Каменноостровский проспект – энциклопедия русского модерна.
Архитектурно-хужожественный образ Петербурга конца 19-нач. 20 в. На рубеже XIX—XX вв. в Петербурге распространился стиль северный модерн, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран. Его отличает подчёркнутая строгость отделки. Мастера использовали грубую кладку из неотёсанного камня (серого карельского гранита) в сочетании с цементной штукатуркой, поверхность которой напоминала болотные мхи. Постоянный спутник северного модерна — скульптурный рельеф. Он украшал не только фасады домов, но и интерьеры. Самыми популярными были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов, цапель. На лестничных клетках архитекторы нередко помещали витражи с изображением цветов, листьев, диковинных птиц, грифонов. В Петербурге одним из основных архитектурных типов стал доходный дом, обычно в пять — семь этажей. На первом этаже размещались магазины, на втором — конторы, с третьего до мансарды — квартиры, сдававшиеся внаём. Они были различного качества и цены: чем выше, тем дешевле. Доходные дома соответствовали новой, деловой жизни города и придавали ему европейский вид. Возводились в Петербурге также изысканные частные дома. Особняк знаменитой балерины Матильды Кшесинской на Кронверкском проспекте построен Александром Ивановичем Гогеном (1856—1914) в 1904—1906 гг. К двухэтажному жилому корпусу примыкает одноэтажный с анфиладой комнат: вестибюлем, парадными залами, столовой, зимним садом. Высокое выпуклое окно зимнего сада объединяет пространство особняка с внешней средой. Одним из ведущих петербургских архитекторов рубежа веков был Фёдор Иванович Лидваль (1870—1945). Он родился в Петербурге в семье шведского подданного. Лидваль окончил Училище технического рисования, учился в Академии художеств.
Он строил банки, учебные заведения, доходные дома, гостиницы, особняки. Самое известное произведение мастера — доходный дом на Каменноостровском проспекте (1899—1904 гг.), принадлежавший его матери Иде Лидваль. Это комплекс корпусов разной высоты с большим парадным двором, открывающимся на улицу. Лидваль придал криволинейные очертания карнизам и оконным завершениям; на фасаде дома шестиугольные окна, характерные для северного модерна. В оформлении здания использованы разнообразные отделочные материалы: штукатурка, грубооколотый камень кофейных тонов и гладкая керамическая плитка. В первое десятилетие XX столетия, в период расцвета модерна, в архитектуре начал возрождаться интерес к классике. Многие мастера использовали элементы классического ордера и декора. Но если для одних зодчих это были всего лишь детали, подчинённые общему замыслу, или просто украшения, то другие стремились воплотить сам дух классики, воссоздать её образ — главным образом русский ампир. Так постепенно сложилось особое стилистическое направление — неоклассицизм, который противопоставил свободным, стихийным формам модерна логику и ясность. Модерн зародился в Англии в 1890-х гг. Основные мировые школы модерна: Ар-нуво (Франция, Испания) Либерти (Италия) Сецессион (Австрия) Югендштиль (Германия) Национальный романтизм (Северные страны) Около 1900 годов в Петербург пришел с Запада новый стиль – модерн. Сторонники его стремились преодолеть многовековое господство традиционных форм и создать новую целостную художественную систему, выражавшую дух современности. Сущность нового стиля заключалась в его структурных принципах. Принципы модерна • Идея насыщения искусством всей окружающей человека среды. • Синтез искусств. • Роль красоты. ГЛАВНОЕ В МОДЕРНЕ самоценность новой «красоты», не подчиняющейся утилитарной целесообразности и технической логике.
• Эстетическое осмысление конструкции и функции, максимальная функциональность. • Протест против монотонности декора эклектики, стремление к новизне, вплоть до эпатажа. • Важнейший источник информации – мир природы. Натуральные материалы, природные мотивы, текучие линии (линии жизни). • Здание рассматривается как целостный организм. Роль интерьера. (Существенную роль играют новые конструкции и материалы: вогнутое стекло, металл и железобетон). 55.Модерн в архитектуре Петербурга. Черты модерна в архитектуре Петербурга Ранний модерн: 1895-1905гг. Поздний модерн: 1900-1910гг. • Свободный план, живописно-ассиметричная группировка объемов (проектирование «изнутри-наружу» от функции к форме) • Множественность ракурсов и активное взаимодействие с окружающим пространством (дачное строительство) • Ассиметричная композиция фасадов Разнообразные формы окон: овалы, трапеции, разновеликие проемы. Важнейший источник информации – мир природы – пластические, текучие как бы самообразующиеся формы, – гибкие линии верхнего обреза стены, – наличие башен, вырастающих из тела здания, – стелющийся по поверхности стилизованный растительный орнамент, перетекающий внутрь дома, – наличие литых конструкций: кронштейнов, наличников, решеток, светильников, флюгеров, – грубые, почти не обработанные глыбы камня, – барельефы, изображающие мир природы (особенно характерны для северного модерна) Синтез материалов: камень, штукатурка с каменной крошкой, стекло (криволинейное стекло), железобетон. Расширена цветовая палитра: Мозаики (смальта). Майолика. (Майолика – цветная обожженная глина, покрытая глазурью) Цветной витраж. На Каменном острове расположена группа особняков, относящихся к неоромантической ветви стиля модерн.(Дача Е.К.Гаусвальд, Дача архитектора Р.Ф. Мельцера) Дача Е.К.Гаусвальд – один из самых ранних образцов петербургского модерна. Дача Гаусвальд — деревянный особняк на Каменном острове в 1898 г. построен для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. Аархитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне.
Здания стиля модерн в Петербурге: Доходный дом Лидвалей (арх Ф.Д.Лидваль), Театр и магазин товарищества «Братья Елисеевы» (Г.В.Барановский), Здание акционерного общества «Зингер и Ко» (П.Ю.Сюзор), Витебский вокзал (арх. С.А.Бржозовский), Особняк М.Ф.Кшесинской (арх. А.И. фон Гоген),Мечеть (арх.Н.В. Васильев,С.С. Кричинский,А.И. фон Гоген),Здание Русскогогеографического общества(арх.Г.В.Барановский),Буддийский храм(арх.Г.В.Барановский), Здание Ортопедического института (арх.Р.Ф.Мельцер), Дом архитектора А.Ф.Бубыря (арх. А.Ф.Бубыря; адрес: Стремянная,11) Витебский вокзал. Отсюда в 1837 году прошла первая в России железная дорога на Царское Село и Павловск. Существующий вокзал возведен в 1901-1904 годах С.А.Бржозовским. Это самое значительное общественное здание Петербурга в стиле модерн. Динамична композиция крупных объемов. Интерьеры пространственно взаимосвязаны, раскрыты друг в друга проемами во внутренних стенах. Здесь убедительно реализована тенденция модерна к взаимопроникновению, перетеканию пространств. Каменноостровский проспект – энциклопедия русского модерна. Каменноостровский проспект, одна из самых красивых и оживленных магистралей города, протянувшаяся на 3600 метров от Троицкого моста до Каменного острова, по названию которого он и получил свое имя. Проспект начинается домом Лидваль и завершается зданием церкви Иоанна Предтечи. Линия застройки прерывается площадями и перекрестками, скверами и набережными, что вносит разнообразие в его архитектурный облик. Силуэт проспекта акцентирован угловыми башенками – доминантами, увенчанными куполами и шпилями. Балконные решетки, ограды, ворота, флагштоки и многие другие декоративные украшения подчеркивают его своеобразный облик. Проспект соединяет Петроградскую сторону с Выборгской и таким образом пересекает весь Петроградский район с юга на север, проходя через 3 острова – Петроградский, Аптекарский и Каменный и два моста – Силина через Карповку и Каменноост-ровский через Малую Невку (26, с.147). Современный облик Каменноостровский проспект приобрел лишь в начале ХХ века, через столетие после своего возникновения. Вплоть до середины XIX века на проспекте строились в основном деревянные дома в один этаж и очень редко в два.
В связи с частыми выездами Николая I в летнюю резиденцию на Елагин остров, улицу в 1838 году решили благоустроить. В 1867 году Каменноостровским проспектом стали называть всю трассу. С постройкой в 1903 году Троицкого моста этот район Санкт-Петербурга получил хорошую транспортную доступность, благодаря чему стал одним из самых привлекательных для богатых и знаменитых людей того времени. Доходный дом Лидвалей – это первая значительная работа одного из лидеров петербургского модерна Ф.И.Лидваля. Дом сооружен в 1899-1904 годах. Главное новшество в доме Лидвалей – открытый к проспекту парадный двор – курдонер, который создает активные взаимосвязи между уличным и внутриквартальным пространством. Хотя курдонеры появились в доходных домах Петербурга чуть ранее, Лидваль сформировал асимметричную, пластически богатую композицию по-новому.Корпуса отличаются свободной компоновкой, многообразием форм окон, здесь впервые в Петербурге появились шестиугольные проемы с трапециевидным верхом. Характерные особенности почерка Лидваля – графическая утонченность рисунка, сочетание каменной облицовки и разнофактурной штукатурки. Интерес к миру северной природы отразился в рельефах с изображением лесных зверей и стилизованных растительных мотивов. Особняк М.Ф.Кшесинской. Был построен в 1904-1906 гг. (арх. А.И.фон Гоген) для блистательной прима-балерины Матильды Кшесинской. В советское время здесь находился музей С.И.Кирова, затем – Музей революции, а ныне –Музей политической истории России. Здание имеет сильно расчлененный асимметричный план. Динамичная разновысотная композиция со свободной ритмикой разных по размерам и конфигурации окон четко выражает индивидуальные особенности помещений. В решении фасадов особняка фон Гоген применил излюбленный прием петербургского модерна – контрастное сочетание разных отделочных материалов: красного и серого гранита, светлого кирпича и майоликовой плитки. Функциональность и рационализм соединяются в композиции здания с чисто декоративными эффектами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|