II. Задание и указания обучающимся по подготовке к семинару
ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРУ по учебной дисциплине «Организации деятельности пожарной охраны»
Тема № 1 «Основы организации деятельности пожарной охраны в России» Мурманск I. Учебные вопросы 1. Нормативные правовые основы организации пожарной охраны в Российской Федерации. 2. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации пожарной охраны. 3. Организация федеральной противопожарной службы. 4. Организация противопожарной службы субъектов Российской Федерации. 5. Порядок создания и организации муниципальной и ведомственной пожарной охраны. 6. порядок создания частной пожарной охраны и подразделений добровольной пожарной охраны.
II. Задание и указания обучающимся по подготовке к семинару Изучение данной темы следует начинать с рассмотрения основных понятий: пожарная безопасность, пожар, требования пожарной безопасности, противопожарный режим, меры пожарной безопасности, пожарная охрана, нормативные документы по пожарной безопасности, первичные меры пожарной безопасности. При рассмотрении первого вопроса необходимо уяснить нормативные правовые основы организации пожарной охраны в Российской Федерации. В нашей стране впервые законодательно установлено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В целях регулирования отношений в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами создана система обеспечения пожарной безопасности. Далее необходимо рассмотреть основные задачи и перечислить виды пожарной охраны.
При изучении второго вопроса рассмотреть: полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Руководители организаций имеют право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств. Обязанностью руководителей организаций является обеспечение создания и содержания подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы). Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляется их учредителями за счет собственных средств. Рассматривая третий вопрос необходимо уяснить, что организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определены Положением о Федеральной противопожарной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года № 385. Федеральная противопожарная служба (далее – ФПС) является составной частью ГПС и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
ФПС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, а также соответствующим Положением. Также необходимо рассмотреть основные задачи федеральной противопожарной службы. Деятельностью ФПС руководит Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Личный состав ФПС включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: 1) лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники); 2) военнослужащих; 3) лиц, не имеющих специальных или воинских званий. В ФПС проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы). Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими ФПС определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России. Права, обязанности и социальные гарантии лиц, не имеющих специальных или воинских званий, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При рассмотрении четвертого вопроса необходимо понять, что в своей деятельности противопожарная служба (ППС) субъекта Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и Положением о Федеральной противопожарной службе. Финансовое обеспечение деятельности ППС субъекта Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу противопожарной службы является расходным обязательством субъекта Российской Федерации и осуществляется за счет средств:
бюджета субъекта Российской Федерации; субвенций из федерального бюджета; внебюджетной деятельности в области пожарной безопасности; взносов, пожертвований и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Организационная структура ППС субъекта Российской Федерации. В систему ППС субъекта Российской Федерации входят: орган управления ППС субъекта Российской Федерации; территориальные органы управления подразделениями ППС субъекта Российской Федерации (отряды, отделы, отделения) на территории муниципальных образований субъекта; территориальные подразделения ППС субъекта Российской Федерации, созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения в городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации; объектовые подразделения ППС субъекта Российской Федерации, созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; пожарно-технические образовательные учреждения. Основными задачами ППС субъекта Российской Федерации являются: организация и осуществление профилактики пожаров в городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации, а также в организациях, находящихся в его собственности (за исключением закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций, обслуживаемых специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России); спасение людей и имущества при пожарах; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
тушение пожаров на объектах критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в соответствии с Соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. При изучении пятого вопроса необходимо понять, что муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления с учетом требований НПБ 202-96 «Муниципальная пожарная служба. Общие требования». Муниципальная пожарная служба организуется в виде добровольной или ведомственной пожарной охраны и осуществляется подразделениями, созданными в порядке, установленном для этих видов пожарной охраны. Подразделение муниципальной пожарной службы (далее - подразделение) входит в состав территориальной пожарной охраны. Его привлечение к тушению пожаров осуществляется на основании соответствующих планов привлечения сил и средств в порядке, предусмотренном действующим законодательством, Боевым уставом пожарной охраны и иными нормативными актами ФПС. Необходимо уяснить, что в целях обеспечения пожарной безопасности на подведомственных объектах федеральные органы исполнительной власти, организации могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Их содержание осуществляется за счет собственных средств организаций, а также в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Задачи пожарной охраны подведомственных объектов могут выполняться другими организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности. Также необходимо изучить о рганизацию работы подразделений ведомственной пожарной охраны и требования, предъявляемые к личному составу. Приступая к рассмотрению седьмого вопроса необходимо знать, что частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях на основании ст. 12 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ в целях оказания услуг в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Координация деятельности и организационно-методическое обеспечение работы частной пожарной охраны осуществляется ФПС. Структура, штатная численность и перечень должностей частной пожарной охраны утверждаются руководителем организации. Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно с учетом организационно-методических документов ФПС. В своей деятельности частная пожарная охрана руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности, уставами, наставлениями и инструкциями, регламентирующими деятельность ФПС, Уставом организации, Положением о частной пожарной охране, организационными и нормативно-методическими документами организации, а также условиями заключенных договоров, относящихся к компетенции деятельности частной пожарной охраны. Основными задачами частной пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Также необходимо изучить функции частной пожарной охраны и требования, предъявляемые к личному составу частной пожарной охраны. При рассмотрении вопроса о добровольной пожарной охраны необходимо уяснить, что данные подразделения создаются на территории муниципальных образований и в организациях независимо от наличия подразделений ГПС или ведомственной пожарной охраны, в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Подразделения ДП О создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования. Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин. Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин. Команды могут подразделяться на разряды (с. 33 учебника): первого – с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурной смены (пожарного расчета) в специальном здании (помещении); второго – с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурной смены (пожарного расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства; третьего – с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурной смены (пожарного расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства. На подразделения ДПО возлагаются следующие основные задачи: участие в предупреждении пожаров; участие в тушении пожаров. В соответствии с возложенными задачами подразделения ДПО осуществляют следующие основные функции: контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях); принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара; проводят противопожарную пропаганду; принимают участие в службе пожарной охраны; участвуют в тушении пожаров. Добровольным пожарным могут предоставляться социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления, организациями). Личному составу всех видов пожарной охраны необходимо: проходить медицинское освидетельствование на предмет отсутствия физических и медицинских противопоказаний для работы в пожарной охране. соответствующее специальное первоначальное обучение по программам, утвержденным ФПС. Личный состав пожарной охраны не прошедший первоначальное обучение, к самостоятельной работе не допускается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|