Список документов и литературы.
Методическая разработка по проведению музейного урока на тему: Для подготовки к занятию учащиеся используют имеющиеся в Изучение учащимися этой темы очень важно для их нравственного и духе осуждения насилия, фашизма, терроризма и утверждения понимания, ценности человеческой жизни, сострадания, отзывчивости, сопереживания, глубокого План проведения музейного урока:
1. Вступительное слово преподавателя: значение темы, цель и порядок ., города ("Блокада Ленинграда". Документальный фильм (Режиссер Сергей Лозница).! 2. Начальный период войны (июнь-сентябрь 1941г.). Планы гитлеровского Используются музейные экспозиция (подготовлено выступление ученика). 3. Хронология блокады Ленинграда. Помощь всей страны героическому Ленинграду. Роль Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в стабилизации обстановки
Используются стенды, фотографии;
См.: Приложение 1
4. В чем выразился героизм блокадного Ленинграда? Используются:
Фото-плакат Тани Савичевой, подготовленный учащимися и «дневник Тани Савичевой», рассказ преподавателя о Тане Савичевой и подборка фотографий о блокадном Ленинграде, кадры из документального фильма «Свидетельства блокадников Ленинграда»; (подготовлены выступления учеников). См.: Приложение 2, Приложение 3.
5. Дети блокадного Ленинграда " Используются кадры кинохроники из фильма 3." Блокада Ленинграда" документального сериала"Неизвестная Война" и документального фильма «Блокадные дневники» (автор фильма Зинаида Курбатова), фотографии, книги; 6. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. и окончательное ее снятие в Используется стенд и две исследовательские работы, подготовленные учащимися («Героический Ленинград». 18 рукописных страниц, в т.ч.2 нарисованные карты Бадалин Александр ученик 11 А класса и «Ленинград 1941-1944гг.» 19 рукописных страниц,в т.ч.2 нарисованные карты Загумённова Виктория ученица 11 А класса).(См. на странице Мероприятия); 7. Награды Родины Ленинграду, его защитникам - героическим воинам и Всемирно-историческое значение разгрома немецко-фашистских войск (Во время занятия 2- 3 ученика выступают со На первое занятие выносятся четыре вопроса и на второе - три.
- Почему провалился фашистский план «молниеносного» захвата - Что такое блокада Ленинграда и сколько она длилась? - Сколько раз, когда и на сколько происходило снижение нормы выдачи хлеба ленинградцам??,,' - Кто, какие силы участвовали в защите Ленинграда? • I - Где находится мемориал «Малые Пискарёвки» и почему он так называется? '- Какие вопросы трагической,' одновременно героической эпопеи г, ~. - Как объяснить слова писателя Н. Тихонова о том, что если бы фашисты.
Во вступительном слове преподаватель подчеркивает значение изучения Цель занятия: раскрыть, в чем выразился героизм блокадного Ленинграда
Задача музейного занятия по теме «Героизм блокадного Ленинграда» 'о В конце занятия преподаватель подводит итоги и дает оценку В своем заключении преподаватель: 1.Заостряет внимание учащихся на то, что высочайший героизм и
2. Следует подчеркнуть также, что гитлеровская
3. В заключительном слове особое внимание преподаватель уделяет фальсификации ВОВ и Второй мировой войны в целом. Что в потоке этой фальсификации принимают участие, наряду с зарубежными, и некоторые российские фальсификаторы, в связи с чем. Президентом РФ ещё в мае 2009 года был подписан Указ о создании комиссии по противодействию фальсификации истории войны.
Что касается блокады Ленинграда, то дискуссионными вопросами здесь Почему так произошло? До сих пор можно услышать мнение о том, что лучше было бы сдать жителей.. Аргументированные ответы можно найти из новых документов,
Приложение 1. 26 июня 1941 г. Финляндия объявила войну Советскому Союзу, а 29-го на Мурманском направлении в 3 часа утра после сильных бомбовых ударов и мощной артиллерийской подготовки враг перешел границу. Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 г. (Начало боёв на Лужском рубеже). Начало полной блокады - 8 сентября 1941 г. (Взятие фашистами Шлиссельбурга, и выход их к Ладожскому озеру).
Из воспоминаний жительницы Ленинграда Ирины Шелепиной: «22 июня 1941 года чудесный солнечный день, в этом году мы с родителями впервые сняли дачу в Ольгино. Все счастливы и вдруг ВОЙНА Смысл, значение этого страшного слова я мгла понять лишь по реакции взрослых. Мир в одночасье рухнул. А потом, 8 сентября началась Блокада. И вот тогда наступил ужас».
С падением 8 сентября 1941 года Шлиссельбурга Ленинград оказался блокированным с суши. С этого времени началась почти девятьсотдневная блокада Ленинграда, которая потребовала напряжения всех моральных и физических сил его защитников. В блокированном городе осталось более 5 миллионов 500 тысяч гражданского населения. Город начали бомбить ежедневно Люди привыкали жить под постоянными обстрелами и в ожидании налетов авиации. Из воспоминаний ленинградца Геннадия Чарушева: «Город был сильно разрушен. Между улицами Бронницкой и Серпуховской был большой двухэтажный детский сад, в этот детский сад попала бомба, из под обломков здания потом еще долго доносились крики.» Аэростаты, которые возили по городу применялись для защиты от пикирующих самолетов. Зенитки стояли по городу и обстреливали самолеты. Фашистская Германия и вовлеченная в войну Финляндия развернули на Ленинградском стратегическом направлении 56 дивизий и 3 бригады, имевших в своем составе около 950000 человек, свыше 7500 орудий, около 2000 танков и бронемашин, свыше 6000 минометов и 1700 самолетов. Захват Ленинграда немецко-фашистское верховное командование возложило на группу армий «Север» (18-я и 16-я полевые армии и 4-я танковая группа). В её составе находилось около 725000 солдат и офицеров, свыше 13000 орудий и минометов, не менее 1500 танков. На территории Восточной Финляндии сосредоточилась немецкая армия «Норвегия» и финские юго-восточная и карельская армии (всего 21 дивизия и 3 бригады). Эти силы поддерживали около 4 тысяч орудий и минометов и 900 самолетов. Не смотря на нечеловеческие условия в голоде и холоде ленинградцы жили, работали, воевали.
В трудной обстановке осенью 1941г. главной задачей жителей города было снабжение фронта необходимым вооружением и боеприпасами. Рабочие ленинградских заводов отремонтировали сотни танков и артиллерийских орудий. Молодые люди, старики, женщины и дети – все работали на предприятиях осажденного города, расчищали улицы города в зимнее время, сооружали оборонительные ограждения, дежурили на крышах домов.
В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная жизнь. В августе 1942 года открылась филармония, во время первого концерта была исполнена знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады. Радио связывало ленинградцев со всей страной и служило одним из источников их стойкости, выдержки и энергии. В осажденном городе не только продолжали выходить местные газеты: «Смена», «Ленинградская правда», но и центральные – «Правда», «Известия». Ленинградцы не просто ждали падения блокады города, но и делали все, чтобы приблизить этот момент: работали на военном производстве, защищали подходы к городу, поддерживали моральный дух. Прорыв блокады - 18 января 1943 г. Полное освобождение города от блокады – 27 января 1944 г. В полном кольце блокады, до её прорыва Ленинград находился 497 дней, общая продолжительность блокады – 871 день. . Приложение 2. Слайды на сайте: http://zateevo.ru/vov/savicheva_tanya/) Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать много работала, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых — нарядные занавески, салфетки, скатерти. Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, Но началась война. Семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО. Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось — по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лица земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи. Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену — в цех сообщили, что он умер…». Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом — стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Таня Савичева родилась 25 января, в день поминовения святой мученицы Татианы. В честь Тани была написана песня - «Баллада о Тане Савичевой» (композитор Е. Дога, слова В. Гина), которая впервые прозвучала на концерте народной артистки Эдиты Пьехи: «Таня, Таня… твое имя — как набат на всех наречиях…». (видео этого выступления Э.Пьехи на этом же сайте, см. выше).
Приложение 3. Героизм блокадного Ленинграда, превратившегося в город-фронт,
- в участии истощенных от голода, беспрерывных авиабомбежек и защищавших Ленинград;. " - в героическом подвиге водителей автомашин, которые осуществляли - в круглосуточной работе ленинградцев на заводах, производящих военную - в участии жителей, в том числе подростков, детей, женщин, стариков в создании линий обороны и баррикад; - в создании более 100-тысячного народного ополчения из ленинградцев; - в развертывании партизанского движения на захваченной фашистами территории, примыкающей к Ленинграду, в его огромной помощи - в неутомимой работе в тяжелых блокадных условиях ленинградских" - в участии детей блокады в защите города (в отрядах МПВO, в строительстве баррикад, в бытовых отрядах и др.).
Приложение 4. Зимой 1941 года в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе 400 тысяч детей. В пригородных районах находилось 343 тысячи человек. 1941-1942 гг. – ледовая дорога работала 152 дня, за это время из города было эвакуировано 550 тысяч ленинградцев; навигация 1942 года – эвакуировано 540 тысяч человек; 1942-1943 гг. – ледовая дорога работала 101 день, эвакуировано 89 тысяч человек.
Всего за период блокады из города были эвакуированы 1,3 миллиона человек. Но самым страшным испытанием для ленинградцев стал голод. Ученые трудившиеся в блокадном городе предложили использовать для выпечки целлюлозу, известную ранее только как сырье для бумажных фабрик. Под руководством профессора Шаркова группой специалистов была разработана технология гидролиза целлюлозы для превращения ее в пищевой продукт. Одновременно было разработано производство белковых дрожжей из древесного материала. И все же запасы продуктов быстро таяли. И продовольственное положение осажденного города становилось все более угрожающим. Оставшиеся в живых люди обычно сами отвозили своих умерших родственников на приемные пункты. По улицам постоянно возили тела, завернутые в простыни и одеяла.
Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов): "…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь".
Нормы выдачи хлеба с 20 ноября по 25 декабря 1941 года:
В конце декабря 1941 года нормы выдачи хлеба были повышены до 350 граммов рабочим и до 200 граммов остальным жителям города (при этом до 60% хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки). Все остальные продукты почти перестали выдаваться.
В феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составили: Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирало более 4000 человек. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Мужчин умирало больше, чем женщин (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.
В январе-феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае − 50 000 человек, в июле − 25 000 человек, в сентябре − 7000 человек.
Вот что было написано в отчете одной из школ - 251-й Октябрьского района: - "Из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре - январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили”. Средняя температура в декабре 1941 года составляла минус 12-15 градусов, иногда опускаясь до минус 20 градусов. В январе среднемесячная температура составила минус 19 градусов. В течение 8 январских дней термометр показывал минус 30 градусов и ниже. В сентябре-декабре 1941 года фашистская артиллерия выпустила по Ленинграду свыше 30 тысяч снарядов.
В 1942 году:
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на рабочие плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!” Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.
Приложение 5.
Прорыв блокады - 18 января 1943 г. Полное освобождение города от блокады – 27 января 1944 г. В полном кольце блокады, до её прорыва Ленинград находился 497 дней, общая продолжительность блокады – 871 день. В июне 1944 г. началась операция по освобождению Карельского перешейка и выведению из войны союзницы Германии – Финляндии. 19 сентября 1944 года было подписано перемирие с Финляндией, означавшее окончание боевых действий на Карельском и Олонецком перешейках, на Ладожском озере. Полную продолжительность героической обороны Ленинграда следует считать с 10 июля 1941 г. по 19 сентября 1944 г., что составляет 1168 дней – из 1418 дней Великой Отечественной войны. А девятисотдневная блокада – это самый героический период обороны.
За время блокады:
от голода умерло по официальным данным – 641 тысяча горожан, по подсчётам историков – не менее 800 тысяч;
погибло от бомбёжек и обстрелов – около 17 тысяч жителей;
ранено около 34 тысяч жителей;
ленинградские доноры сдали 144 тысячи литров крови для спасения раненых;
фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллеристских снарядов;
были повреждены 30 тысяч промышленных зданий, цехов и участков, из строя выведено 840 промышленных предприятий, разрушено 44 километра водопроводных труб и 75 километров канализационной сети, 500 школ, 170 лечебных учреждений; полностью уничтожена 8-я ГЭС, мощность которой составляла 200 тысяч киловатт;
было разрушено и сожжено 3 тысячи 174 здания, повреждено 7 тысяч 143 здания, 9 тысяч деревянных домов разобрано на топливо, – город лишился свыше 5 млн. кв. м. жилой площади;
пострадали 187 из 210 зданий, находившихся на государственном учете как памятники архитектуры, практически были уничтожены пригородные дворцы-музеи (за исключением Ораниенбаума).
Приложение 6. Ольга Берггольц Я говорю с тобой под свист снарядов, Кронштадтский злой, неукротимый ветер Над Ленинградом - смертная угроза... Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Ольга Берггольц Покуда небо сумрачное меркнет,
Мы, ленинградцы, ныне держим знамя, Сентябрь 1941 Ольга Берггольц К сердцу Родины руку тянет О, любовь моя, жизнь и радость, … Всем, что есть у тебя живого, Шестнадцатое октября 1941 года. А. Молчанов Я не был на фронте, но знаю Я не был на фронте, но знаю Я не был на фронте, но знаю
Список документов и литературы. 1.Великая Отечественная война 1941-1945 гг..Энциклопедия. М.,1998г. 2. Адамович А. М. Блокадные дневники и документы.-СПб.:Европейский дом, 2004 (Архив "Большого дома"). 3. Великий полководец Маршал Жуков. Исследования жизни и деятельности т.1,2.-.Москва, 2010 г. 4. Гранин Д.А., Адамович А. Блокадная книга. СПБ., 1994г. 5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. M., 1974г. 6. Комаров Н.Я. Феномен блокадного Ленинграда. М., 2008 г. 7. Ленинград выстоял и победил. М.,2004 г. 8. Лебедев Ю.М. По обе стороны блокадного кольца. Санкт-Петербург: Нева, 2005г. 9. Манштейн Э. Утерянные победы. Смоленск: Русич, 1999г.
10. Мелуа А.Н. Блокада Ленинграда. Энциклопедия. СПБ., 1999г. 11. На дороге жизни. Л., 1970г. 12. Сухачев М.П. Дети блокады.М.,1989г. 13. Хассо Г. Стахов. Трагедия на Неве. Москва: Центрполиграф, 2011г. 14. Яров С.В. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда. Москва: Молодая гвардия, 2013г.
Интернет-ресурсы: http://leningradpobeda.ru http://victory.rusarchives.ru/ http://1941-1945.at.ua/ http://blokada.otrok.ru «Таня Савичева»: http://zateevo.ru/vov/savicheva_tanya/
Сайт «История государства» Страница «Дневник блокадника» http://statehistory.ru/1393/Dnevnik-blokadnika/ Сайт «Раритеты фотохроники СССР» http://www.borodulincollection.com/war/index.htm Сайт «Блокадный Дневник» 3es.ru Видеофильм «Урок истории». http://www.youtube.com/watch?v=KjusJ4VrY_M
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|