Глава 2. Экспериментальное исследование профессионально важных качеств работников МЧС
Организация исследования, цели и задачи
Цель экспериментального исследования: изучение профессионально важных качеств работников МЧС. Предмет исследования: профессионально важные качества работников МЧС. Объект исследования: работники пожарно-спасательной службы МЧС г. Кирова. Гипотеза: предположим, что работники МЧС должны обладать следующими профессионально важными качествами: эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, развитое техническое мышление, высокий уровень памяти и внимания. С учетом цели и гипотезы исследования, в рамках экспериментального исследования курсовой работы выдвинуты следующие задачи: 1. Продиагностировать профессионально важные качества работников МЧС; 2. Разработать рекомендации по развитию профессионально важных качеств для работников МЧС. Экспериментальное исследование проводилось на базе пожарно-спасательной службы МЧС г. Кирова. В исследовании приняли участие 30 чел. - пожарных-спасателей, стаж работы которых в данной организации более трех лет. Возраст испытуемых — 25 — 38 лет.
Методики исследования
Диагностика профессионально важных качеств пожарных-спасателей проводилась при помощи пяти методик: 1. Тест зрительной и слуховой памяти R. Meili Цель: диагностика уровня развития зрительной и слуховой памяти пожарных-спасателей. 2. Опросник Айзенка Цель: диагностика уровня выраженности эмоциональной стабильности. 3. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова). Цель: диагностика уровня тревожности. 4. Тест механической понятливости Беннета Цель: диагностика уровня развития технического мышления.
5. Методика определения скорости переключения внимания (ПВ) (на красно-черных таблицах Шульте-Платонова) Цель: диагностика скорости переключения внимания. Краткая характеристика методик исследовани. 1. Тест зрительной и слуховой памяти Методика приводится нами в описании R. Meili (1961) и состоит из двух этапов. Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия - 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря. После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструктор сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов. При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания. Названия картинок первой и второй серии находятся в Приложении 1. 2. Опросник Айзенка Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл. Испытуемому предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. На вопросы может быть два варианта ответа знак + (да), если нет знак – (нет)». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия: · больше 19 – яркий экстраверт, · больше 15 – экстраверт · 12 – среднее значение, · меньше 9 – интроверт, · меньше 5 – глубокий интроверт. Нейротизм: · больше 19 – очень высокий уровень нейротизма, · больше 14 – высокий уровень нейротизма, · 9 – 13 – среднее значение, · меньше 7 – низкий уровень нейротизма. Ложь: · больше 4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение, · меньше 4 – норма. В настоящем исследовании была использована только шкала эмоциональной стабильности и шкала правдивости. Текст опросника и ключи находятся в Приложении 2. 3. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова). Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности. Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке. Время тестирования - 20-25 минут. Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого. Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги: 40 – 50 - баллов рассматривается как показа (ель очень высокого уровня тревоги; 25 – 40 - баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15 – 25 - баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню; 5 – 15 - баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню; 0 – 5 - баллов - о низком уровне тревоги. Текст опросника и ключи находятся в Приложении 3. 4. Тест механической понятливости Беннета Данная методика ориентирована на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых. Стимульный материал представлен 70 несложными физико-техническими заданиями, большая часть которых представлена в виде рисунков. После текста вопроса (рисунка) следует три варианта ответа на него, причем только один из них является правильным. Испытуемому необходимо выбрать и указать правильный ответ, написав на отдельном листе номер задания и номер избранного ответа. Методика относится к т.н. тестам скорости. На общее выполнение всех заданий отводится 25 мин.
Допускается выполнение заданий в любой последовательности. Процедура подсчета полученных результатов достаточно проста и заключается в начислении 1 балла за каждое правильно выполненное задание. Перевод в стандартные шкалы не производится. Стимульный материал и ключи находятся в Приложении 4. 5. Методика определения скорости переключения внимания (ПВ) (на красно-черных таблицах Шульте-Платонова) Условия проведения обследования - изолированная комната. Содержание обследования. Испытуемому предъявляется квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратов, в которых помещены в случайном порядке арабские числа от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета. Испытуемый должен последовательно осуществлять поиск чисел: сначала только черного цвета, потом только красного. При этом поиск черных чисел осуществляется в восходящем порядке, а красных в нисходящем. Затем осуществляется смешанный поиск черных и красных чисел, в ходе которого испытуемый оказывается перед необходимостью переключать внимание с одной последовательности на другую. По времени, затраченному на выполнение каждого из заданий, можно судить о скорости переключения внимания. Алгоритм проведения методики, расчеты и интерпретация результатов — Приложение 5. Таким образом, диагностика профессионально важных качеств пожарных-спасателей МЧС проводилась по пяти методикам, изучающих различные стороны личности. Специальная аппаратура в исследовании не применялась. Диагностика проводилась в индивидуальной форме в рамках аттестации сотрудников МЧС. Образец индивидуальной карточки диагностики находится в Приложении 6. При выявления уровня выраженности профессионально важных качеств пожарных-спасателей МЧС принята система оценок согласно результатов каждой методики. (Аналогичная система оценок принята в МЧС для аттестации сотрудников). 1. Слуховая и зрительная память: 80% - 100% - 5; 60% - 79% - 4; 50% - 59% - 3 40% - 49% - 2 ниже 40% - 1 2. Эмоциональная стабильность по тесту Айзенка: 1 — 8 баллов — 5; 9 — 11 баллов — 4; 12 — 15 баллов — 3; выше 15 баллов — 2. 3. Тревожность по тесту Тейлора 1 — 6 баллов — 5; 7 — 11 баллов — 4; 12 и выше — 3. 4. Механическая понятливость по тесту Беннета 80% - 100% - 5; 60% - 79% - 4; 50% - 59% - 3 40% - 49% - 2 ниже 40% - 1 5. Скорость переключения внимания (ПВ) менее 100 сек. — 5; 100 — 115 сек. — 4; 115 — 130 сек. — 3; 130более сек — 2;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|