Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов




жертва война защита вооруженный конфликт

В период вооруженных конфликтов чаще всего испытывают страдания и тяжелые последствия войны ни в чем не повинное гражданское население, отдельные гражданские лица, не принимающие никакого участия в военных действиях. Именно они расплачиваются за деятельность военно-политического руководства, тех, кто, так или иначе, заинтересован в войне. Правовое положение гражданского населения в период вооруженных конфликтов определяется Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Конвенцией IV, Дополнительными протоколами I и II от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.

В ст. 51 Дополнительного протокола 1 содержится норма, согласно которой «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений». Эволюция этой нормы основывается на учете исторического опыта современных вооруженных конфликтов, свидетельствующих о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95%, а потери среди гражданского населения - 5%, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52%, а гражданские возросли до 48%. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84%; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90%, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95%.

Правовая зашита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, о чем будет сказано ниже, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны. При этом гуманитарные нормы касаются всего населения стран, находящихся в конфликте, без какой-либо дискриминации по признакам принадлежности к расе, национальности, религии или по политическим убеждениям. Они направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. Воюющие стороны обеспечивают им защиту от любого рода непристойных посягательств, а также помощь, в которой они нуждаются с учетом их возраста или по любой другой причине. Предпринимаются все практические меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. В случае совершения правонарушений детьми, не достигшими 18-летнего возраста, смертный приговор не приводится в исполнение. Воюющая сторона не вправе эвакуировать детей, кроме своих собственных граждан, на территорию иностранного государства, за исключением случаев временной эвакуации, вызванной состоянием здоровья или необходимостью лечения.

К гражданскому населению не должны применяться никакие меры физического или морального воздействия в целях получения от него или от третьих лиц каких-либо сведений. Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, ведущие к его гибели: убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны. Кроме того, запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, террор, грабеж, взятие заложников. Гражданское население, отдельные гражданские лица не должны подвергаться нападениям, а также нападениям в порядке репрессалий.

Не допускаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население, а также нападения неизбирательного характера. К такого рода действиям относятся: нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты; нападения с применением методов или средств ведения военных действий, которые в каждом случае поражают военные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты без различия; бомбардировки любыми методами или средствами, при которых в качестве единого военного объекта рассматривается ряд явно отстоящих друг от друга и различимых военных объектов, расположенных в городе, деревне или другом районе, где сосредоточены гражданские лица или гражданские объекты; нападения, которые могут повлечь за собой потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам.

Кроме того, гражданское население или отдельные гражданские лица не должны использоваться для прикрытия определенных пунктов, военных объектов или районов военных действий от нападения (ст. 51 Дополнительного протокола I).

Лица, относящиеся к гражданскому населению, не вправе отказываться (частично или полностью) от прав, которые обеспечивают им нормы международного права. Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения воюющие стороны всегда должны проводить различие между гражданским населением и комбатантами. В ходе военных действий воюющие обязаны щадить гражданское население и гражданских лиц.

В международном праве акцентируется внимание на обеспечении права неприкосновенности гражданских больниц, созданных для оказания помощи раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, инвалидам и роженицам. Персонал гражданских больниц, включая их администрацию, а также лица, предназначенные для розыска, подбирания, транспортировки и лечения раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, гражданских лиц, инвалидов и рожениц, находятся под защитой международного гуманитарного права (ст. 18-20 Конвенции IV).

Иностранцы вправе покинуть территорию, на которой находятся, в начале или во время военных действий, если их выезд не противоречит государственным интересам страны пребывания. Рассмотрение ходатайств таких лиц о выезде производится обычно в соответствии с установленным порядком. Если какому-либо лицу будет отказано в просьбе покинуть территорию, оно может обжаловать решение в суде или соответствующем административном органе.

Правовой режим оккупированных территорий. Правовая защита гражданского населения должна обеспечиваться и на временно оккупированной противником территории, даже если оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления. Причем территория признается занятой, если она действительно находится во власти неприятельской армии, т.е. если такая власть установлена и ею осуществляется полный контроль в определенном районе. Оккупационные власти в соответствии с нормами международного гуманитарного права обязаны принять все зависящие от них меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы, честь и семейные права, жизнь отдельных лиц, их религиозные убеждения. Суверенитет государства на территорию, которая временно захвачена противником, не переходит к оккупанту автоматически. В дальнейшем судьба такой территории решается, как правило, мирным договором.

Оккупирующее государство может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящиеся на оккупированной территории, только с учетом нужд гражданского населения. Запрещаются под каким бы то ни было предлогом угон, а также депортирование (высылка) гражданского населения с оккупированной территории на территорию оккупирующего государства или любого другого государства. Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права на оккупированной территории запрещаются следующие действия: уничтожение движимого и недвижимого имущества, являющегося государственной, коллективной или частной собственностью неприятельской державы и отдельных ее лиц; взятие заложников из числа гражданских лиц; изменение статуса должностных лиц или судей, применение к ним санкций или каких-либо мер принуждения, проведение дискриминации по той причине, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести; проведение всякого рода мероприятий, направленных на то, чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для граждан оккупированной территории с целью заставить их работать на оккупирующую державу.

Оккупант может привлекать гражданское население к трудовой деятельности, за исключением выполнения работы, которая вынуждала бы его принимать участие в военных действиях. Уголовное законодательство оккупированной территории остается в силе. Оно может быть отменено или приостановлено оккупирующей державой в том случае, если представляет собой угрозу ее безопасности или препятствует применению норм международного гуманитарного права. С учетом этого для обеспечения эффективного отправления правосудия судебные органы оккупированной территории продолжают исполнять свои функции, предусмотренные законодательством. В случае нарушения изданных оккупирующей державой постановлений, предусматривающих уголовную ответственность, обвиняемые лица могут предаваться созданным законным образом оккупирующей державой военным судам при условии нахождения последних на оккупированной территории. Суды второй инстанции должны рассматривать дела преимущественно в оккупированной стране.

Уголовное законодательство оккупирующей державы может предусматривать смертную казнь в отношении гражданских лиц только в тех случаях, когда они виновны в шпионаже, в диверсионных актах, направленных против военных объектов оккупирующей державы, или в умышленных правонарушениях, которые явились причиной смерти одного или нескольких лиц, если нормы уголовного права, действовавшие на территории до начала оккупации, предусматривали в таких случаях смертную казнь. Судебные органы оккупирующей державы не могут выносить ни одного приговора без рассмотрения дела в установленном законом порядке. Любое лицо, которому предъявляется обвинение оккупирующей державой, должно быть без промедления уведомлено об этом в письменной форме, на понятном для него языке, с подробным изложением выдвинутых против него обвинений.

Правовое положение интернированных лиц. Воюющие государства, которые осуществляют интернирование гражданских лиц, обязаны обеспечивать их содержание, оказывать медицинскую помощь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...