Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интенсификация работы по гармонизации валютного законодательства государств - участников Таможенного союза




 

Пятнадцатого сентября 2004 г. была принята Концепция сотрудничества и координации деятельности государств - участников Содружества Независимых государств в валютной сфере, которая направлена на унификацию мер, принципов и правил регулирования создаваемого общего рынка услуг. Одним из условий активизации сотрудничества является сближение валютных законодательств. Естественной перспективной целью согласно данной Концепции является создание заинтересованными государствами общего валютного пространства на основе координации экономической, денежно-кредитной, валютной и бюджетной политики.

Одной из приоритетных задач Содружества Независимых Государств является введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля

Единый режим осуществления валютных операций в рамках СНГ пока не установлен. Самый большой шаг по направлению к унификации валютного регулирования сделан в рамках Таможенного союза России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, в том числе благодаря стремлению создать единое таможенное пространство

Безусловно, что создание Таможенного союза, предусматривающего единую таможенную территорию входящих в него государств, а также единый таможенный тариф и другие общие меры регулирования их торгово-экономического взаимодействия с третьими странами, является заметным шагом вперед в развитии политической и экономической интеграции соответствующих постсоветских республик.

Эффективное валютное сотрудничество является важной предпосылкой углубления экономической интеграции. В современных условиях усиление взаимодействия в сфере валютных отношений приобретает все большее значение как фактор развития национальной экономики государств - участников СНГ и снижения степени их уязвимости к внешним финансовым потрясениям.

Валютные барьеры в разных странах отличаются друг от друга. Рассмотрим, например, ограничения, установленные для физических лиц по ввозу/вывозу валюты, валютных ценностей, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в России, Белоруссии, Казахстане и Украине, в целях мониторинга унификации валютного законодательства в государствах СНГ.

 

Таблица 1


В целях усиления транспарентности валютного законодательства России представляется необходимым нормативно закрепить перечень документов, подтверждающих законность реэкспорта наличной валюты, и закрепить аналогичный перечень в других странах Таможенного союза. Это позволит в дальнейшем привести к "единому знаменателю" и нормы об ответственности за нарушение валютных правил.

До настоящего времени данная проблема не решена. Так, в Российской Федерации есть специальная статья, предусматривающая ответственность за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме. В КоАП Беларуси и в КоАП Казахстана такой состав правонарушения не выделяется, а деяние квалифицируется в целом как нарушение валютного законодательства.

В государствах - членах Таможенного союза установлены разные меры

Таким образом, нормы государств - членов Таможенного союза отличаются друг от друга. Представляется, что создание единого валютного пространства требует унификации составов нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, а также мер административной ответственности за нарушение требований режима проведения валютных операций.

Принятие Таможенного кодекса Таможенного союза - большой шаг вперед, поскольку единое таможенное пространство требует согласованности в преобразовании режима осуществления валютных операций. Концепция сотрудничества и координации деятельности государств - участников Содружества в валютной сфере, принятая 15 сентября 2004 г., в качестве направлений согласованной валютной политики также предполагает эволюцию национальных валютных систем в направлении их унификации. На одном из последних саммитов стран ЕврАзЭС и Таможенного союза прозвучала мысль о необходимости введения в рамках Союза единой валюты. Для этого необходимы длительные переговоры, анализ экономической ситуации экспертами

В условиях выхода государств - участников Таможенного союза на новый уровень интегративного взаимодействия в связи с началом функционирования с 1 января 2011 г. Евразийского экономического пространства, а также учитывая амбициозные планы российского Правительства по созданию на территории государств - участниц Таможенного союза новой интеграционной организации под названием "Евразийский союз", остро встает вопрос об интенсификации усилий по завершению создания правовых и организационных основ будущих интеграционных моделей.

В сфере валютного регулирования внешнеэкономической деятельности государств - участников Таможенного союза представляется целесообразным предложить следующие меры по приведению правовой базы Таможенного союза в соответствие вышеозначенным целям.

Одним из главных направлений сотрудничества государств - участников Таможенного союза является выполнение и дальнейшая конкретизация положений Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года

Целями Соглашения являются:

) проведение согласованной валютной политики (ст. 3 Соглашения);

) сближение законодательства государств - участников Соглашения и нормативных правовых актов Сторон, регулирующих валютные правоотношения, и принятие мер либерализации валютной сферы (ст. 4 Соглашения);

) взаимодействие уполномоченных органов государств - участников Соглашения, осуществляющих валютный контроль (ст. 5 Соглашения).

Ст. 7 Соглашения обязывает стороны заключить до сентября 2011 г. договоры, развивающие положения ст. 3 - 5 Соглашения о согласованных принципах валютной политики.

В настоящее время сделан только первый шаг в реализации данных планов. Распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. N 1518-р в развитие ст. 5 вышеназванного Соглашения одобрен проект Договора о взаимодействии уполномоченных органов государств - участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 г., осуществляющих валютный контроль.

Механизм гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательных и иных нормативных правовых актов предусмотрен в Соглашении о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства и заключается в:

включении международных договоров, Основ законодательства ЕврАзЭС (после их ратификации) в национальные правовые системы;

приведении действующих национальных актов в соответствие правовым актам Сообщества;

изъятии отдельных национальных актов из системы действующего национального законодательства;

правовой интерпретации типовых проектов законодательных актов и рекомендаций по гармонизации законодательства в актах национального законодательства;

восполнении правовых пробелов национального законодательства путем принятия новых правовых актов во исполнение действующих международных договоров и решений органов ЕврАзЭС.

В обозначенных направлениях в ближайшее время предстоит:

. Привести валютное и внешнеторговое законодательство Российской Федерации в соответствие международным договорам Таможенного союза. В частности, положениям Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, Соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала, принятого в 2009 г., Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года.

. Реализовать положения Рекомендаций по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и контроля 1.

. Разработать типовой проект законодательного акта о валютном регулировании и валютном контроле (например, Основ законодательства ЕврАзЭС о валютном регулировании и валютном контроле), который могли бы ратифицировать первоначально государства - участники Таможенного союза

. Разработать и подписать государствами - участниками Таможенного союза Стратегию развития валютной политики ЕврАзЭС в условиях введения региональной валюты.

Особое внимание необходимо уделить унификации терминологии, используемой в национальных актах, посвященных валютному регулированию и валютному контролю: единых определений валютных ценностей (уже отмечалось внедрение в международные договоры Таможенного союза понятия "денежные инструменты", не нашедшее пока отражения в национальном законодательстве Российской Федерации <5>), валютных операций, включая их классификацию, а также понятий резидента и нерезидента.

Необходимо унифицировать порядок открытия резидентами счетов в иностранных валютах в кредитных организациях государств - участников Таможенного союза; порядок осуществления валютных операций на территории государств - участников Таможенного союза; принципы, формы и методы осуществления валютного контроля.

Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и контроля предусматривают необходимость разработки унифицированных форм отчетности по валютным операциям, а также, с опорой на опыт Республики Беларусь, рассмотрение возможности замены процедуры оформления паспорта сделки процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу.

В кратчайшие сроки Российской Федерации, а также и другим государствам - участникам Таможенного союза необходимо не только унифицировать, но и упростить формы учета и отчетности по экспортно-импортным операциям.

Необходимо, наконец, гармонизировать нормы национальных законодательств об ответственности за правонарушения в валютной сфере, на существенные разногласия в которых обращается внимание в научной литературе.

Несмотря на то, что Федеральным законом от 03.05.2011 N 83-ФЗ ратифицирован Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, предусматривающий в ст. 4 нелимитированный вывоз физическими лицами наличной валюты за пределы территории Таможенного союза, ст. 15 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" до сих пор не приведена в соответствие данному положению Договора. В связи с чем вопросы привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за вывоз из Российской Федерации суммы, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, регулируются в настоящий момент письмом ФТС России от 23.11.2010 N 01-11/56802.

Таким образом, гармонизированные нормативные правовые акты в итоге должны отвечать следующим требованиям:

содержать нормы права, соответствующие положениям действующих договоров и решений органов Таможенного союза;

обеспечивать единообразное понимание и применение правил, установленных всеми участниками правоотношений и содержащихся в договорно-правовой базе Таможенного союза;

оказывать юридическое действие, по возможности исключающее (минимизирующее) необходимость принятия ведомственных актов (инструкций, правил, положений, приказов), а в случаях, когда такая необходимость все же возникает, - предусматривать возможность гармонизации подзаконных актов;

содержать реальные гарантии и механизмы выполнения правоустанавливающих норм и положений правовых актов Таможенного союза, а также меры ответственности за противоправную деятельность и стимулы правомерной деятельности;

предусматривать системность и внутреннюю связь национальных актов и правовых актов Таможенного союза.

Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и контроля предусматривают следующие меры по либерализации валютной сферы:

сокращение норм, требующих принятия подзаконных актов в сфере валютного регулирования и контроля, в частности, касающихся репатриации иностранной и национальной валюты, ввоза/вывоза наличной валюты;

постепенный отказ от разрешительной системы проведения валютных операций.

В связи с этим предстоит принять меры по смягчению механизма репатриации и последующей отмене репатриации валютной выручки, как архаичного, не соответствующего интегративным усилиям государств валютного ограничения.

В этой связи важным шагом стало внесение Федеральным законом от 18.07.2011 N 236-ФЗ поправки в ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которой резидент-экспортер признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки, в случае если он обеспечил получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.

 


 

Заключение

 

Таким образом, главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" N 173-ФЗ. Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.

Валютный контроль - составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций.

В современных экономических условиях валютный контроль служит основным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности и контроля над ее осуществлением.

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства.

В свою очередь, валютная политика - составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне её платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку вывоза капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

Юридически опосредуя реализацию валютной политики, валютное регулирование способствует решению данных задач и является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства.

 


 

Список использованной литературы

Нормативно - правовый акты:

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

.Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О валютном регулировании и валютном контроле"

."Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) (Алексеева Д.Г., Антропцева И.О., Бергер Е.В., Игнатьева Е.А., Кальней М.Г., Шаповалов М.А.

Литература:

4. Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2012. С.

.Конищева Т. На счет у.е. // Российская газета. 20011. 12 апр.

. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2012.

. Крохина Ю.А. Понятие и содержание валютного права Российской Федерации // Финансовое право. 2012. № 5. С. 10 - 14.

. Косаренко, H.H. Финансовое право России / H.H. Косаренко. -Ростов н/Д,2012

Леднева Ю.В. Правовая природа ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации // Налоги. 2011. № 3. С. 22 - 26.

. Лисицын А.Ю. // Финансовое право. 2012. № 2.

. Сапир Ж. Усиление валютного контроля и контроля за капиталом в России // Проблемы прогнозирования. 2012. № 6. С. 105-122.

. Молчанова О.В., Яфизов Р.В. Валютный контроль за операциями резидентов // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2012. № 4. С. 114-118.

. Тютина Ю.В. Правительство Российской Федерации как орган валютного регулирования (//"Административное право и процесс", 2012 №4

. Трошкина Т.Н. Новое в системе органов валютного контроля в Российской Федерации // "Финансовое право", 2012, N 2

. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право.-М,2012

. Финансовое право: Учебник/ под ред. С.В. Запольский.-М,2012

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...