Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель компетенций финансового менеджера

Т.И. Мельникова

Сибирская академия государственной службы,

Г.Новосибирск

 

Задача создания модели ключевых компетенций финансового менеджера важна и своевременна для понимания содержания этой профессии работодателями и претендентами на должность финансового менеджера, а также для создания ориентиров в системе подготовки финансовых менеджеров. В статье представлена модель компетенций финансового менеджера в контексте современных требований к финансовому управлению.

Актуальность выявления основных компетенций финансового менеджера обусловлена, во-первых, изменением парадигмы финансового управления с ориентацией на рост стоимости; во-вторых, необходимостью создания новых ориентиров в подготовке финансовых менеджеров в условиях модернизации российского образования.

За последнее десятилетие задачи финансовых руководителей существенно изменились. В условиях глобальных изменений в экономике и обществе происходит трансформация модели бизнеса с ориентацией на рост акционерной стоимости, усиление процессов интеграции как внутри компании, так и с внешними заинтересованными сторонами. В этих условиях изменяются приоритеты финансового управления, повышается роль финансового директора, задачами которого становится интеграция бизнес-процессы, а также обеспечение прозрачности информации о стоимости организации для внешнего мира. Основными факторами появления новой концепции финансовой службы являются: усиление социальной ответственности организации; растущая роль нематериальных активов в процессе создания стоимости; необходимость повышения доверия инвесторов и акционеров.

Новая концепция финансового директора будущего десятилетия, появившаяся в результате масштабных исследований тенденций в управлении бизнесом в разных странах, сформулирована в книге С. Рида «Финансовый директор как интегратор бизнеса». По мнению автора, между финансовой сферой, управлением людскими ресурсами и информационными системами границы будут стираться. Это означает, что финансовый директор будущего в равной степени должен отвечать за управление финансами, информационными системами и персоналом [3].

Обзор мнений российских финансовых директоров об изменениях в их работе, проводимых в течение нескольких лет на страницах журнала «Финансовый директор», подтверждает эти тенденции. Если десять лет назад основные функции финансового директора были связаны с постановкой финансовой отчетности по международным стандартам и контролем денежных средств, то в последние годы многие финансовые руководители отмечают, что им приходится осваивать новые роли лидера, учиться управлению людьми. По общему признанию, финансовый директор – это не только финансист, но и менеджер, умеющий работать в команде. К важнейшим качествам финансовых менеджеров - членов команды были отнесены: лидерские качества, инициативность, способность учиться и оказывать влияние на коллег.

Наиболее полным практическим руководством для современных финансовых директоров является «Настольная книга финансового директора» С. Брега. В ней представлен контрольный список финансового директора, из которых наиболее приоритетными задачами являются: прогноз движения денежных средств; создание систем показателей; оценка персонала и разработка программ обучения [2].

Выполнение этих задач требует от финансового директора новых управленческих компетенций, готовности к переменам и постоянного совершенствования.

Компетентность финансового директора становится важнейшим фактором успеха организации. Для отбора претендентов на эту должность организации заинтересованы в выявлении необходимого набора ключевых способностей и навыков и личностных качеств, требуемых для эффективного выполнения работы. Наборы ключевых способностей, требуемых для выполнения работы на определенном уровне, называются моделями компетенций. Такие модели компетенций обычно формируются самими организациями.

Модели компетенций применяются для оценки эффективности работы менеджеров, при найме и отборе персонала, в процессе разработки программ обучения и развития, привлечения выпускников вузов, обучения преподавателей. Хотя компетентностный подход применяется в международной практике более двадцати лет, существуют разногласия в понимании управленческой компетенции. В данной статье под управленческими способностями понимается определенный репертуар поведения в организации, включающий набор типичных характеристик поведения, позволяющих осуществлять эффективную деятельность в контексте стратегических целей организации [1].

Формирование модели компетенций финансового менеджера является актуальной задачей для всех заинтересованных сторон: работодателей (для взаимодействия с вузами), преподавателей (для определения содержания и выбора методов преподавания), студентов (для формирования представлений о ценности приобретаемой профессии на рынке).

Для целей подготовки финансовых менеджеров в вузе важно иметь ориентир в виде ключевых или базовых компетенций финансового менеджера среднего звена. Создание модели позволит конструктивно определять цели и оценивать результаты обучения на языке необходимых компетенций или способностей выпускников работать в качестве финансового менеджера в организации.

Модель компетенций финансового менеджера - это структурированный набор необходимых, идентифицируемых и измеряемых компетенций, позволяющих индивидууму эффективно работать в сфере финансового управления в различных организациях. Важнейшими компонентами модели являются специальные знания и навыки в области финансов, управленческие компетенции, способность к инновациям и личностные лидерские качества.

В процессе проектирования модели проводились следующие исследования: обзор теоретических концепций финансовой службы и функций финансового директора в компании; обобщение существующих представлений о функциях и роли финансового менеджера в организации;

анализ современных тенденций в финансовом управлении и изменении роли финансового директора; обзор магистерских программ по финансовому менеджменту в российских вузах и в системе бизнес-образования.

В работе использовались следующие источники: российские и зарубежные учебники и монографии по финансовому менеджменту; учебные программы и методические материалы по финансовому менеджменту российских вузов, а также зарубежных бизнес-школ; материалы исследований, посвященных изменению роли финансового директора в современной компании. Кроме того, в процессе разработке модели использовались результаты анкетирования студентов старших курсов, обучающихся по направлению «финансовый менеджмент», выступления выпускников на круглом столе «Ключевые компетенции финансового менеджера», а также интервью с преподавателями экономического факультета СибАГС.

В основу концепции модели базовых компетенций финансового менеджера положены следующие принципы:

· фундаментальность подготовки - обязательность освоения базовых знаний по финансовому менеджменту

· необходимость и достаточность включаемых в модель видов компетентности, требуемых для работы в должности финансового менеджера среднего звена

· структурирование основных видов компетенции и выделение пяти основных блоков компетенций;

· соответствие современным требования и критериям финансового управления в условиях глобальных перемен;

· открытость модели и возможность ее дополнения новыми видами компетенций.

На основании полученных представлений о современной концепции финансовой службы, и той ответственности, которую берет на себя финансовый руководитель, были сформированы группы ключевых компетенций финансовых менеджеров. К ним относятся: Профессиональные и специальные компетенции; Способность самостоятельно применять знания на практике; Управленческие компетенции; Управление информацией; Лидерские качества и способность к инновациям.

Управленческие компетенции включают широкий спектр умений и способностей: постановка целей и стратегическое планирование; управление людьми, управление собой; умения и навыки принятия решений. Все эти способности применяются финансовым менеджером в процессе управления финансами и другими ресурсами организации.

В представленной модели компетенция в области управления информацией выделена в отдельный блок, поскольку современном финансовом менеджменте управление информацией имеет особое значение, обеспечивая процессы интеграции бизнеса.

Модель ключевых компетенций финансового менеджера включает следующие компоненты: группы компетенций и их составляющие или ключевые компетенции (таблица 1).

Таблица 1 Модель ключевых компетенций финансового менеджера

Группы компетенций Составляющие (ключевые компетенции)
1 Профессиональные и специальные 1.1 Освоение фундаментальных концепций финансового менеджмента. 1.2 Знание теории и практики современного финансового управления, направленного на рост стоимости компании. 1.3 Умения и навыки эконометрического, финансового анализа и прогнозирования денежных потоков и оценки рисков. 1.4Владение знаниями общего менеджмента, операционного и инвестиционного менеджмента, риск-менеджмента.
2 Компетенция в применении знаний 2.1 Владение методологией применения знаний в конкретной ситуации. 2.2 Умение строить финансовые модели, приспособленные для решения конкретных задач 2.3 Концептуальная гибкость при выборе моделей и методов финансового управления. 2.4 Управление финансовой цепочкой.
3 Управленческая компетентность.   3.1 Определение целей организации, выбор приоритетов и разработка финансовой стратегии. 3.2 Создание финансовой структуры организации и команды финансовых менеджеров (консультантов). Умение работать в команде. 3.3 Создание системы ключевых показателей. Определение критериев управления эффективностью и результативностью. 3.4 Вовлечение персонала в достижение целей. 3.5 Мониторинг и оценка результативности и эффективности.
4 Управление информацией 4.1 Получение, оценивание и обмен информацией для решения проблем и принятия решений. 4.2 Понимание потребностей в информации всех заинтересованных сторон. 4.3 Обеспечение достоверности и прозрачности информации о стоимости для внешних и внутренних заинтересованных сторон. 4.4 Знание и применение современных информационных моделей раскрытия информации. 4.5 Владение современными информационными технологиями. 4.6 Управление цепочкой корпоративной отчетности.
5 Лидерские качества и способность к инновациям 5.1 Формирование видения – способность проектирования будущего организации и согласование со стратегией развития. 5.2 Умение донести свое видение до подчиненных 5.3 Доверие к подчиненным и создание открытого климата. 5.4 Понимание нужд окружающих и поддержка заинтересованность в развитии и обучении персонала 5.5 Готовность к изменениям в управлении 5.6 Вовлечение персонала в процесс преобразований и 5.7 Демонстрация собственной приверженности переменами.

 

Представленная модель является схематичной и дает представление о базовой структуре компетенций, которую в дальнейшем можно развертывать, дополнять и детализировать.

Применение модели в системе образования предполагает использование инновационных методов обучения. Развитие компетенций предполагает активное участие студента в образовательном процессе. Здесь уместно подчеркнуть, что студента нельзя научить, он только может научиться сам. Это касается, прежде всего, лидерских качеств и способности применять концепции на практике.

Компетентностный подход к обучению в вузе изменяет роль и функции преподавателя. Чтобы способствовать развитию новых способностей и навыков у студентов, преподаватель должен быть компетентен в инновационных методах обучения. Опыт применения активных методов накоплен во многих вузах. Например, на экономическом факультете Сибирской государственной службы в обучении финансовых менеджеров применяются:

· тренинги, деловые игры, метод case-study, позволяющий развивать способность к применению теоретических концепций в деятельности, а также навыки работы в команде;

· модульно-рейтинговая система обучения, стимулирующую самостоятельную работу и ответственность студентов;

· встречи и круглые столы с выпускниками академии, работающими финансовыми менеджерами;

· участие студентов в городских конкурсах по решению бизнес-кейсов;

· включение в НИРС тем по развитию управленческой компетенции и лидерских качеств финансового руководителя, оценке эффективности работы финансового менеджера в организации.

В целях развития управленческих компетенций будущих финансовых менеджеров на факультете ведется дисциплина по выбору «Менеджмент для финансистов» в формате «case-study», где студенты приобретают навыки командной работы, принятия решений, оценки и презентации результатов.

Развитие лидерских качеств выпускников – наиболее сложный процесс, это умение «быть» в культурной среде, понимание и принятие ценностей образовательной среды вуза, понимание ценности освоения компетенций в области выбранной профессии.

Практическая значимость модели ключевых компетенций финансового менеджера заключается в возможности ее применения в следующих областях:

· оценка соответствия подготовки специалистов потребностям работодателей;

· оценка результатов обучения и качества образовательных услуг;

· формирование программ профессиональной подготовки и переподготовки работников, ориентированных на получение новых компетенций.

Список литературы

1. Kandola, R. And Pearn, M. (1992) “Identifying competencies” in R. Boam and P. Sparrow (eds), Designing and Achieving Competency: a competency-based approach to managing people and organizations, McGraw-Hill, London.

2. Брег С. Настольная книга финансового директора / Стивен М. Брег; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 532 с.

3. Рид. С. и др. Финансовый директор как интегратор бизнеса / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. —397 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...