Вопрос № 65. Общие принципы строения сенсорных систем, их классификация.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Сенсорная система — часть нервной системы, ответственная за восприятие определённых сигналов из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов. Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. С помощью сенсорной системы можно почувствовать такие физические свойства, как температура, вкус, звук или давление. Также сенсорными системами называют анализаторы. Анализаторы (сенсорные системы) — это совокупность образований, которые воспринимают, передают и анализируют информацию из окружающей и внутренней среды организма. Орган чувств – это специфический рецепторы и их вспомогательные структуры, обеспечивающие восприятие отдельных сигналов. Сенсорное восприятие включает следующие этапы: К основным принципам конструкции сенсорных систем относятся: · Принцип многоканальности (дублирование с целью повышения надёжности системы) · Принцип многоуровневости передачи информации · Принцип конвергенции (концевые развлетвления одного нейрона контактируют с несколькими нейронами предыдущего уровня) · Принцип дивергенции (мультипликации; контакт с несколькими нейронами более высокого уровня) · Принцип обратных связей (у всех уровней системы есть и восходящий, и нисходящий путь; обратные связи имеют тормозное значение как часть процеса обработки сигнала)
Классификация сенсорных систем: · соматосенсорная система · зрительная система · обонятельная сенсорная система · слуховая сенсорная система · вкусовая сенсорная система Вопрос № 66. Зрительная система: строение функции. Фотохимические процесс а рецепторах сетчатки. Теории цветоощущения. Зрительная система — оптикобиологическая бинокулярная система, эволюционно возникшая у животных и способная воспринимать электромагнитное излучение видимого спектра (света), создавая изображение, в виде ощущения (сенсо́рного чувства) положения предметов в пространстве. Зрительная система обеспечивает функцию зрения. Строение зрительной системы Светопреломляющий аппарат Светопреломляющий аппарат глаза представляет собой сложную систему линз, формирующую на сетчатке уменьшенное и перевёрнутое изображение внешнего мира, включает в себя роговицу, камерную влагу — жидкости передней и задней камер глаза, хрусталик, а также стекловидное тело, позади которого лежит сетчатка, воспринимающая свет. Аккомодационный аппарат Аккомодационный аппарат глаза обеспечивает фокусировку изображения на сетчатке, а также приспособление глаза к интенсивности освещения. Он включает в себя радужку с отверстием в центре — зрачком — и ресничное тело с ресничным пояском хрусталика. Фокусировка изображения обеспечивается за счёт изменения кривизны хрусталика. При увеличении кривизны хрусталик становится более выпуклым и сильнее преломляет свет, настраиваясь на видение близко расположенных объектов. При расслаблении мышцы хрусталик становится более плоским, и глаз приспосабливается для видения удалённых предметов.
Рецепторный аппарат Рецепторный аппарат глаза представлен зрительной частью сетчатки, содержащей фоторецепторные клетки (высокодифференцированные нервные элементы), а также тела и аксоны нейронов (проводящие нервное раздражение клетки и нервные волокна), расположенных поверх сетчатки и соединяющиеся в слепом пятне в зрительный нерв. Сетчатка также имеет слоистое строение. Устройство сетчатой оболочки чрезвычайно сложное. Самый наружный слой является свето-цветовоспринимающим, он обращен к сосудистой оболочке (вовнутрь) и состоит из нейроэпителиальных клеток — палочек и колбочек, воспринимающих свет и цвета, следующие слои образованы проводящими нервное раздражение клетками и нервными волокнами. Свет входит в глаз через роговицу, проходит последовательно сквозь жидкость передней (и задней) камеры, хрусталик и стекловидное тело, пройдя через всю толщу сетчатки, попадает на отростки светочувствительных клеток — палочек и колбочек. В них протекают фотохимические процессы, обеспечивающие цветовое зрение. Областью наиболее высокого (чувствительного) зрения, центрального, в сетчатке является так называемое жёлтое пятно с центральной ямкой, содержащей только колбочки. В области желтого пятна сосредоточена также основная часть рецепторов, ответственных за цветовое зрение (цветоощущение). То есть вся световая информация, которая попадает на жёлтое пятно, передается в мозг наиболее полно. Место на сетчатке, где нет ни палочек, ни колбочек называется слепым пятном; оттуда зрительный нерв выходит на другую сторону сетчатки и далее в мозг. Фотохимические реакции В палочках у человека содержится пигмент родопсин, а в колбочках - иодопсин. Родопсин и иодопсин представляет сложную молекулу, состоящую из липопротеина и ретиналя - альдегидной формы витамина А. При действии света происходит цикл фотохимических реакций, ведущих к расщеплению родопсина.
Вся цепочка превращения энергии света в нервный импульс: Квант света hν → поглощение его 11 цис-ретиналем (изомер ретиналя, способный связываться с белком опсином) → цис-трансформация ретиналя → разрыв родопсина на опсин и ретиналь → увеличение проницаемости дисковой мембраны для ионов Са → диффузия ионов Са к цитоплазматической мембране палочки → образование фоторецепторного потенциала на мембране палочки → возбуждение нейронов сетчатки → поступление нервных импульсов в зрительные центры головного мозга.
Теории цветоощущения · Теория цветоощущения Юнга-Гельмгольца, трёхкомпонентная теория цветоощущения — теория цветоощущения, предполагающая существование в глазу особых элементов для восприятия красного, зелёного и синего цветов. Восприятие других цветов обусловлено взаимодействием этих элементов. Сформулирована Томасом Юнгом и Германом Гельмгольцем. В 1959 году теория была экспериментально подтверждена. Было обнаружено, что в сетчатке существует три (и только три) типа колбочек, которые чувствительны к свету с длиной волны 430, 530 и 560 нм, т. е. к фиолетовому, зелёному и жёлто-зелёному цвету. Теория Юнга—Гельмгольца объясняет восприятие цвета только на уровне колбочек сетчатки, и не может объяснить все феномены цветоощущения, такие как цветовой контраст, цветовая память, цветовые последовательные образы, константность цвета и др., а также некоторые нарушения цветового зрения. · Теория цветового зрения Геринга — теория цветоощущения, согласно которой в сетчатке имеется три субстанции, каждая из которых воспринимает по два цвета: красный и зелёный, жёлтый и синий, белый и чёрный; в зависимости от спектрального состава света, падающего на сетчатку, происходит разложение, или синтез, одной или более из этих субстанций, что обуславливает ощущение света.
Вопросы из методички (все остальные постаралась внести в ответы) 1) Назовите гормоны эндокринной оси: Гипоталамус → гипофиз → половые железы Гонадолиберин → ФСГ → эстродиол Гонадолиберин → ЛГ → тестостерон 2) Назовите гормоны эндокринной оси: Гипоталамус → гипофиз → надпочечники Кортиколиберин → АКТГ → кортизол 3) Назовите гормоны эндокринной оси: Гипоталамус → гипофиз →щитовидная железа Тиролиберин → ТТГ → Т3 и Т4 4) Химическая классификация гормонов: пептиды, стероиды, белки, эйкозаноиды. 5) Механизм действия стероидов – через внутриклеточные цитоплазматические рецепторы. 6) Механизм действия АКГТ, ТТГ, ФСГ, ЛГ, МСГ, дофамина, мелатонина – через мембранные 7 TMS рецепторы. 7) Фолликулярные клетки щитовидной железы выделяют гормоны: Т3 и Т4; парафолликулярные клетки – кальцитонин. 8) Гипофункция щитовидной железы у детей может привести к развитию кретинизма, у взрослых к микседеме. 9) Основные гормоны, регулирующие обмен Са и Р в организме и в крови – это кальцитонин, кальцитриол, паратгормон. 10) Надпочечники состоят из 2 частей и секретируют 4 группы гормонов: минеркортикоиды, глюкокортикоиды, катехоламины и половые гормоны. 11) Жизненноважными гормонами надпочечников являются минералкортикоиды, который регулирует уровень рН среды в организме и величину артериального давления крови. 12) Инсулин и глюкагон – это гормоны поджелудочной железы, регулиоующие уровень глюкозы в крови. Инсулин понижает уровень гликемии, глюкагон – повышает. 13) Какие из гормонов (адреналин, кортизол, СТГ, ИФР-1, инсулин, глюкагон) вызывают гипергликемию – глюкагон, кортизол, адреналин, а какие гипогликемию – СТГ, ИФР-1, инсулин. 14) Назовите стрессреализующие системы: симпатический отдел АНС, нервные центры и корковое вещество, аденогипофиз. 15) Примеры гормонов синтезирующихся в печени – эритропоэтин, сердце – натрийуретический гормон, почках – ренин. 16) Гормоны, предупреждающие раннее половое созревание детей – это андрогены и эстрогены. 17) Эндокринные функции половых желез контролируются гипоталамо-гипофизарной системой с помощью гормонов ФСГ и ЛГ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|