает место лишь в шестом десятке регионов Российской Федерации и это заметно снижает ее потенциальные возможности роста.

Отмеченные выше благоприятные возможности перспективного развития Новосибирской области могут снижаться под воздействием следующих внешних и внутренних потенциальных угроз:

дальнейшего неконтролируемого роста сферы торгово-посреднических услуг без надлежащего увеличения их качества, что приводит к острой конкуренции за трудовые и финансовые ресурсы, земельные площади и т.д., ослаблению возможностей развития реального сектора экономики региона и усилению социального расслоения общества;

усиливающейся конкуренцией российских регионов за привлечение финансовых ресурсов и инвестиций;

возможного бурного экономического роста других регионов Сибири, что в условиях общего дефицита трудовых ресурсов может вызвать потенциальную угрозу перелива в эти регионы квалифицированных кадров из Новосибирской области (в случае предоставления им гарантий более высокой оплаты труда или обеспечения жильем);

отсутствием федеральной поддержки крупных инвестиционных проектов национального значения;

роста неконтролируемой миграции из КНР и Среднеазиатских стран СНГ[14].

Отмеченные потенциальные угрозы имеют разную степень вероятности и влияния на развитие региона в отдельные временные промежутки. Большинство из них имеет внешний по отношению к Новосибирской области характер. Две первых позиции (неконтролируемый рост сферы услуг и усилений диспропорций между развитием Новосибирской городской агломерации и остальных районов области), с одной стороны, отражают объективный характер роста доли сферы услуг в валовом выпуске стран и регионов и более интенсивное развитие мегаполисов по сравнению с окружающими их территориями.

С другой стороны, в Новосибирской области эти процессы происходят гораздо более интенсивно, чем в других регионах страны и должен существовать объективный предел их «насыщения». Самое главное, они не сопровождаются адекватным ростом качества сферы услуг и уровня и качества жизни в сельских районах. Если эти тенденции будут продолжаться, то в целом они будут является потенциальной угрозой для
гармоничного развития всей социально-экономической системы региона.
В настоящее время угроза смены парадигмы государственной поддержки российской науки сведена к минимуму (а она реально существовала в планах реформирования РАН со стороны отдельных ведомств и влиятельных групп)[13].

Однако никто не может дать гарантии, что подобные попытки «коммерциализации» науки и лишения господдержки фундаментальной науки, составляющей сердцевину СО РАН, не могут возобновиться в будущем. К таким (пусть даже весьма маловероятным сценариям) власти Новосибирской области должны быть готовы.

 

2.Уровень жизни населения и его составляющие

Большая часть показателей, определяющих характер социальной сферы, непосредственным образом связана с явлениями, происходящими в других сферах общества: экономика, политика, промышленность, наука и т.д. К таким показателям, в частности, относят ВВП/ВНП на душу населения, индикаторы уровня и качества жизни. Уровень жизни оценивают по следующим показателям: прожиточный минимум, структура ВВП по использованию; развитие сферы услуг (число врачей на 1000 тыс. человек, число больничных коек на 1 тыс. человек и т. п.); состояние трудовых ресурсов (средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, доля расходов на образование в ВВП и т.п.); коэффициент Джини, коэффициент фондов, уровень безработицы и др.

В отличие от категории уровня жизни, которую можно оценить с помощью ряда показателей, категория качества жизни не всегда поддается прямому количественному измерению. Сюда относятся оценки содержательности труда и досуга, уровня комфорта в труде и быту, окружающей среды, функционирования социальных и политических институтов и т. п.

Масштабность инвестиций

Масштабность инвестиций включает в себя массовое вложение капитала на долгосрочный период с целью получения прибыли.

Рассчитывается по формуле:

Масштабность инвестиций = инвестиции в осн. капитал Iok х 100% / ОФ

Основные фонды - длительно используемые средства производства, участвующие в производстве в течение многих циклов, имеющие длительные сроки амортизации. К основным средствам (фондам) относят землю, производственные здания, сооружения, машины, оборудование Фондовооруженность

Фондовооруженность -это показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий сферы материального производства основными производственными средствами. Фондовооруженность определяется как отношение стоимости основных фондов предприятия к средней годовой списочной численности работников.

Рассчитывается по формуле:

Фондовооруженность = размер ОФ / Среднегодичная численность занятых.

Фондовооруженность напрямую связана с показателем качества жизни населения, т.к. включает в себя понятия: численность занятых и основные фонды и может показать насколько рабочий класс готов заниматься своей деятельностью для повышения своего уровня качества жизни.

Средняя площадь вводимых в действие объектов недвижимости на человека

С помощью этого показателя мы можем рассмотреть количество объектов недвижимости, расчитываемых на одного человека, это несомненно отразит уровень жизни населения.

Сбалансированность бюджета региона

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования в определенном регионе.

Рассчитывается по формуле: Сбалансированность бюджета региона = Доходы региона * 100% /Расходы региона.

Сбалансированность бюджета покажет качество жизни населения в моей республике, уровень расходов и доходов.

Сальдо бюджета

Сальдо бюджета- это разница между доходами и расходами государственного бюджета. При превышении расходов над доходами имеем дефицит бюджета, т. е. отрицательное сальдо; при превышении доходов над расходами - профицит бюджета, т. е. сальдо положительное.

Рассчитывается, как отношение сальдо бюджета каждого типа МО / Расходы.

Городское население-население, постоянно проживающее в городах - поселениях, выполняющих административную, торговую, промышленную, транспортную, культурно-образовательную и другие функции.

К городскому населению относятся все лица, проживающие

а) в населенных пунктах с числом жителей не менее 2,5 тысяч, которые именуются городами, местечками и поселками;

б) густонаселенной пригородной зоне в пределах урбанизированных территорий независимо от наличия или отсутствия в них самостоятельных административных единиц;

в) не обладающих юридическим статусом населенных пунктах с числом жителей не менее 2,5 тысяч человек.

Коэффициент смертности

Смертность - демографический процесс, включающий всю совокупность смертей в данном населении за определённый период времени. Уровень смертности определяет частоту (интенсивность) случаев смертей в группе населения в течение определённого периода времени (обычно года).

Общий коэффициент смертности (m) - отношение числа умерших людей за исследуемый период (обычно за год) к средней (среднегодовой) численности населения,в промилле.

где M-общее число умерших в исследуемом периоде.

Для характеристики уровня смертности с помощью общего коэффициента смертности в демографии используется специальная шкала:

если на каждую тысячу населения за год умирает до 10 человек (т.е. m<10), то это низкий уровень смертности,

от 10 до 15 человек (т.е. 10<m<15) - средний уровень смертности;

от 15 до 25 человек (т.е. 15<m<25) - высокий уровень смертности;

от 25 человек и более (т.е. m>25) - очень высокий уровень смертности.

Уровень смертности тесно взаимосвязан с уровнем жизни, сможет показать нам среднюю продолжительность жизни населения региона.

Рождаемость - термин, характеризующий отношение количества рождений за определённый период на 1000 жителей.

Рабочая сила-количество людей, готовых работать по найму

Мигранты-лица, пересекающие государственные границы с целью изменения постоянного места жительства. Число мигрантов в регионе поможет нам определить уровень и качество жизни населения. Ведь люди едут туда, где наиболее хорошие условия для жизни.

Экономически активное население - население страны, которое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования. В России к такой категории населения относят лиц, имеющих занятие. Особенность данного показателя заключается в том, что он зависит от самоопределения человека. Так, некоторые группы граждан могут быть отнесены к экономически активному населению лишь частично (например, студенты дневных отделений вузов или пенсионеры относятся к этой категории не полностью, а в зависимости от того, есть ли у гражданина потребность в работе, готовность приступить к работе, и ищут ли они работу). Экономическая активность населения связана с качеством населения, т.е. на сколько человек готов проявлять свою экономическую активность, чтобы полностью или частично удовлетворять свои потребности.

Население страны. = Экономически активное население + Экономически неактивное население.

Экономически активное население = Рабочая сила = Занятые Рабочая сила - количество людей, готовых работать по найму. Показатель включает число работающих с прибавлением зарегистрированных безработных

Безработные - лица трудоспособного возраста, не имеющие определенное время работы и заработка и ищущие его самостоятельно или при посредничестве организаций по трудоустройству.

Доходы населения: денежные средства, которые поступают населению для удовлетворения личных потребностей. Источником являются

-Мужчины - в 60 лет

-Женщины - в 55 лет

Социальные выплаты - это денежные средства, которые по закону выплачивает государство различным группам населения. К социальным выплатам относят пенсии, пособие по безработице, пособие по рождению ребенка, пособие по инвалидности, стипендии и т. д. Если вы достигли пенсионного возраста, то вам выплачиваются денежные средства в виде пенсии.

Экономическая активность населения.

Экономически активное население - население страны, которое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования. По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет:

.занятых (предпринимателей и нанятых работников)

.безработных

Особенность данного показателя заключается в том, что он зависит от самоопределения человека. Так, некоторые группы граждан могут быть отнесены к экономически активному населению лишь частично (например, студенты дневных отделений вузов или пенсионеры относятся к этой категории не полностью, а в зависимости от того, есть ли у гражданина потребность в работе, готовность приступить к работе и ищут ли они работу).

Экономическая активность населения связана с качеством населения, т.е. на сколько человек готов проявлять свою экономическую активность, чтобы полностью или частично удовлетворять свои потребности.

Число посещений музеев - данный показатель отражает культурную потребность людей и степень её удовлетворения. Ценность культуры оценивается не через ее экономическую отдачу, а через ее способность привлекать участников. В основном, этот показатель зависит от дохода человек, ведь если денежных средств хватает лишь на прожиточный минимум, человек не сможет позволить себе посещения культурных и развлекательных заведений.

Преступность - явление отклоняющегося поведения, представляющее высокую опасность для окружающих нарушителя людей и потому преследуемое по закону. Уровень преступности зависит от количества реальных доходов населения. Люди не имеют возможности позволить себе полноценную жизнь, и в связи с этим повышается уровень преступности.

Загрязнение воды - изменения химического и физического состояния или биологических характеристик воды, ограничивающие дальнейшее ее употребление. Вода играет чрезвычайно важную роль в жизни человека, животного и растительного мира, и природы в целом.

Прикладные исследования - вид научных исследований, основная цель которых - решение практических проблем. Прикладные исследования опираются на фундаментальные исследования, задачей которых является познание объективных законов, решение крупных проблем.

Инновация - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Коэффициент Джини - статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку.

Наиболее часто в современных экономических расчётах в качестве изучаемого признака берётся уровень годового дохода. Коэффициент Джини можно определить как макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны

Индекс развития человеческого капитала(ИРЧП)- индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

.Среднняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖПР)-оценивает долголетие.

.Уровень грамотности взрослого населения (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).

.Уровень жизни, оценённый через душу населения при паритете покупателей способности (ППС) в долларах США.

Величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития.Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития - те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях.

ИРЧП может показать как уровень жизни, так и качество жизни населения, потому что обхватывает все сферы деятельности населения.

ВВП на душу населения -валовый внутренний продукт, определяющий уровень экономического развития. Он высчитывается с помощью деления общей стоимости всех товаров на количество людей, живущих в стране. Этот показатель нужен прежде всего для того, чтобы адекватно сравнивать экономическое развитие различных стран с учетом численности населения. ВВП на душу населения обычно рассчитывается в долларах с учетом паритета покупательной способности местной валюты, то есть в расчет берется не просто рыночный курс валюты, а то количество товаров, которое можно на нее приобрести.

ВВП на душу населения может отражать и еще один важный показатель - производительность труда. Но для этого экономисты обычно меняют способ расчета и делят стоимость всех товаров не на общее количество населения страны, а только на численность работающих граждан.

ВВП на душу населения покажет уровень качества жизни населения, т.е. вполне ли государство или отдельно взятый регион может удовлетворять потребности населения.

Валовый национальный доход(ВНД)- доходы экономической деятельности- резидентов данного государства. ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам).

ВНД = ВВП + Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу (к таким первым доходам обычно относят оплату труда, доходы от собственности в виде дивидендов и т. п.)

В качественном отношении различия между ВВП и ВНД состоят в том, что ВВП представляет собой объём конечных товаров и услуг или вновь возданную стоимость, а ВНД - поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны вследствие их участия в создании ВВП данной страны и ВВП других стран.

Расчёты ВНД могут повлиять на уровень и качество жизни населения как страны,так и региона.

Доход на душу населения- национальный доход страны или региона, разделенный на численность населения. Доход на душу населения может быть рассчитан на одного человека, в отношении всего населения, в пересчете только на совершеннолетних, используя соответствующие коэффициенты в отношении детей. Страны или регионы с высокой долей детского населения будут иметь более низкий показатель, если при сравнении дохода на душу населения рассматривается не доход на одного совершеннолетнего, а используется метод, придающий больший вес детям.

Доход на душу населения отразит качество жизни, т. к. этот показатель напрямую связан с доходами.

 

3.Показатели уровня жизни Новосибирской области и их особенности

Место (по убыванию), которое занимает регион по значению самостоятельно выбранного показателя среди всех субъектов РФ

Новосибирская область занимает 17 место по численности населения.

Рисунок 1 - Численность населения на 1 января 2012 г.

Таким образом, по численности населения на 1 января 2012 года Новосибирская область занимает третье место после Кемеровской области и Красноярского края.

Усредненная производительность основных фондов = ВРП / размер ОФ

Усредненная производительность основных фондов = ВРП(млн.р) / размер ОФ(млн.р);

Упоф(НО) = 482026,5/1229181 = 0,39

Упоф(СФО) = 20889,9/10256100 = 0,002

Производительность труда = ВРП (млн.р)/ Среднегодичная численность занятых (тыс.чел.);

Производительность труда (НО) = 482026,5/1305,1 = 369,3 млн.р.

Производительность труда (СФО) =20889,9/9018,6 = 2,3 млн.р.

Диаграмма структуры объема товаров и услуг (добыча ПИ, обработка, производство и распределение электроэнергии)

Рисунок 2 - Диаграмма структуры объема товаров и услуг

Таким образом, на основании данных показателей можно говорить о том, что в Новосибирской области повысились показатели по уровню добычи полезных ископаемых в регионе и уровня развития обрабатывающх производств, но в тоже время снизились показатели по производству и распределению электроэнергии.

Характеристика муниципальных образований (МО) (млн.р.)

Сбалансированность бюджета региона = Доходы региона * 100% / Расходы региона

Таблица 2 - Сбалансированность бюджета региона

   
  доходы расходы Дефицит (-),профицит (+)
Новосибирская область     -3069
муниципальные районы     -145
городские округа     -2885
городские поселения     -8
сельские поселения     -32
           

 

Минуципальные р. -145/23545=0.6%

Городские окр. -2885/40313=7.1%

Городские поселения -8/2358=0.3%

Сельские поселения. -32/3997=0.8%

Сбалансированность бюджета - это соответствие предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. Так гласит один из принципов Бюджетного кодекса РФ, который также указывает на необходимость минимизации дефицита бюджета уполномоченными органами на стадиях составления, утверждения и исполнения бюджета.

Таким образом, на основании проведенных расчетов можно говорить о том, что бюджет Новосибирской области является сбалансированным.

Усредненная доля каждого типа МО в общих доходах субъекта =

= Kмо х Доходы выбранного типа МО / Общие Доходы всех МО;

Kмо = Кол-во МО выбранного типа / общее количество МО

Рисунок 3 - Сбалансированность бюджета

Kмо = 16,33

Усредненная доля каждого типа МО в общих доходах субъекта =

= 16,33 * 23400 / 67144 = 5,69

Для расчета данных показателей были выбраны муниципальные районы.

МР=30 Кдля МР=30/490=0.061

ГО=5 Кдля Го=5/490=0,01

ГП=26 Кдля ГП=26/490=0,05

СП=429 Кдля СП=429/490=0,88

Усредненная доля МР=0.061*23545/70213=0.02

ГО=0,01*40313/70213=0,005

Заключение

Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа и является одним из крупнейших субъектов Российской Федерации.

Определяющим фактором подобной устойчивости экономической системы Новосибирской области является диверсифицированная структура производства, сравнительно благоприятные условия функционирования хозяйствующих субъектов и высокая предпринимательская активность, поддерживаемая реализацией системы антикризисных мер и решений, принятых законодательным и исполнительными органами государственной власти Новосибирской области.

По результатам проведенного исследования можно сделать выводы об уровне развития Новосибирской области. Так в январе - июне 2012 года социально-экономическое развитие города Новосибирска характеризовалось положительной динамикой. Оборот организаций всех видов экономической деятельности составил 317,6 млрд. рублей (76,6% областного оборота), что в фактически действующих ценах на 10,4 % больше уровня января - июня 2011 года.

Решение проблемы - развитие образовательного потенциала населения Новосибирской области на основе совершенствования системы образования в соответствии с социальными запросами населения и требованиями инновационного развития экономики и его эффективное использование.

Строительный комплекс области не в полной мере соответствует потребностям строительного рынка. Развитие массового жилищного строительства, п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...