Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экстремизм в молодежной среде

Цой А.С.

студентка 2 курса КГБПОУ " Славгородский педагогический колледж"

Батлук О.А., научный руководитель, преподаватель дисциплин психолого-педагогического цикла

ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Проблема экстремизма затронула многие страны. Феномен дискриминационного насилия имеет давнюю и трагическую историю. Колониальное прошлое многих государств обусловило возникновение смешанных обществ, в которых цвет кожи человека, национальная, религиозная или этническая принадлежность определяли его правовой статус. Но даже сегодня среди факторов, которые вызывают особую тревогу, - постоянный рост преступлений, связанных с насилием на почве расовой, религиозной, а также национальной нетерпимости. Экстремистская деятельность (экстремизм) - это:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. [4; ст.1]

Обобщая это определение, можно сказать, что экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма: политический, национальный и религиозный.

Все они находят проявление в виде молодежного экстремизма (усиленного возрастными особенностями). Молодежный экстремизм традиционно рассматривается как проявление массового - стихийного или управляемого - антисоциального поведения разрушительного характера. Наиболее типичные его формы: объединение подростков и молодых людей в банды, погромы на рынках под националистическими лозунгами, беспорядки, устраиваемые «фанатами» соперничающих спортивных команд, агрессивное поведение по отношению к представителям иных национальностей, религиозных вероисповеданий.

Молодежный экстремизм – сложное явление, имеющее разветвленную корневую систему. Он имеет естественное и искусственное происхождение, что позволяет выявить основополагающие его корни: социально-экономические, политические, мировоззренческие, духовно-нравственные, социально-психологические, образовательно-педагогические, информационно-технологические.

1. Социально-экономические корни.

Социально-экономические предпосылки молодежного экстремизма возникают в обществе, в котором очевидна социальная несправедливость, резкий контраст материального благосостояния граждан, его образующих; там, где существует безработица или преобладает неквалифицированный низкооплачиваемый труд, где молодежь ощущает бесперспективность жизни, обреченность на нищенское существование.

2. Политические корни.

Политический аспект рассмотрения данного явления характеризует его как активную форму деятельности молодежи, вызванную неприятием внутренней и внешней политики государства.

3. Мировоззренческие корни.

Сфера воздействия на сознание граждан всегда была прерогативой государства. Вторжение чужих «благодетелей» в процесс моделирования сознания граждан рассматривался им как смертельная опасность.

4. Духовно-нравственные корни.

Духовно-нравственная сфера является тем стержнем, на котором крепится личность человека с ее потребностями, отношением к миру, людям, позициями и взглядами, жизненным целеполаганием и мотивацией. Это ведет к обособлению молодежи, которая будучи брошенной государством, становится легкой добычей преступных, экстремистских группировок, прикрывающихся псевдорелигиозной или политической риторикой.

5. Социально-психологические корни.

Психологическими предпосылками молодежного экстремизма являются внутренние противоречия, являющиеся порождением амбивалентных проявлений, таких как застенчивость и агрессивность, открытость и замкнутость, нигилизм и фанатизм. Внешние противоречия возникают при взаимодействии молодежи с обществом, при столкновении с его жесткими требованиями, что приводит зачастую к формированию экстремальных типов сознания и поведения. Такой тип сознания характеризуется импульсивностью мотивации, агрессивностью, склонностью к риску, эпатажем, отклонениями от принятых норм, либо, наоборот, подавленностью, депрессией, пассивностью.

6. Образовательно-педагогические корни.

Образовательные корни молодежного экстремизма берут свое начало в невозможности определенной части молодежи получить качественное образование по причине низкого социального положения, отсутствия финансовых средств, необходимости рано начать трудовую деятельность и других причин. Еще одной предпосылкой возникновения молодежного экстремизма является снижение статуса образования и учебных заведений – от школы до вуза, когда образование перестает быть базовой функцией государства, а становится сферой услуг.

7. Информационно-технологические корни.

Немалую роль в порождении и «пестовании» молодежного экстремизма играют средства массовой информации, формирующие общественное сознание, систему ценностей и модели поведения молодежи, прежде всего, радио и телевидение, которые вопреки призывам общественности, продолжают с азартом и цинизмом насыщать эфир пошлостью, жестокостью, насилием, воинствующей антикультурой и антиэстетикой, культивируя порок, подчас в гламурной упаковке.

Знание природы молодежного экстремизма, его «корневой системы» позволит выработать необходимую для его нейтрализации стратегию и тактику. [2; с. 29-30.]

Противодействие экстремистской молодежной деятельности, необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

· принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

· выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. [4; ст.3]

Необходимо обратить внимание на ранние этапы формирования детской психики и личности в целом. Выделяют три основных фактора, прямо влияющих на формирование сознания молодого поколения: семья, улица и школа. Исходя из этого, необходимо настолько усилить положительное влияние хотя бы одного из этих факторов так, чтобы он сумел перекрыть либо уравнять отрицательное влияние одного или двух других.

Семья - закрытая микрообщность близких, связанных родственными узами людей, в которую достаточно сложно проникнуть и тем более воздействовать. Таким образом, воспитание детей и формирование у них ценностей толерантного взаимодействия, уважения других и общественно полезных ориентиров, прежде всего, осуществляется родителями, родственниками и уже потом школой, обществом, государством. Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля над поведением детей приводит к их ранней криминализации.

В контексте профилактики экстремизма антисоциальное, девиантное поведение подростков отчасти является продуктом самовоспитания или следствием негативного влияния социальной среды индивида. Чаще всего это кампания сверстников на улице. Контроль со стороны взрослых за такими стихийными собраниями практически невозможен. При общении в данных кругах подростки часто прибегают к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических препаратов. Самовоспитание подростков в подобных группах приводит к извращенному, агрессивному восприятию окружающего мира. Формируется шкала ценностей, противоречащая основам репрезентативной культуры большинства общества. Таким образом, «улично-подъездная» общность молодых людей является одним из самых серьезных факторов десоциализации личности и деструкции мышления. Единственной возможностью пресечь негативное влияние уличной контркультуры является создание ей положительной альтернативы.

Важным социальным институтом, имеющим возможность всецело реализовать государственную политику по работе с подростками и молодежью, является школа (и шире система образования), которая также выступает в качестве важного инструмента в процессе государственного воспитания молодежи. Вслед за школой функции позитивной социализации выполняют вузы, технические и профессиональные учебные заведения и армия. Но значимость обучения и воспитания в школе гораздо важнее всех остальных стадий социализации ввиду того, что сознание личности в большей мере развивается в период школьного обучения и именно в этот период у общества имеется возможность положительным образом повлиять на формировании личности индивида. [3; с.52-54]

Для того чтобы изучить общественное мнение о молодежном экстремизме и установить причины и способы борьбы с ним, нами было проведено анкетирование «Экстремизм в молодежной среде» среди школьников и студентов г. Славгорода. В анкете респондентам было предложено ответить на несколько вопросов, на которые необходимо высказать свое мнение по данной теме. (см. Приложение 1) Исследование проводилось анонимно. В ходе анкетирования нами было опрошено 67 человек. Мы использовали 2 типа данного опроса: очный и рассылка по электронной почте, это 59 (88%) и 8 (12%) участников соответственно.

В ходе исследования нам удалось выявить следующие ведущие показатели: на 1 вопрос, «Знакомы ли вам понятия «экстремизм» и «молодежный экстремизм»?», 79% опрашиваемых ответили – «да», 21% - «нет». На 2 вопрос, «Что, по вашему мнению, означает понятие «молодежный экстремизм»?», большинство опрашиваемых – 19% дали ответ «иное понимание», то есть респонденты отвечали, что «молодежный экстремизм» - это экстремальные виды спорта, в виду того, что им незнакомо данное понятие. 17% ответили – «Приверженность взглядов, поведение молодежи», столько же дали ответ –«проявление агрессии», 16% ответили – «фашизм, терроризм» и такое же количество опрашиваемых не смогли дать ответ. На 3 вопрос, «Какие, по вашему мнению, проявления молодежного экстремизма наиболее опасны?», 18% опрашиваемых не смогли дать ответ, столько же дали ответ – «издевательство, убийство, пытки», 14% ответили – «нацизм, фашизм» и 13% - «проявление агрессии». На 4 вопрос, «Какие, по вашему мнению, проявления молодежного экстремизма можно наблюдать в Алтайском крае?», большинство опрашиваемых – 56% «не наблюдали данное проявление», 16% респондентов дали ответ «иное понимание», то есть они ассоциировали данные проявления опять с экстремальными видами спорта. На 5 вопрос, «Сталкивались ли вы непосредственно с проявлениями молодежного экстремизма?» большинство опрашиваемых – 89% ответили «нет», 11% - «да». На 6 вопрос, «Как вы считаете, что является причиной молодежного экстремизма?», 29% опрашиваемых ответили – «влияние взрослых, родителей, сверстников», 17% ответили «иное понимание», 14% не смогли дать ответ на данный вопрос, так как некоторые респонденты не знакомы с понятием «молодежный экстремизм», 12% ответили – «нехватка острых ощущений», 11% ответили «неосознание человеческих и жизненных ценностей». На 7 вопрос, «Как вы считаете, в России ведется работа по предупреждению и борьбе с молодежным экстремизмом?» было 4 варианта ответов: «да» - 56%, «нет» - 20%, «возможно» - 15%, «да, но не активно» - 9%. На 8 вопрос «Какие, по вашему мнению, меры преодоления экстремизма в молодежной среде необходимо предпринимать?», 31% опрашиваемых не смогли дать ответ на данный вопрос, 27% ответили «профилактика (классные часы, беседы)», 16% дали ответ «организация досуга», 14% ответили, что с экстремизмом надо бороться, используя жестокие меры (публичные казни, массовые уничтожения). Результаты исследования мы обработали и составили диаграммы. (см. Приложение 2)

Формирование миролюбия возможно только в условиях сохранения и приумножения культурного наследия, развитой экономики, свободы выбора, демократии, гарантии прав человека, ее социальной защищенности. В противном же случае, это будет равнодушие сильного по отношению к слабому, основанное на страхе и угрозе насилия (в тех или иных формах). Правовая защищенность также является важнейшим инструментом, гарантирующим мирное сосуществование между гражданами, поскольку именно право выступает первичной формой формирования тех принципов, которые сначала под угрозой наказания, затем – автоматически (неосознанно), и, наконец, сознательно начинают проявляться в человеке как его нравственная позиция.

Список литературы:

1. Багазеев В. Молодежный экстремизм – другой взгляд [Электронный ресурс]. URL: http://www.geocities.com/nazbol

2. Бессчетнова О.В. Превенция экстремизма в молодежной среде (социологический аспект) // Материалы конф. «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия». 9-10 декабря 2010 г. / редкол.: Л.В. Кар-наушенко (отв. ред.), Е.О. Кубякин, Е.М. Куликов, В.Н. Ракачев. Краснодар, 2010. С. 29-30.

3. Глухарев Д.С. Борьба с экстремизмом в современном медиа-пространстве // Материалы конф. «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия». 9-10 декабря 2010 г. / редкол.: Л.В. Кар-наушенко (отв. ред.), Е.О. Кубякин, Е.М. Куликов, В.Н. Ракачев. Краснодар, 2010. С. 52-54.

4. Федеральный Закон "О противодействии экстремистской деятельности" № 114 – ФЗ от 25 июля 2002 г. ст.1, 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...