Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4 Русская культура середины XIX века




Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. Перед многими образованными людьми встали тогда вопросы о прошлом, настоящем и будущем страны, о том, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие. Все это не могло не отразиться на творчестве русских писателей, художников, композиторов. В главе дается анализ основных стилевых направлений в русской культуре середины XIX в., отмечаются наиболее выдающиеся достижения русской литературы, живописи, музыки, архитектуры. Автор останавливается на творчестве крупнейших деятелей культуры той поры. Раскрываются особенности образовательной системы.

Для культуры первой половины XIX столетия были характерны быстрая смена идейно-художественных направлении по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей.

В художественном сознании первых десятилетий XIX в. происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг становится побудительным источником его поступков. Россия в XIX в. сделала огромный скачок в своем культурном развитии, внесла неоценимый вклад в общественную культуру.

Подъем русской культуры в начале XIX в. был обусловлен прежде всего социально-духовными процессами, происходившими в России на рубеже XVIII -XIX вв.: распространение идеалов эпохи Просвещения, ускоренное развитие литературы, печати, невиданно быстрое включение новых пластов читательской публики, надежды на преобразование зарождающегося государственного механизма. Наконец, Отечественная война 1812 года, пробудившая душу русского народа, который осознал себя единой нацией и нацией великой. Проявившееся столь мощно и столь всеобъемлюще чувство уверенности в могучих силах народных никогда уже с тех пор не исчезало, питая убежденность лучших представителей народа в замечательном будущем Родины.

Именно в эту пору в сфере образованных русских людей зрело чувство протеста против существующего порядка вещей. Особенно остро противоречие времени обозначилось в 40-е годы. В литературе и искусстве развивается Романтизм, который на русской почве несомненно был важнейшим этапом на пути к критическому реализму. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности идеальный образ. Русский


романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории утверждение сильней, свободной личности.

В литературе возникновение романтизма было связано с именем В.А.Жуковского (1783-1852). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии «душу и сердце», составили «целый период нравственного развития общества». Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы «за угнетенную свободу человека», было характерной чертой романтической поэзии Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли, о ее высоком гражданском назначении. Путь от романтизма к критическому реализму был очень быстрым Своеобразным водоразделом стали 30-е годы XIX столетия.

В русской литературе движение от романтизма к критическому реализму связано с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Важно понять, почему «Золотой век» в литературе начинался с Александра Пушкина. Он создал не только новую русскую поэзию, такую же сильную и богатую, как древние шедевры - «Слово о полку Игореве», поэзия Горация, Гомера или Шекспира, - но и русский литературный язык, избавив его от петровской замусоренное™ европеизмами и вернув простоту и звучность народного слова, Пушкин заложил начала русской драмы и дал образцы прекрасной прозьы, служившие примером будущим писателям-реалистам. Но главное - в его творчестве с недостижимой гармонией и цельностью слились противоречия русской души, русской психологии и мышления, и это позволило ему понять «дела давно минувших дней» и побуждения современников и сделать несколько пророчеств. Пушкин - «таинственный певец», солнечный центр нашей литературы, в дивных глаголах которого русская душа нашла свое наиболее полное и гармоничное выражение.

Д.С. Мережковский писал: «Подобно Петру Великому... Пушкин был не столько совершителем, сколько начинателем русского просвещения... Роман, повесть, лирика, поэма, драма - всюду он из первых или первый, одинокий или единственный. Ему так много надо свершить, что он покидает неоконченными величайшие создания...»' Дитя 1812 года и друг декабристов, восхищавшийся Петром I, предшественник славянофилов, он в одном лице соединил все будущие течения русской духовности. Певец свободы, он вдохновлялся величием России, ее державной мощью, и он же первый понял неограниченность русской жизни, понял, что народ и петербургскую империю разделяет огромная пропасть, и создал потрясающий образ России - Медного всадника, вставшего на дыбы и| удерживаемого над пропастью «бессмысленного и беспощадного» бунта железной уздой самодержца.

Пушкин вобрал в себя все живые струи, все подпочвенные воды русской истории и русского духз Он образно мыслящему, непривычному к закону и форме народу раскрыл, по словам И. Ильина, «блаженство и власть, и спасительность завершенной формы..»

Русская литература, русская поэзия николаевского времени - это прежде всего эпоха Пушкина. Н.В. Гоголь говорил, что Пушкин есть явление чрезвычайное... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести

', Литературный Петербург, Петроград. М., "Советская Россия" 1991. с. 123


лет. Достоинства Пушкина заключаются в «чрезвычайной быстроте описания» и в искусстве немногими чертами означать весь предмет. Каждое слово необъятно,

как поэт».

Природная одаренность, способность без промедления откликаться на

самые острые вопросы времени сделали его творчество точным отражением определенной исторической эпохи.

Другая сторона разностороннего дарования Пушкина, как общественного деятеля, проявилась в создании им собственного журнала. Пушкинский «Современник» в 30-40-е годы XIX в. был практически единственным, представлявшим прогрессивную журналистику литературного Петербурга.

Особое место Пушкина в развитии отечественной словесности обусловлено не только тем, что другие поэты, по замечанию Гоголя, «зажгли свои свечи от его творческого огня». Пушкина отличала способность «действовать на умы с успехом гораздо обширнейшим против прочих литераторов». Энциклопедичность, которой отмечены его личность и талант, подтверждается и его отношением к жизни и культуре других народов России. В стихотворении «Памятник» он писал, как на «Руси великой» его будет знать «всяк сущий в ней язык». Время показало, что Пушкин и в этом своем предопределении оказался прав.

Творчество АС. Пушкина - закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времен Петра I до декабристов. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы С его творчеством связано начало реализма в литературе как художественного направления. «Евгений Онегин» Пушкина был первым русским реалистическим романом, в высшей степени народным произведением.

Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М.Ю. Лермонтова. Имя двадцатилетнего Лермонтова оказалось у всех на устах в день появления «Смерти поэта», впервые опубликованного в 1856 году в «Полярной звезде» Герцена и Огарева. Однако в литературной жизни страны автор запретных стихов был известен несколько ранее.

Лермонтов переехал в Петербург в 1832 году, чтобы продолжить образование, начатое в Московском университете. Вместо университета он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, но занятий литературой не оставлял. В Петербурге он начал работу над антикрепостническим романом «Вадим» - из жизни пугачевского движения; здесь пишется одна из ранних редакций поэмы «Демон».

Жизнь петербургского светского общества легла в основу драмы «Маскарад», восходящей к творчеству Грибоедова и Пушкина по остроте и целеустремленности социальных характеристик. Однако «Маскарад» не был напечатан, не был опубликован при его жизни и неоконченный роман "Княгиня Лиговская", герой которого - бедный чиновник Красинский как бы предварял собой героев гоголевской «Шинели» и «Бедных людей» Достоевского. А описание Лермонтовым обители столичной бедноту предвосхитило страницы из "Петербургских углов» Некрасова.

Патриотизм, внимание к героическому прошлому («Бородино») все более соединяются в лермонтовских стихах с остротой и тревогой за судьбу современников.

Когда Лермонтов вернулся из кавказской ссылки, в которую попал за стихи на смерть Пушкина, Жуковский и Вяземский напечатали в «Современнике» поэму


«Тамбовская казначейша» - без имени автора и с измененным названием.

С переходом «Отечественных записок» к А.А. Караевскому читателям журнала постоянно предлагались публикации стихов Лермонтова. В первом номере| журнала за 1839 год напечатана «Дума», затем «Мцыри», повести «Бэла», «Тамань" «Фаталист», вошедшие впоследствии в роман «Герой нашего времени" стихотворения «Дары Терека», «Казачья колыбельная».

Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось и 27 лет. В октябре 1840 года, менее чем за год до трагической развязки, вышел в свет первый сборник его стихотворений. По цензурным условиям, в нем не было многих произведений Но стихи поэта, облитые горечью и злостью, уже стали не только литературным фактом, но фактом общественной мысли России тех лет.

Русская поэзия того периода пронизана горестными раздумьями о происшедшем, о поражении восстания 14 декабря 1825 года. Попыткой помочь осужденным, вызвать чувство милосердия у «самовластительного» императора явилось стихотворение Пушкина «Пир Петра Первого». Им открывалась первая книга «Современника», вышедшая десять лет спустя после приговора над декабристами. Как и в «Стансах», написанных в год вынесения приговора, поэт ставил з пример Петра Великого, отмечая, что Петр был «памятью незлобен умел «отпускать виновному вину» и «торжествовать прощенье».

Друзьям - декабристам посвятил стихи польский поэт Адам Мицкевич друг Пушкина, Рылеева, Бестужева.

После восстания 14 декабря в одних стихах повествуется об этом событии (В.Я. Зубов «Мысль о свободе»), в других отражаются разные этапы развития декабристского движения (Ф.Н. Глинка «Стихи о бывшем Семеновском полку восстании Черниговского полка). Ф.Ф. Вадковский посвятил стихотворение программе действий дворянских революционеров, включавшей не только требование освободить народ от крепостного права, но и напоминание | необходимости у;.эрядочить существовавшие в России законы. Содержание этих произведений стало причиной того, что часть из них оказалась в материалах следствия по делу декабристов.

Важное значение для понимания основных тенденций в развитии русской литературы имеет знакомство с творчеством Н.В. Гоголя «Давно уже не было писателя в мире, который был бы так важен для своего народа, как Н.В. Гоголь для России», - писал Чернышевский, назвав его именем целый период в развитии русской литературы. Цикл «Петербургские повести «Гоголя родился как итог раздумий о судьбе маленькою человека, живущего в равнодушном обществе. В повести «Шинель» читатель впервые встретился с «бедным чиновником, раздавленным весом империи».

Социальная напряженность и обличительная сила гоголевского «Ревизора" позволили А. Герцену определить содержание комедии как -полный паталого анатомический курс о русском чиновнике». В этом произведении осмеян чиновничье - бюрократический аппарат царской России, разоблачены невежество, всевластие, тунеядство, полное бесправие народа и полная бесконтрольность привилегированной бюрократии.

Ужасную исповедь современной России видел Герцен в «Ревизоре» и в поэме «Мертвые души». Эти произведения были сатирой не только на чиновничество, но и на поместное дворянство. В этих произведения представлено широкое социальное обобщение «вся Русь».


Однако не только горький упрек современной России прозвучал в поэме

"Мертвые души». Писатель выразил веру в народ, его творческие силы и его

будущее. Отсюда - особая действенность гоголевской сатиры пафос авторских

ступлений, с глубоким сочувствием рисующий людей из народа, который скован

оепостническим режимом, но нет-нет да и проявит силы свои,

Особое значение для развития художественной культуры, в частности литературы, в первой половине XIX в. имела проблема народности художественного произведения. Народность в период романтизма отождествлялась с национальной самобытностью, т.е. с особенностями уклада народной жизни, быта и т.д. Однако в 30-40-х гг. были сделаны новые шаги в глубоком осмыслении понятия «народность». Если официальная народность исходила из «беспредельной преданности и повиновения самодержавию», то в понимании передовых деятелей культуры народность означала «верность изображения картин русской жизни», соответствие изображаемого писателями в своих произведениях жизненной правде. В творчестве Н.А. Некрасова наиболее последовательно народность нашла свое отражение. «Альфой и омегой XIX века» считал Белинский народность русской литературы, проявившуюся в творчестве Н.А. Некрасова.

Разделяя боль и чаяния крестьянства и бедноты, Некрасов сумел слиться с народом и от его имени, как от себя самого, вложить в свое творчество печаль и гнев. Некрасов был поэтом, которого ждала Россия на новом историческом этапе, поэтом, который создавал произведения, наделенные, по словам Добролюбова, «красотою Пушкина и силою Лермонтова». Сила некрасовского творчества - в неразрывной связи с реализмом, действенным, направленным на преобразование окружающею мира. Реализм в творчестве Некрасова проявился прежде всего в обобщенных образах, типичных для характеристики социально-исторических явлений.

Верность русских литераторов критическому реализму наиболее ярко отражена в двухтомнике «Физиология Петербурга» (1844-1845 гг.) и «Петербургском сборнике» (1846г.), изданных Н.А, Некрасовым. В обоих изданиях были напечатаны статьи Белинского и Герцена, стихи самого Некрасова, А. Майкова, повести Ф. Достоевского, В. Соллогуба, И. Тургенева, И. Панаева, Ф. Одоевского. В очерках Н. Некрасова, Д. Григоровича, В. Даля с разным накалом социального обпичения воссоздавалась жизнь, скрытая за внешним блеском «фасадной империи».

Название "физиологические" очерки получили в результате стремления писателей круга Белинского сблизить литературу с наукой об обществе; социальная окраска быта в очерках способствовала революционизирующему просвещению российского общества.

Кроме очерка, в литературе сороковых годов получил развитие сатирический рассказ. В нем преобладало внимание к нравам чиновничьей среды, к властной силе купеческой «морали».

Во второй половине сороковых годов все чаще в литературе появляются произведения из жизни крестьян - повести Григоровича «Деревня», «Антон Горемыка», а также «Записки охотника» Тургенева.

По политическим взглядам И.С. Тургенев был либералом. Постепенновец,

сторонник реформ, не признававший революционного пути развития общества.

Тургенев после раскола в журнале «Современник» противостоял идейным

убеждениям Чернышевского и Добролюбова. Значительную часть творческого

наследия Тургенева составляют произведения больших форм - романы, В них -


судьбы современников, людей одаренных, мыслящих, на которых в той или иной мере сказались устои самодержавно - крепостнического строя.

Тургенев первым в русской литературе обратил внимание на появление в русском обществе новых людей - разночинцев-демократов. За романом «Накануне" последовал роман «Отцы и дети».

Мастер русского пейзажа, тонкий знаток природы средней полосы России Тургенев завершает свой грандиозный творческий путь лирико-философскими «Стихотворениями в прозе», где лирические и пейзажные зарисовки сочетаются с темами социальными.

В сентябрьском номере журнала «Современник» за 1852 год появилась «История моего детства», подписанная инициалами «Л.Н.», и мало кому было известно, кто автор этого произведения. Но мнение было единым: автор талантлив Вскоре присланы в редакцию были следующие две части трилогии - «Отрочество", «Юность», - сразу привлекшие внимание читателей и критики. В одном из отзывов говорилось, что можно «поздравить русскую литературу с появлением нового замечательного таланта». Это был Л.Н. Толстой.

Заметным явлением в жизни литературы стали военные рассказы Толстого - участника обороны Севастополя в Крымскую компанию 1853-1856 гг.

Начинающий писатель встречался с Некрасовым, Тургеневым в его квартира на Фонтанке, где останавливались Фет, Тютчев, Гончаров, Салтыков - Щедрин, Островский.

Близкое общение со знаменитыми представителями русской словесности, их благожелательное отношение к талантливому офицеру, приехавшему с театра военных действий, способствовали укреплению демократических тенденций в творчестве молодого писателя. В литературном Петербурге начал Толстой свой путь к мировой известности и славе.

Важно иметь в виду, что литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества значительное место, заменяя частично в условиях самодержавия открытые публицистические выступления. Ее социально-действенный характер, воздействия на понятия и нравы общества" отмечали многие современники.

Для литературы ЗО-50-х гг. XIX в. значительно не только появление новых писателей, но и литературных критиков. По образному определению В.Г. Белинского, "критика- это зеркало литературы, формирующей свое лицо". Без великой русской критики XIX в. не могло бы быть и великой русской литературы.

Под влиянием действительное!и, освободительного движения, традиций русской литературы в России сформировалась литературная критика поистине уникального типа. Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев были и общественными деятелями. Их литературно-критическая деятельность неотделима от деятельности гражданской, политической.

Что делать при виде этой ужасной действительности? Как же действовать? • ставил вопрос Белинский. Есть только два средства, считал он, - кафедра и журнал. Белинский и его преемники сделали журнал трибуной для своих гражданских выступлений. Петербургские периодические издания- "Современник" и "Отечественные записки", "Русское слово", в которых они печатали свои статьи, пропагандировали революционно-демократические идеи.

Для первой половины XIX столетия характерно пробуждение общественно-политической мысли. После разгрома декабристов, в 1830-1840-е гг. русскому


обществу довелось пережить период напряженных, мучительных, но весьма плодотворных духовных исканий. "Образованное меньшинство" на время отказывается от решения вопросов, связанных с конкретными преобразованиями

в области социально-экономических отношений и государственного устройства. В общественной среде постоянно складывается ясное представление: прежде чем создавать программы переустройства России, необходимо разобраться, что же она собой представляет. Вопросы о путях развития страны, о закономерностях и особенностях русской истории становятся определяющими для русской литературы и публицистики, салонных бесед и дружеских споров. К концу 1830-Х гг. в обществе уже проявляются несколько цельных течений мысли -западническое, славянофильское, радикальное, - которые предлагают свои концепции исторического развития России.

Западники (Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Е.Ф. Корж, К.Д. Кавелин) исходили из твердого убеждения, что Россия идет по европейскому пути единственно возможному для цивилизованной страны. Основная задача прогрессивных людей в этих условиях - подготовить русское общество к мысли о необходимости последовательных преобразований, с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой.

Радикально настроенные А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, «левое крыло» кружка петрашевцев в конце тридцатых - начале сороковых разделяли основные идеи западников. Вскоре между представителями этих течений общественной мысли возникают серьезные разногласия. С их точки зрения, Россия в своем развитии не только должна догнать западноевропейские страны, но и совершить вместе с ними решительный шаг к новому строю жизни - социализму. Принципиальны были взгляды Белинского на положение народа, долг и роль писателя в России были изложены в его знаменитом «Письме к Гоголю», которое Герцен назвал гениальным. Автор «Письма» обращал читателей к самым живым, современным национальным вопросам в России К насущным вопросам времени Белинский относил уничтожение крепостного права, отмену телесных наказаний, строгое выполнение законов. За распространение «Письма» смертельно больного Белинского приговорили к смертельной казни.

Белинский был особенно любим..

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени! (Н.А. Некрасов)

Видное место в развитии общественного движения 40-х гг. занимал кружок петрашевцев. Основателем его был молодой чиновник Министерства иностранных дел М.В. Буташевич - Петрашевский, у которого на его петербургской квартире собирались учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты. Кружок посещали писатели М.Е. Салтыков - Щедрин, Ф.М. Достоевский, даже молодой Л.Н. Толстой, художник П.А. Федотов, композиторы М.И. Глинка и А.Г. Рубинштейн, собиравшиеся на «пятницах» Петрашевского обсуждали новинки художественной и научной литературы, рассуждали об общественно-политических проблемах. С 1847 года характер собраний стал меняться: от литературных и научных новинок


члены кружка перешли к обсуждению политических проблем. В 1849 году петрашевцы приступили к формированию тайной политической организации, но на этом деятельность кружка была прервана тайной полицией.

Славянофилы (А.С. Хомяков, братья И.В. и Т.В. Кириевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев) предложили свою оригинальную концепцию развития России. С их точки зрения, Россия долгое время шла путем иным, нежели Западная Европа. В основе русской истории была община, все члены которой были связаны общими интересами. Православная религия еще больше укрепляла изначальную способность русского человека - ^твовать своими интересами ради общих, оказывать помощь тем, кто слабее, терпеливо выносить все тяготы жизни. Государственная власть, считали славянофилы, носила самодержавный характер, но при этом чутко прислушивались к мнению народа. В результате реформ Петра I это гармоничное устройство Руси было разрушено Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государственной жизни. Прежде всего, считали они, необходимо возродить духовное единство русского народа, а для этого следует отменить крепостное право.

Таким образом, создавая различные концепции развития России, выдвигая взаимоисключающие друг друга идеи, представители различных течений оппозиционной общественной мысли 30-40-х гг. действовали по сути в одном направлении. Отмена крепостного права и переустройство деспотического государственного строя - вот те первостепенные задачи, с решением которых должен был начаться выход России из кризиса. С этих позиций представители «образованного меньшинства» и вели свою деятельность. Своими университетскими лекциями, публицистическими и художественными произведениями, салонными спорами представители оппозиции внушали мысль о пагубности самодержавно - крепостнического строя, о необходимости перемен.

В центре внимания Николая I были вопросы народного просвещения. С одной стороны, он заботился о распространении образования в государстве. C другой, боялся просвещения и старался, чтобы оно не стало проводником революционных идей в обществе При изучении основных тенденций в развитии народного образования обратите внимание на трудности и противоречия, недостатки и достижения, на стремление самодержавия придать образовательной системе охранительный характер. Сравните деятельность государства в области народного просвещения в XVIII вив первой половине XIX столетия, выявите общие закономерности и особенности в развитии образования.

В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности. В 1827 году был издан указ, запрещавший принимать крепостных крестьян в гимназии. Согласно школьному уставу 1828 года начальное и среднее образование подразделялось на три категории: для детей низших сословий предназначались одноклассные приходские училища; для средних сословий (мещан, купцов) -трехклассные уездные училища для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии, готовившие учащихся к поступлению в университет. Частные учебные заведения строго контролировались правительством. Детей можно был<о воспитывать только в России; юноши, которые до 18-летнего возраста обучались за границей, лишались права поступать в "военную и во всякую другую государственную службу».

Учреждались специальные учебные заведения, военные (кадетские корпуса


академии, военная и морская), технические (Технологическое и Строительное училища в Петербурге, Межевой институт в Москве); был возобновлен Главный педзгогический институт для подготовки преподавателей. Учреждено было несколько женских институтов.

Опасения правительства относительно того, чго учебные заведения станут оаспространителями вредных политических влияний, вылились подготовке следующих мер. По уставу 1804 года во главе управления школьного образования в провинции стояли университеты. Теперь по уставу 1835 года управление училищами сосредоточилось в руках попечителей учебных округов, причем такими попечителями во многих местах был генерал-губернаторы. Большая часть этих попечителей при Николае I назначалась из военных генералов, которые по мере того, как настроения правительства становились консервативнее, выбирались чаще из таки лиц, которые способны были главным образом сдерживать и подчинять. Таким человеком оказался и Министр народного просвещения С.С. Уваров возглавивший Министерство в 1833 году.

Университеты также были перестроены заново согласно принятому уставу 1835 года. Была ограничена автономия университетов. Они перестали заниматься научной деятельностью и превратились исключительно учебные заведения. Устав устанавливал строгий полицейский надзор за студентами. Огромное влияние в университете получал инспектор, который должен был иметь «особенный и ближайший надзор за нравственностью» студентов.

Следует, однако, обратить внимание, что в университетах преподавали профессора, получившие хорошее образование за границей. Эти командировки за границу дали в 40-е гг. блестящие резулыаты. Благодаря им явилась целая плеяда молодых русских ученых, которая очень много дала для следующего поколения русской интеллигенции. Достаточно вспомнить имена Грановского, Редкина, Крюкова, Буслаева, преподававших в Москве, Меера- в Казани; Невелика, Куторги - в Петербурге. Большую роль в развитии Московского университета играл попечитель граф С.Г. Строганов. Будучи образованным человеком, он постоянно заботился об улучшении профессорского состава.

Революция в Западной Европе в 1848 году заставила правительство Николая пойти на ограничение их деятельности. Устанавливались правила самого строгого надзора за преподаванием. Преподавание философии было упразднено; посылка за границу молодых людей для подготовки к профессуре прекращена; число студентов ограничено для каждого университета до 300 человек. Студентов стали обучать военной маршировке и строевым уставам. Эта последняя мера была введена в старших классах гимназии.

Министерство народного просвещения, которому в то время была подчинена цензура, всячески преследовало протрессивно настроенных журналистов и литераторов. В 1826 году был введен цензурный устав с такими жесткими правилами, что современники называли его чугунным».

Митрополит Филарет как-то пожаловался А.Х. Бенкендорфу на цензора, пропустившего при издании «Евгения Онегина» в поэтическом описании Пушкиным Москвы крамольную строку:...И стаи галок на крестах...

Воинствующий церковник усмотрел здесь «оскорбление святыни»; цензора

жандармы призвали к ответу. Он нашел в себе мужество довольно резонно заявить,

что "галки, сколько ему известно, действительно садятся на крестах московских


церквей, но, по его мнению, виноват здесь более всего московский полицмейстер, допускающий это, а не поэт и цензор».

Цензура запрещала употреблять в книгах о Древней Греции слово «демос" чтобы не напоминать о демократии. Рецензировались даже церковные книги.

Этот устав настолько мучительно сковывал творческую мысль авторов настолько стеснял развитие русской журналистики, что даже некоторые из цензоров, подобно А.В. Никитенко, задавались вопросом: «Можно ли что-либо писать и издавать в России?»

Смена различных идейно-эстетических направлений происходила и в русской живописи. Долгое время в русской живописи преобладали каноны классицизма с его внешней импозантностью, парадностью и риторичностью, с преобладанием мифологических сюжетов. Но уже в 20-30-е гг, XIX столетия классицизм в русской живописи был оттеснен романтической школой, для которой была характерна героико-траг едийная тематика. К середине XIX в. происходит решительный поворот к реализму. Главную роль в искусстве стала играть жанровая живопись воспринявшая критические тенденции.

Наиболее видными представителями в русской живописи николаевской эпохи были Ф Бруни и К. Брюллов. Картина Бруни «Медный змий», над которой он работал 15 лет, изображала библейскую сцену - наказание евреев, возроптавших во время долгих скитаний из египетского плена на Бога, за то, что Бог наслал на них мириады ядовитых змей. В мрачных тонах, с большим динамизмом в картине переданы ужас, страдание и смерть людей, их отчаяние и безысходность.

Искусство К. Брюллова отмечено стремлением к обновлению русской живописи, взволнованным романтическим утверждением ярких и сильных эмоций, ощущением драматичности и противоречивости исторических столкновений. Уже в ранних произведениях Брюллов стремился отойти от условности академичного художественного языка, добиться естественности в изображении и эффектев освещения. В замысле главного произведения Брюллова «Последний день Помпеи" косвенно отразилась атмосфера исторических конфликтов, возникших в Европе в годы жестокого подавления освободительного движения. Брюллов стремился к психологической правде и исторической достоверности, смелой попытке представить многообразие переживаний массы людей в момент грозного бедствия, Привезенная на Родину, эта картина вызвала разноречивые отклики. Избранный Брюлловым трагический сюжет гибели города был подан им так, что не мог не волновать зрителей. Зловещий отблеск пожара, падающие с пьедесталов мраморные стагуи, потрясенные катастрофой люди... Это было созвучно тому напряженному ожиданию великих социальных перемон, какое было сголь характерно для дореформенного русского общества. Брюллов - также блестящий мастер парадного gjhnhtnf, полного торжественной декоративности и романтической приподняюсти ("Всадница», портрет В,А. Перовского). В портретах представителей интеллигенции Брюллов подчеркивал сложность характера человека, напряженность его интеллектуальной жизни (портреты И.А. Крылова, Н.А Струговщикова, автопортрет).

Большую известность в русской живописи середины XIX в. получили полотна А. Иванова. Художник обладал всеми характерными чертами живописи классицизма. На формирование мировоззрения Иванова повлияли дружеские отношения с Н.В. Гоголем. Проникнувшись в пророческую и просветительскую роль художника, в возможность с помощью искусства преобразовать человечество,


нравственно усовершенствовать его, Иванов в своем творчестве стремился jсмыслить основные вопросы бытия человека. Жизненным подвигом художника стала работа (над ней он трудился почти 20 лет) «Явление Христа народу». Евангельский сюжет Иванов трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого - духовный переворот в жизни угнетенного человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Сложная многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, каждый из которых по-своему воспринимает событие. В последнее десятилетие жизни Иванов работал над циклом «Библейских эскизов», которые предназначались для росписи здания. Следует заметить, что творчество А. Иванова было встречено враждебно официальными кругами николаевской России, так как его работы шли вразрез с официальной идеологией, сформулированной в 1832 году тезисом «православие, самодержавие, народность». В то же время Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, М.А. Врубель высоко ценили работы художника.

Выдающимися художниками-портретистами николаевской эпохи были О.А. Кипренский и В.А. Тропинин. Кипренский искал в человеке возвышенное начало, передавал в его портрете сложный внутренний мир настроений и переживаний Во второй половине 20-х гг. Кипренский испытывал сильное влияние духовного кризиса, охватившего многих передовых людей николаевской поры. Это сказалось на его живописной манере, в которой появилась сухость форм и рационалистичность построений. Лучшим произведением Кипренского, созданным в этот период, явился портрет А.С. Пушкина.

Для портретного творчества В.А. Тропинина характерна непосредстт)енность изображения. Он выполнил ряд характерных портретов украинских крестьян, создал тип жанрового полупортрета, порой идеализированного, но подкупающего искренностью изображения человека из народа («Кружевница», «Золотошвейка»). Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П.А. Федотов. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг.) относятся карикатуры, батальные сцены, портреты, в которых, прибегая к сатире, автор обличает существующие нравы, сочувствуя обездоленным. Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. В последующих произведениях («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора») Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие события, используя традиции народного творчества. П.А. Федотов сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. В конце 40-х годов к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашейцев гонимый цензурой и прессой, обреченный на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Федотова был трагичным. Отказавшись от сатиры, Федотов создает образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и биографических проблем («Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки»). Обыденный Факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщенный образ почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни а атмосфере николаевского режима.

Прогрессивные традиции реалистического искусства Федотова позднее были развиты и приумножены известной школой художников- «передвижников».

Необходимо иметь в виду, что в архитектуре в начале XIX в. прочные позиции


занимал классицизм. Однако 30-50-е гг. знаменуют упадок русского классицизме На смену ему приходит эклектизм (эклектика - формальное, механическое соединение различных стилей). Тем не менее в духе позднего («николаевского») классицизма продолжали строиться в основном казенные здания: казармы, присутственные места, благотворитель<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...