Передвижение по леднику. Меры безопасности в горах
Передвижение по леднику
По снежным полям следует двигаться в холодное время суток, когда держится наст. Опору для ступни надо прессовать постепенно, избегая резких толчков. Не нужно стараться удержаться на насте, если он недостаточно крепкий; лучше наст проломать, а затем вытоптать ступень. Членам группы, пересекающей ледник, предпочтительнее идти в связке след в след. Для взаимной страховки используется веревка длиной не менее 25 м. Важно, чтобы некоторое количество веревки было намотано вокруг тела над правым плечом и пропущено под левой рукой, а расстояние между идущими составляло около 15 м. На связке через каждые 50 см необходимо навязать узлы (рис. 4. 14). Во время движения веревка не должна сильно провисать. Наиболее мобильна связка из трех человек. Если один из этой тройки соскользнет вниз, провалится в трещину и т. п., двое других должны быстро отступить назад и опуститься на снег, упершись пятками. При необходимости перехода в одиночку к концу веревки привязывается страхующий груз. Первый в связке должен внимательно следить за расположением трещин, проверяя снег шестом. Изменение цвета или некоторая вогнутость – вероятный признак наличия под снегом пустот. Приближаться к трещине лучше под прямым углом. Трещины шириной до 2 м можно преодолевать прыжком, но без груза и с обязательной страховкой. Страхующий должен находиться не ближе 10 м от края трещины, надежно закрепившись. Перед прыжком надо тщательно проверить прочность краев трещины, при этом необходимо учитывать, что на другой стороне трещины снег может оказаться рыхлым. Когда на противоположной стороне будут люди, им можно перебросить вещи. Большие трещины лучше обходить (искать сужения) или переходить со страховкой по ледовым (снежным) мостам.
Рис. 4. 12. Обвязка из веревки
Рис. 4. 13. Подъем с помощью схватывающих узлов: а – по вертикальной веревке; б – по наклонной плоскости
Рис. 4. 14. Промежуточные узлы
При переходе по ледовому (снежному) мосту следует проверить его прочность. С этой целью один из команды (без рюкзака, но с шестом) осторожно идет по мосту и проверяет опору перед собой. После его перехода веревка, которой он страховался, крепится к опоре на противоположном крае трещины, образуя перила. Если снежный мост непрочен, его следует преодолевать ползком. Передвигаться по ледовым (снежным) мостам без страховки или в одиночку запрещено. Запрещается собираться вместе на площадке без предварительного ее зондирования направляющим. Перед началом движения во внутренней полости ледника следует убедиться в прочности ледового тоннеля. Передвигаться внутри таких тоннелей можно только в случае крайней необходимости. При передвижении нужно постоянно контролировать сцепление обуви с поверхностью, избегать расщелин и ручьев с талой водой. Передвигаться в невысоких тоннелях лучше лицом вперед за счет усилий ног с использованием рук. При подъеме на ледовую гору для лучшего сцепления обуви с поверхностью рекомендуется надеть на обувь носки.
Меры безопасности в горах
Камнепады. Образуются в результате постоянного разрушения скал под влиянием выветривания пород, резких колебаний температуры, замерзания в трещинах воды и других факторов. В ночное время достаточно редки. Опасность возрастает с восходом солнца и к наступлению сумерек. Свежевыпавший снег значительно уменьшает вероятность камнепадов. Места камнепадов хорошо видны по их следам, скоплению обломков горных пород на нижних участках склонов.
Попав под камнепад, необходимо укрыться под навесом, за выступом скалы или за большим камнем. На опасных участках не следует поворачиваться к скале спиной. Селевая опасность. Признаками возможного образования селевого потока являются быстрое нарастание водности рек и ручьев, появление в них грунта, движение пропитанных водой мелких осыпей, оползни. Сели чаще всего образуются в местах значительного скопления обломков горных пород и оползневого грунта. При наличии таких признаков следует покинуть узкое ущелье и подняться на высоко расположенную террасу, пологий склон или несложный боковой гребень. Селевой поток возникает в результате интенсивных и продолжительных ливней, бурного таяния ледников или снегового покрова. Поскольку сель возникает преимущественно в вечернее и ночное время, нельзя устраивать бивуак на низких берегах рек, в ложбинах, на склонах гор, в местах скопления гальки и глины. Как правило, сели движутся отдельными волнами со скоростью до 10 м/с, перенося большое количество мелкозема, гальки и крупных камней. При приближении селевого потока надо как можно быстрее вскарабкаться вверх по склону, взобраться на скалу, бросив все препятствующие быстрому движению вещи. В самом крайнем случае можно залезть на стоящее в стороне от основного потока большое дерево. Лавинная опасность. Основным признаком лавинной опасности является характер склона (крутизна более 15°, глубина снега более 30 см и отсутствие растительности, валунов и крупных скалистых выходов). Весной и летом наиболее опасный период с 10 часов утра до заката; в солнечные дни сход лавин наиболее вероятен на юго-западных склонах (в ночное время они практически безопасны). Лавинная опасность возрастает с увеличением толщины снежного покрова. Чтобы уменьшить риск попадания в лавину, при образовании снежного покрова толщиной более 50 см участки с крутизной склона свыше 25° запрещается проходить ранее чем через два дня после снегопада. Если толщина снега более 1 м, его уплотнения необходимо ждать четверо суток. Опасная зона на открытом склоне преодолевается по одному с интервалом 40–60 м. Двигаться по склону лучше всего след в след вверх, не подрезая снег. Направление следует выбирать под защитой препятствий на пути возможной лавины (камни, выступающие из-под снега, кусты, деревья). Заснеженные склоны следует проходить выше линии основного снегосбора. Находясь в лавиноопасной зоне, нельзя шуметь, громко разговаривать; все сигналы передаются тихим голосом или жестами. Для обеспечения безопасности назначается наблюдатель, который должен подать сигнал о начале схода лавины.
При возникновении лавины надо как можно быстрее покинуть опасную зону, лучше всего косым спуском. Если уйти от лавины не удается, надо немедленно освободиться от рюкзака и других негабаритных предметов, крепко ухватиться за ближайший камень, дерево, куст или закрепиться вбитым в монолит снега ледорубом, альпенштоком или даже ножом с таким расчетом, чтобы оказывать наименьшее сопротивление снежному потоку. Лицо необходимо защитить обмотанной вокруг головы тканью, вытянутым воротником свитера и т. п. Не надо пытаться задирать голову, наблюдая за приближающейся лавиной. Голову следует опустить вниз, закрыв ее руками. Если тащит вниз вместе с лавиной, надо принять горизонтальное положение и постараться остаться на поверхности, совершая интенсивные плавательные движения. При погружении в лавину рот необходимо плотно закрыть, колени подтянуть к животу и сжатыми в кулак руками защитить лицо от снежной массы. После остановки лавины надо очистить лицо от снега и освободить как можно большее пространство перед лицом и грудью. Для этого нужно сгруппироваться, подтянуть колени к груди, но так, чтобы они не сдавливали живот, руки согнуть в локтях, прикрыв кулаками лицо. Такая поза в наибольшей степени позволит использовать в дальнейшем силу ног и рук, снизит тепловые потери организма. Чтобы сохранить подвижность, нужно локтями и коленями отодвигать снег. Отжимая и уплотняя снег, можно создать довольно обширную воздушную капсулу в снегу. В дальнейшем надо разрушать ледяную корку, образующуюся на стенках капсулы в результате дыхания и тепла человека и препятствующую проникновению внутрь воздуха.
Определить свое местоположение в пространстве можно с помощью слюны: вытекая, она укажет, где низ. После небольшой передышки делается лаз на поверхность. Для этого, раскачиваясь телом и раздвигая снег, надо попытаться освободить руки и ноги, расширить внутренний объем капсулы, развернуться головой вверх. Прорывать тоннель следует от лица. При этом отработанный снег, не давая ему скапливаться, необходимо тщательно утрамбовывать телом и руками. Прорывать тоннель следует постепенно, вначале для руки во всю ее длину, затем для головы, плеч и так далее, до тех пор, пока рука не выйдет на поверхность. После этого тоннель расширяется до требуемых размеров, причем здесь выработанный снег выбрасывается уже наружу. Движения должны быть несуетливы и направлены исключительно на преодоление плотности снега. Если выбраться не получается, необходимо всеми силами бороться со сном, поочередно напрягая мышцы рук и ног. Звать на помощь можно только в случае, если слышны голоса или шаги в непосредственной близости от завала. Гроза. Перед приближением грозы иногда ощущается шевеление волос на голове, наблюдаются сверкающие бегающие искры на снаряжении. При приближении грозы надо постараться спуститься с возвышенностей – хребтов, холмов, перевалов, вершин и укрыться в углублениях на склоне; в крайнем случае можно просто лечь на грунт и переждать грозу. Металлические предметы связываются и опускаются ниже себя по склону. Не следует укрываться у подножия скальных выступов. Нельзя прислоняться (прикасаться) при передвижении или отдыхе к скалам, отвесным стенам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|