Жизненный путь Уильяма Холбрука Берда
Анисимова Вероника Романовна,
Учащаяся 8 класс 1 группы
Преподаватель:
Андрейченко Анастасия Сергеевна
Сосновый Бор
Уильям Холбрук Бёрд.
Американский живописец, анималист.
Он родился в 1825 году в Пайнсвилле, штат Огайо. Выучился за границей.
На него, как и на многих североамериканских художников,определяющее влияние оказало творчество "Школы реки Гудзон". Это сообщество живописцев,основной целью которых было знакомить с красотами природы страны. Поэтому в начале своей художественной карьеры Бёрд увлекся написанием красивейших пейзажей.Больше всего мне понравилась картина "Вид в Вирджинии"
"Вид в Вирджинии" не совсем обычная для Холбрука картина. В отличии от других его пейзажей (например,"Сумерки,"Шар"),этот выполнен в теплой и согревающей атмосфере. Словно художника что-то роднило с этим местом. Величественный дуб исполинских размеров, тихая речушка и золотые бескрайние поля -все это вызывает чувство уюта и защищенности.
Для улучшения своего мастерства,художник уехал в Европу. Где стал членом "Дюссельдорфской школы живописи". Там он стал развивать написание пейзажей, в которых гармонично сочетаются как романтические,так и реалистические элементы.Самой показательной работой этого периода стала "Горный ручей и олень ",написанная в 1865 году.
Лично меня, эта картина погружает в какое-то таинственное и немного депрессивное состояние.В виду событий в Америке в это время(1861-1865 год-гражданская война в США),возможно,в ней автор хотел показать свое состояние и свои переживания за будущее страны.В этой картине показано ликование,но в то же время от нее веет долей настороженности и загадочности. В 1865 было запрещено рабовладение,и многие люди обрели свободу. Тяжелые тучи уходят,освобождая чистому голубому небу все больше и больше пространства. Также уходит рабовладение, открывая новые возможности на светлое будущее. Ярко красная листва символизирует кровь.Кровь,которая проливалась все эти 5 лет. И она уйдет,как опадет листва.. Ну и,конечно же,олень. Он будто бы насторожен, размышляя над тем,что его ждет в будущем
Среди видных художников,примыкавших к "Дюссельдорфской школе искусств ", наряду с Бёрдом числился и великий русский пейзажист Иван Иванович Шишкин.Несмотря на то,что они относились к одной школе,эти два художника сильно отличаются друг от друга,в плане написания картин. Попробую это показать на примере картины Берда "В лесу" и пейзажа Шишкина "Лесная глушь".
На картине Шишкина " Лесная глушь " будто бы звучать эпические ноты. Не увлекаясь миловидными мотивами природы или случайностью световых эффектов, Шишкин показывает настоящую красоту русского северного леса с его непроходимой глушью, мрачностью, суровостью. Художник словно влюблен в здешние пейзажи,он пытается передать все как есть,не пытаясь что-либо приукрасить.
Глубокая, непролазная лесная роща. Зыбкие болота, где явно не ступала нога человека. Тёмная атмосфера царит в лесу, деревья не пропускают своими густыми верхушками лучи солнечного света. Местами на земле лежат трухлявые деревья, сломленные временем. Среди всей этой глухой чащи тихо притаилась сцена неудачной охоты, которую замечаешь только при тщательном рассмотрении картины. Рыжая лисица упустила свою добычу и обреченно смотрит на улетающую испуганную птицу. Картина пропитана атмосферой безысходности,отчуждённости и одиночества. Но, если присмотреться,то можно заметить место,где густые ветви деревьев не мешают солнечным лучам согревать эти неприветливые земли.Это будто бы знак,приносящие жизнь в тёмную атмосферу густой чащи.
Возвращаясь к сравнению Берда и Шишкина,можно заметить,что их манеры " письма" сильно различаются.Если у Шишкина все пропитано задумчивостью и отрешенностью,то у Берда чувствуется участие и напряженностью.(конкретно эти картины).
Зелёная лесная опушка,на которой отдельными группами растут деревья, изобилует различными травами. Солнечные лучи пробиваются сквозь верхушки деревьев, наполняя поляну цветом и яркими красками. За одним из деревьев притаилась рысь в ожидании улова, посреди поляны пробегает грациозная, ничего не подозревающая, лань.
Природа передает нам страх, тревожность,словно каждый листочек дрожит
Несмотря на это, автор использует светлые тона. От светло-зеленых до темных
Так же видим речку, через которую пытается перейти олень, она тоже показывает беспокойство, не давая животному спастись.Рысь в свету, мне кажется,потому что это является главной сценой в этом произведении. Художник очень точно и с чувством передает эмоции. На картине сочетаются две противоположных атмосферы: спокойствия и тревоги.
В «Дюссельдорфской школе» было развито направление, художники которого обращались к бытовому жанру с социально критической трактовкой. Возможно это или что -то другое повлияло на Берда,но он начинал все больше уходить от пейзажей и стал больше писать бытовые сцены,заменяя животными людей.
У Уильям Берда было несколько циклов:
-обезьяны
-медведи
Кстати, во многих работах этих «медвежьих» или «обезьяньих» циклов пейзаж является существенной составляющей замысла художника. Интересными примерами медвежьего цикла могут послужить несколько его работ: " Небольшое происшествие "," Итак,вы хотите выйти замуж?","Отец и юнец" и "Шествие Силена".
Очень интересна картина "Шествие Силена". Силен, греч. — воспитатель бога вина Диониса и постоянный член его свиты, часто поддавался алкоголю. Мне кажется,что именно поэтому он присутствует в названии картины.Здесь Силен изображен в виде козлов. Эти хитрые морды козлов, так и манят следовать за ними,где можно пить вечно. Мы видим как весь этот базар сопровождается игрой, зазывая за собой
Медведи уже веселы и щедры,подчиняются этому омуту страсти. Они не понимают, что это далеко не та дорога, по которой им стоит идти. Козлов автор изображает такими ехидными, хитрыми, даже немного противными. Пейзаж художник изображает довольно мрачным.И только позади мы видим свет, который очень далеко. В этом свете медведи, которые не поддались уловкам этих хитрых животных.
В этой картине Уильям Берд явно высмеивает человеческие слабости.Такие как пьянство и стремление к вечному веселью.
Также хочется немного разобрать картину "Отец и юнец".
Художник изобразил любовь животных к своим детям, которую,к сожалению, не все родители могут подарить своим детям в наше время. Этот мягкий жест -поглаживание по голове, показывает любовь к своему дитю, заботу о нем, все происходящее вызывает состояние спокойствия,уюта и защищенности, но это только одна сторона медали.Если присмотреться,то мы увидим того маленького медвежонка,которыйй сидит в дальнем углу берлоги и смотрит на эту сцену. Возможно, мама не обращает на него внимания и именно он лишен ласки матери
Скорее всего,здесь автор поднимают тему разделение детей и любви к ним.
Из обезьяньего же цикла любопытны такие работы:"Domestic Squabble ", "Хороший табачок", "Для чего я был создан?"
Особое внимание хочется уделить последней картине. Человек здесь предстаёт в образе обезьяны-шута, неспособного проникнуть в суть мира. Угрюмый и безразличный к истинным ценностям творителя мира сего. Шут мучает кота, беззащитное божье творение, показывая свою силу и превосходство,при этом сохраняя полное равнодушие. Человек высокомерен и считает себя уполномоченным руководить миром и всеми его тварями, то есть ставя себя на место Бога.
Картины нравились зрителям (с 1861 года он жил в Нью Йорке, в 1862 – стал членом Национальной академии дизайна), но не принимались официальной критикой и властями. Берд прославился благодаря едкой насмешливости и изобретательности в выборе сюжета.
Картина «Его величество принимает» в полной мере демонстрирует индивидуальный стиль мастера. Манерность, высокомерие в поведении лиса и угодничество в образе зайца иллюстрируют абсурдность и нелепость людских представлений о нормах поведения. Несмотря на то что художник всегда помещает персонажей в пейзажную или бытовую обстановку, его полотна носят характер спектаклей-юморесок, Берд намеренно добивается театрального эффекта, разоблачая наигранность человеческой жизни и лживость нравов.
Нельзя не упомянуть самую знаменитую картину Уильяма Холбрука Берда,которая была написана за 10 лет до смерти художника. "Власть смерти" 1890 г.
Это очень тяжелая картина,глядя на которую так и хочется ужаснуться. Мне кажется,что автор хотел показать,что смерть придет ко всем и убьет не щадя никого.Перед ней все равны. И какой бы статус ты не носил тебе не удастся избежать гибели.
Так Лев,царь всех зверей, склонился в смертный час. Его можно увидеть чуть позади основного действа. На переднем плане перед нами предстает очень страшная сцена. Сама Смерть душит могучего и сильного тигра, поднявши его над землей. По его выпученным глазам можно сказать,что он до жути напуган.Хищник понимает,что возможно это его последние минуты жизни,но все же героически из последних сил пытается вырваться из костлявой руки. Ангел Смерти же выглядит довольным.Его рот разошелся в самодовольной улыбке, если это можно так назвать.Нога же стоит на уже большом убитом ей же (смертью) слоне. Правая рука крепко сживает ветку дерева,видимо от ее прикосновений гибнут даже деревья. Ведь ветвь, которую схватила Смерть, потемнела- сук засох, а следом за ним засохнет и все дерево. Еще больше напряженности и страха придает задний план. Там ярко алое заходящее солнце, неестественно большое и пугающее; голая,засохшая земля без единой травинки.Деревья- все погибшие. Также нам показывают не только погибшего льва, там,как минимум,четыре животных: гордый олень,верблюд и другие -все они погибли от лап этого ужасного существа на переднем плане. Оно убило все живое,ничего не осталось....
Под конец своей жизни Берд начал писать цикл "Времена года:…",но закончить он его так и не смог.
· "Времена года: зима".
С самого первого взгляда бросается серость и угрюмость данного произведения. Стайка белоснежных сов стремительно летит, неся за собой бога зимы.Это старец с большой и пышной бородой и угрюмым взглядом. Он, в свою очередь, тащит на себе все тяжелые темные тучи,принося в этот мир холода,бури, самый неприветливый сезон из всех.
· "Времена года: Весна"
Здесь все не на столько угрюмо. Можно увидеть группу фазанов, символов весны, они везут за собой нечто похожее на ракушку,в которой сидит Остана,богиня весны. Она высыпает цветы из своей "кареты", чтоб они, опустившись на землю, растопили снег. Экипаж Останы несет за собой белые облака,голубое небо и радугу, знак благополучия.
Именно этим мне и нравится Уильям Холбрук Берд. У него все картины не похожи друг на друга,хоть большинство их них связаны одной темой-высмеивание человеческих пороков. В них сразу чувствуется атмосфера, которую хотел показать автор.Его произведения заставляют задумываться о том,какое имеет значение тот или иной элемент. Всегда необычная композиция; умение играть красками;скрытый смысл и ярко выраженные эмоции зверей -все это несомненно манит и подкупает зрителя. Но у этих картин есть не только светлая сторона,также в них имеется правда,которую никто не озвучивал и уж тем более не изображал в картинах. Берд никогда не пытался скрывать темную сторону человеческих душ(грехи). Это заставляет чувствовать себя немного неловко,смотря на эти картины.
Я познакомилась с Бердом в середине лета, когда начала задумываться о проектной работе. Долгие размышление на тему "Кто же мой любимый художник?" ни к чему не привели.Я пришла к выводу, что такового художника у меня и нет вовсе.Время шло,а любимый художник все никак не находился...В голову уже стали лезть мысли,а не взять ли первого попавшегося.Ходила с этой мыслю несколько дней,пока не наткнулась на "Власть смерти ".Она меня настолько поразила своей задумкой и исполнением,что я стала искать автора на просторах интернета,долго не могла найти.Этот художник оказался мало того,что не знаменит,так еще и очень малоизвестным.О нем почти ничего не известно, как и о его работах (на многих даже нет даты написания),но,сильно попотев, мне удалось более-менее развернуто что-то найти.Тут меня будто бы током ударило, после нескольких месяцем изучения,поисков и удивлений,я наконец осознала,что вот он. Первый художник,которых заставил меня искать о нем,о его картинах и о времени,в котором он жил. Первый любимый художник. УИЛЬЯМ ХОЛБРУК БЕРД.
.
.
.
.
.
.
Воспользуйтесь поиском по сайту: