Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №2. Местное самоуправление в Республике Беларусь: понятие система, принципы. Местные представительные органы




Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц[4].

Местное самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

1) народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

3) взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

4) разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

5) единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

6) самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

7) выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;

8) гласности и учета общественного мнения;

9) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

Граждане, проживающие на соответствующей территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Советы депутатов являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь и основным звеном системы местного самоуправления.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов депутатов: первичный, базовый и областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы депутатов. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы депутатов. К областному территориальному уровню относятся областные Советы депутатов. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов депутатов. Советы являются юридическими лицами.

Советы избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

Советы депутатов осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов.

Основной формой деятельности Совета депутатов является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Исключительно на сессиях Совета депутатов рассматриваются и решаются следующие вопросы:

1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты;

2) установление в соответствии с законом Республики Беларусь местных налогов и сборов;

3) определение в пределах, установленных законом Республики Беларусь, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4) назначение местных референдумов;

5) признание полномочий депутатов, досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя;

7) утверждение в установленном порядке в должности председателя исполнительного комитета;

Председатель Совета депутатов избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва.

Председатель сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета депутатов одновременно по должности является председателем соответствующего исполнительного комитета.

Председатель Совета депутатов считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов соответствующего Совета. В своей деятельности председатель Совета подотчетен Совету, его избравшему, и может быть освобожден от должности только Советом..

Полномочия Совета депутатов могут быть досрочно прекращены Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:

1) систематического или грубого нарушения Советом требований законодательства Республики Беларусь;

2) если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительным причинам;

3) если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии не образовал свои органы.

Полномочия Совета депутатов могут быть также досрочно прекращены в случаях, если:

1) избиратели выразят ему недоверие путем референдума;

2) Совет принял решение о самороспуске;

3) изменяется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, административно-территориальное устройство.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики, который может также принять решение о роспуске местного Совета и в иных случаях, предусмотренных законом.

Собрание, в том числе собрание уполномоченных, - совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия населения в решении государственных и общественных дел.

Местные собрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.

Для подготовки собрания по предложению инициатора его созыва может создаваться инициативная группа либо образовываться организационный комитет.

Собрание правомочно, если в нем принимает участие не менее 25 процентов граждан, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на данной территории, или не менее двух третей уполномоченных.

С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов, предприятий, организаций и учреждений.

Участники собрания вправе обсуждать любые вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации, учреждать и упразднять органы территориального общественного самоуправления, участвовать в предварительном обсуждении и подготовке проектов решений органов местного управления и самоуправления по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, оценивать деятельность органов местного самоуправления, решать иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Собрание вправе обращаться в государственные органы, на предприятия, в организации, учреждения и объединения, которые обязаны в установленном порядке рассмотреть эти обращения и о принятых по ним решениях информировать граждан, проживающих на соответствующей территории.

Решения собрания, в том числе собрания уполномоченных, принимаются большинством голосов его участников и оформляются протоколом.

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в формах советов, комитетов и других формах).

На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления. Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица, являясь при этом некоммерческой организацией, подотчетен в своей деятельности собранию, его учредившему либо избравшему, и соответствующему Совету.

Исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация с правами юридического лица. Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации.

Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации.

Заседания местной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.

Решения местной администрации принимаются простым большинством голосов от установленного состава местной администрации.

Структура и штатная численность местной администрации утверждаются городским исполнительным комитетом.

Глава местной администрации:

1) руководит деятельностью местной администрации;

2) утверждает по согласованию с председателем городского исполнительного комитета персональный состав местной администрации, за исключением заместителей главы местной администрации;

3) организует работу по подготовке заседаний местной администрации, ведет эти заседания;

4) организует и контролирует выполнение решений местной администрации;

5) распределяет функции между своими заместителями, другими сотрудниками местной администрации;

6) подписывает договоры, финансовые и банковские документы, является распорядителем кредитов;

7) применяет к сотрудникам местной администрации меры поощрения, налагает на них в соответствии с законодательством Республики Беларусь дисциплинарные взыскания;

Местная администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету.

Городские Советы по предложению соответствующих исполнительных комитетов утверждают сметы расходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении.

Местная администрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед городским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей деятельности.


Задача №1

 

Законопроект, принятый обеими палатами Парламента, был представлен Президенту на подпись. Однако последний, сославшись на свое несогласие с текстом законопроекта, заявил, что подписывать его не будет.

Имеется ли у Парламента вариант, чтобы данный закон все же вступил в силу?

Ответ.

В соответствии со статьей 100 Конституции Республики Беларусь, при несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

 

Задача №2

 

Задача: Прокурор области Зайцев за серьезные нарушения в служебной деятельности своим приказом освободил от занимаемой должности прокурора района Степанова. Однако начальник финансового отдела продолжал начислять Степанову заработную плату, считая что приказ прокурора области не имеет юридической силы.

Прав ли начальник финансового отдела? Почему?

Ответ

Начальник финансовой части прав, так как в соответствии со статьей 126 Конституции Республики Беларусь единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором, соответственно освободить от занимаемой должности прокурора района может только Генеральный прокурор Республики Беларусь, поэтому действия прокурора области не имеют юридической силы.


Заключение

Таким образом, в данной контрольной работе было рассмотрено два актуальных вопроса по предмету конституционного права в которых можно прийти к следующим выводам. Иностранные граждане имеют в Республике Беларусь такие же имущественные и личные неимущественные права, что и белорусские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и белорусскими гражданами. Реализация указанных прав должна соответствовать их назначению в обществе. Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построения современного белорусского государства.

Список использованной литературы

1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 нояб. 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004, № 1 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 188. – 1/6032).

2. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» N 617-ХII от 20 февраля 1991 г.

3. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» N 2339-XII от 3 июня 1993 г.

4. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь – Могилев.: «Могилевская областная типография», 2000.-164с.

5. Василевич Г.А.Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный Дом «Интерпрессервис», 2003. – 832 с.

6. Конституции зарубежных государств / Сост.: Тихиня В.Г., Серебенников В.П. –Минск: Право и экономика, 2007. – 474 с.


[1] Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» №2339-XII от 3.06.1993.

[2] Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь – Могилев.: «Могилевская областная типография», 2000.-164с.

[3] Закон Республики Беларусь «О праоаом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» N 2339-XII от 3 июня 1993 г.

[4] Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» N 617-ХII от 20 февраля 1991 г.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...