Анализ рентабельности производства и реализации продукции
Анализ состава и динамики прибыли Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса, большая роль в выявлении которых отводится экономическому анализу. Основные задачи анализа
5. Разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов увеличения прибыли Основные источники информации для анализа: данные бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2), «Отчет об изменениях капитала» (форма№3), а также соответствующие таблицы бизнес-плана. В процессе анализа используется показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом: 1. По видам хозяйственной деятельности различают прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие внереализационные доходы и расходы; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности. 2. По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, прибыль от реализации продукции, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
• Прибыль от реализации продукции – это разность между маржинальной прибыли и постоянными затратами предприятия. • Прибыль до налогообложения – это результат после выплаты процентов кредиторов. • Чистая (нераспределенная) прибыль – это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. 3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия. 4. По характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучается динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее сумм. Прибыль от реализации отдельных видов продукции зависит от следующих факторов первого порядка: объема реализации продукции, уровня среднереализационных цен, переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных затрат отчетного периода, относящейся к данному виду продукции. Изменение объема реализации продукции может оказать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Уровень среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Себестоимость продукции и прибыль находится в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом абсолютных разниц. Влияние объёма продаж (VРП), цены (Ц) и себестоимости (С) на прибыль от реализации отдельных видов продукции (П): 1. Ппл =VРПпл ∙ (Цпл - Спл) 2. Пф = VРПф ∙ (Цф – Сф) 3. ∆П = Пф - Ппл 3. ∆Пvрп = (VРПф - VРПпл) ∙ (Цпл - Спл) 4. ∆Пц = (Цф – Цпл) ∙ VРПф 5. ∆Пс = - (Сф - Спл) ∙VРПф При анализе прибыли в целом по предприятию необходимо кроме данных факторов учитывать еще влияние структуры реализованной продукции, изменение которой может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на ее величину. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме продаж, то сумма прибыли возрастает. Напротив, увеличение удельного веса убыточной продукции вызовет уменьшение общей суммы прибыли.
Анализ рентабельности производства и реализации продукции Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Рентабельность продукции ( - отношении прибыли от реализации ( к сумме затрат по реализованной продукции ( показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции в целом по предприятию. Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции: В процессе анализа изучается динамика данных показателей, выполнение плана по их уровню и рассчитывается влияние факторов на изменение их величины.
Уровень рентабельности затрат по отдельным видам продукции зависит от следующих факторов первого порядка: изменение объема продаж, цены реализации и себестоимости единицы продукции. Влияние цены (Ц) и полной себестоимости (С) продукции на уровень рентабельности отдельных видов продукции (УР): 1.УРпл = ((Цпл - Спл) / Спл) ∙100 2. УРф = ((Цф −Сф) / Сф) ∙100 3. ∆УР = УРф − УРпл 4. УРусл =((Цф − Спл) / Спл) ∙100 5. ∆УРц =УРусл − УРпл 6. ∆УРс =УРф − УРусл
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|