Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация власти в условиях родоплеменного строя




 

Гос-во продукт исторического развития. Возникновение государство - следствие развития общества, появление того общества, которому были необходимы институты ГП. До появления государства человечество существовало в условиях родоплеменного строя. Первоначальный период получил название первобытное общество. Основной формой общежития было первобытное стадо. Разделения труда не было. Экономика основывалась на примитивном ручном труде, хозяйство было присваивающее. Господствовал промискуитет. Совместный труд вносил в стадо элементы сплоченности. Управлением стадом занимались все его члены

Более высокой ступенью развития являлась родовая община. Люди научились выращивать пищу и приучили домашних животных, появились первые орудия труда, общество переходит от присваивающей экономики к производственной, вследствие чего начался процесс разделения труда, что в дальнейшем привело к появлению частной собственности. Управлением общиной занимался старейшина и собрание. На время войн избирался вождь.

Следующая форма - племя, которое представляло собой кровных родственников, проживающих на одной территории. Управлением занимались совет старейшин и совет племени. На время войн избирался вождь.

Высшей формой организации становится союз племен. Участники союза уже не являлись родственниками. Первоначально они организовывались на период войн в целях совместной защиты, но в последствии стали носить постоянный характер. Управлением делами общины занимался совет старейшин, на время войн избирался общий вождь.


Социальные нормы в условиях родоплеменного строя

 

Любое общество нуждается в определенных правилах поведения (правила охоты, распределения продукта, споров, религиозных церемоний, отношений м-ж). Наличие общеобязательных правил ограничивает эгоизм отдельно взятых людей, а также создает условия для более благоприятного взаимодействия людей. Правила существовавшие в период родоплеменного строя назывались мононормами. Мононормы - исторически первые социальные нормы. Данные нормы были нерасчлененные, т.е. подходили под все ситуации. Они возникали стихийно, методом проб и ошибок, т.е. только эмпирическим путем.

Мононормы разделялись на:

1)Запреты, существовавшие в форме табу. Действие табу часто основывалось на религиозных требованиях. Нарушение жестоко каралось, карали боги.

2)Ожидания, выражавшиеся в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов и направленные на формирование общественного поведения, являлись своеобразным руководством к действию, помогали ориентировать в окружающем мире. За их нарушение не существовало особых санкций, только общественное осуждение.

Особое место в родоплеменном строе занимали мифы. В образной форме человек лучше усваивал социальные нормы и в соответствии с ними строил свое поведение.


Признаки государства, отличающие его от организации власти в условиях родоплеменного строя

Для рассмотрения данного вопроса надо сначала дать определение понятию государство. Государство - это особая политическая организация, располагающая аппаратом управления и подавления, обладающая суверенитетом и придающая своими велениями обязательную силу для населения всей страны. Следовательно, уже из основных признаков государства можно выделить его отличия:

· Наличие территории и территориальное разделение граждан. В отличие от родоплеменного строя, где деление людей происходило по принципу родства, уступило место административно-территориальному делению

· Публичная власть. Публичная власть имелась и в первобытном обществе, но там она практически совпадала с населением и поэтому не носила политический характер

· Наличие права. В родоплеменном строе основным регулятором общественных отношений были мононормы, право же появилось вместе с государством

· Суверенитет. Государство обладает высшей властью, его решения распространяются на все общество и обеспечены принудительной силой государства.

· Налоги. В отличие от родоплеменного строя, где власть не отделялась от населения, в государстве налоги помогают содержать гос. аппарат, осуществлять оборону страны, проводить социальную политику и т.д.


Признаки государства, отличающие его от иных организаций. Элементы государства

Обычно государство определяется как определенное объединение людей, политическое сообщество, возникшее из факта совместной жизни на общей территории, это форма организации общества, отличительной чертой которого является наличие особой публичной власти, распоряжения которой обязательны для всех лиц, которые находятся в пределах территории этой власти. Но рассматривая государство как политическое сообщество не следует отожествлять его с любой другой организацией.

Государство обладает рядом отличительных признаков:

- Во-первых, это единственная универсальная организация общества, только она обхватывает все сферы жизни общества

- Во-вторых, это регулятивный общественный институт. Гос-во регулирует отношение между людьми

- В-третьих, государство обладает верховенством по отношению к другим институтам, решения государства обязательны для всех лиц

- В-четвертых, наличие определенной территории и территориальное разделение граждан отличает государство от других форм общественной организации людей

- В-пятых, необходимым атрибутом государства являются налоги, т.к. только государство может облагать налогами население. Налоги необходимы государственной власти для поддержания жизнедеятельности государственного аппарата, а также для обеспечения обороны страны, для осуществления общественных работ, социальных программ, охраны окружающей среды и т.д.

Элементы государства

1) Население-сообщество лиц проживающих на определенной территории с единой верховной властью. Под населением понимаются граждане гос-ва, т.е. та часть населения, для которой характерна правовая связь с государством. На территории одного гос-ва., могут жить также и граждане другого гос-ва и лица без гражданства.

2) Территория - пространство, на которое распространяется власть гос-ва. Территориальное деление выступает на место кровных связей. Признание государственных границ - основа гос-ва. (суши, акватории, воздух + №40)

Раньше основным способом изменения границ гос-ва был захват территории, современная наука выделяет 5 основных способов изменения территории:

· Оккупация-захват территории, не принадлежащей государству

· Аннексия - одностороннее присоединение территории

· Цессия- уступка территории

· Оптация- обмен территориями (население - право выбора гражданства)

· Адъюдикация - передача спорной территории по решению компетентного суда (Гаага)

3) Государственная власть- придает единство территории и населению, главный принцип гос. организации. Власть выражается в государственном суверенитете - полновластии государства на своей территории и его независимости от других государств. Суверенитет включает: абсолютный характер власти, постоянство власти, неделимость высшей власти

Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны: Внутренняя сторона - отсутствие сопротивления граждан внутри страны Внешняя сторона - независимость в своей внешней политике


Сущность государства

 

Сущность государства определяется социальным назначением, природой государства. Сущность отражает явления государственности. Надо различать сущность и содержание государственности, в рамках одной сущности содержание может различаться.

 

По своей сущности государство представляет собой единство трех моментов:

1)Государство выступает как универсальная организация власти, отражающая коренные интересы общества;

2) Государство - это социальный регулятор, социальный арбитр в отношениях различных классов и групп, составляющих данное общество. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения, сглаживает социальные проблемы;

3) Государство выполняет функцию заведования общими делами, присущими данному обществу. В этом плане государство - интегрирующий в обществе элемент, который вычленяет общие для всего общества интересы.

Содержание же государства зависит от степени воздействия разных сил на государственную власть, от того какие слои занимают решающие позиции в обществе, от того с какими силами блокируются те или иные классы, социальные слои. Содержание государства как определенное явление выходит за рамки социально-экономических факторов. На него могут оказывать влияние географические факторы, природные условия содержания многих мероприятий государства, форм направления деятельности государства.


10. Понятие тип государства. Различные подходы к типологиигосударства.

Тип государства - совокупность наиболее общих и устойчивых свойств, присущих государству, на определенном этапе его исторического развития. Тип указывает на сущность государства, позволяет понять тип организации гос. власти в определенный исторический период.

Следовательно, типология государства -это учение о типах государств, которое предполагает разграничение государств на исторические типы, позволяет выделить различные этапы процесса эволюции государства, понять причины перехода от одного исторического типа к другому.

Подходы:

1) Формационный подход -учение К.Маркса о формациях. Формация - эволюционирующее явление, основанное на определенном способе производства, который является материальным базисом общества. Согласно данному критерию история человечества делится на три периода:

· Архаический (первичный/доклассовое/догосударственное) - государство и право отсутствуют

· Экономический (вторичный/классовое/государственное) - труд - сознательная, но обусловленная внешней необходимостью деятельность человека. Характеризуется так же частной собственностью и разделением на классы

· Коммунистический (третичный/бесклассовое/безгосударственное)- труд- добровольная деятельность людей, государство отсутствует.

Экономический период в свою очередь подразделяется на общественно-экономические формации, в зависимости от господствующего эксплуататорского класса:

1. Рабовладельческая. Основой производства была земля, Власть принадлежала небольшой группе знати, а остальное население было бесправно

2. Феодальная. Земля - основа феодальных взаимоотношений. Сущность - насилие над крепостными крестьянами, но в отличие от рабов они уже обладают определенными правами

3. Буржуазная. Капиталистическая формация, основой производства является получение прибыли. Основа эксплуатации- руководитель и подчиненный.

Данная теория предполагает так же наличие переходного состояния между вторичной и третичной формациями - социалистическое государство. Данное государство возникает в результате победы социалистической революции. Это организация политической власти трудящихся. Попытка создать такое гос-во была предпринята, но, покончив с частной собственностью на средства производства, оно не было способно создать новую экономическую систему (забыли про культуру, тоталитаризм).

2) Цивилизационный подход. В основе данного подхода лежит учение о цивилизациях - определенного состояние общества, которое оно достигло в процессе своего развития. Существует 2 учения о цивилизациях:

1. Социокультурный подход - существует общая типология культуры и цивилизации. Цивилизация - достигшая своих пределов культура. Согласно А.Тойнби не существует единой цивилизации и вся наша история состоит из отдельных, сменяющих друг друга цивилизациях. По его мнению, одновременно может сосуществовать несколько различных цивилизаций. Первоначально существовало 21 цивилизация (первичные), они носили имперский характер, и гос-во выступало объединяющим фактором. Затем цивилизаций стало 13 (вторичные). Сейчас по мнению Тойнби существует всего несколько цивилизаций, причем самая развитая- Западная, а также возможно появление общемировой цивилизации.

2. Универсалистский подход. Подразумевает единый процесс эволюции государств, что сближает его с формационным подходом. Выделяются 2 основные цивилизации:

· Традиционалистская - большинство государств, характерно слитность экономической жизни на отдельные сферы, а также главенство государства в публичной жизни (Восток).

· Техногенная -решающую роль играет применение новых технологий, постоянное развитие общественных отношений, политика - самостоятельный вид деятельности, а экономика - сложный многогранный процесс. Такие государства начали зарождаться в Западной Европе в 14-16 вв. Для них стало характерно универсальный характер общественной жизни, а также новый уровень мышления (протестантская этика)

 

3) Либертарный подход. Основную роль играет признание человека субъектом гос. власти (превращение человека из объекта права в субъект права), государство же является формой прогресса людей. Процесс развития государства является эволюционным:

· Этнический тип - деление людей на свободных (по этническим признакам) и рабов, являющихся субъектами права.

· Сословный тип - характерен для средневековья, свобода уже зависит от положения по сословию, но рабства уже не существует. Государство - наивысшее сословие.

· Индивидуалистический тип - гос-во признает права индивидов. Все люди - субъекты права. Это стало возможным благодаря обособлению частной жизни от публичной.

· Либеральное государство - вся социальная жизнь основана на саморегуляции. Государство не вмешивается в процессы, происходящие в обществе, что в конечном итоге приводит к крупным социальным потрясениям и переходу на следующий этап развития

· Демократически-правовое государство - доступ к власти всех людей, появление политических партий, народ становится источником власти

· Социально-правовое государство - еще большее увеличение прав населения

Основоположником данной теории является Гегель.


11. Понятие функций государства. Классификация функций государства.Правовые формы осуществления функций государства.

Функции государства - основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение. Функции государства тесно взаимосвязаны с задачами государства, функции - средства решения задач государства.

Классификация функций государства:

1) Внешние и внутренние функции.

Внутренние функции - основные направления деятельности государства внутри страны. Подразделяются на:

· Политическую - реализация воли народа через законотворчество, обеспечение государственного суверенитета, определение правового статуса территорий, формирование политической системы и т.д.

· Экономическую - зависит от типа экономики. При командно-административной системе гос-во полностью организует экономику, при рыночной государство оказывает лишь косвенное воздействие(управляет гос. объектами, устанавливает правовые основы рынка, проводит собственную экономическую политику в масштабах всего общества)

· Идеологическую - поддержание в обществе определенных ценностей и идеологии

· Социальную - деятельность государства в социальной сфере- обеспечение общественного благополучия, мира и порядка внутри общества

· Экологическая - экологическая безопасность страны

· Охранительную - защита прав и свобод, организация действий правоохранительных органов

· Финансовая - установление налогов, принятие бюджета, финансовый контроль

Внешние функции - основные направления деятельности государства с другими государствами:

· Функция обороны страны

· Интеграция в мировую экономику

· Сотрудничество с другими государствами

· Поддержание мирового порядка

2) Основные и неосновные функции

Основные функции - наиболее важные функции, направленные на решение коренных, наиболее общих задач

Неосновные функции - р егулируют более узкие сферы общественных отношений. Входят в состав основных функций комплексно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...