Банкротство предприятий (основные положения)
В условиях современной финансовой политики процедуры несостоятельности (банкротства) принадлежат к числу важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации, как на уровне Российской Федерации, ее субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Банкротство нежизнеспособных организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще более важно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления финансово неблагополучными, организациями. В настоящее время Федеральным законом о несостоятельности предусмотрена возможность объявления банкротом как юридического, так и физического лица. Исторически сложилось так, что под несостоятельностью понималась удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность должника. При этом в большинстве стран синоним слова «несостоятельность» - термин «банкротство» - применяется для описания уголовно-правовой стороны несостоятельности, инкорпорирован в уголовные кодексы и используется только по отношению к физическим лицам. Несмотря на то, что в российском гражданском законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» используются как синонимы, следует отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено использование только термина «банкротство» (фиктивное, умышленное). Кроме того, данный термин вообще чаще используется в нормативных актах Российской Федерации. Следует отметить, что специального нормативного акта по вопросам банкротства до XVIII в. принято не было. После Октябрьской революции институт банкротства был реформирован применительно к плановой социалистической экономике таким образом, что утратилась вся экономическая основа, признания должника несостоятельным.
Следует отметить, что лишь рыночные отношения обусловливают необходимость введения данного института. Так, бурное развитие экономики в рамках «новой экономической политики» В середине 1920-х п. потребовало включения в Государственный правовой кодекс (ГПК) 1927 r. раздела, посвященного регламентированию процедур несостоятельности. В дальнейшем вместе с ликвидацией рыночных отношений исчезла необходимость и в признании участников хозяйственного оборота банкротами. При недостатке у предприятия собственных средств или его нерентабельности действовала система дотаций или списания долгов. Ситуация неплатежеспособности предполагалась возможной лишь при ликвидации предприятия в случае недостаточности у него собственных средств. Однако взыскание распространялось лишь на оборотные средства должника, тогда как на здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам, взыскание по претензиям кредиторов не обращалось (ст. 98 ГК РСФСР). При этом долг в не взысканной части просто погашался. Несмотря на то, что уже с 1986 r. широко создавались кооперативы, а в 1990 r. был принят вполне рыночный Закон РСФСР от 25 декабря 1990 r. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской - деятельности», вокруг необходимости принятия Закона о несостоятельности (банкротстве) велись жаркие дебаты. Лишь в 1992 г. был принят первый послереволюционный российский закон о несостоятельности предприятий, установивший возможность признания участника хозяйственной деятельности банкротом. Однако сразу после принятия закона стала очевидна недостаточная проработанность его положений. Для восполнения многочисленных пробелов, которые содержались в данном законе, начали приниматься многочисленные подзаконные акты: Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Кроме того, большую роль в обеспечении реализации на практике норм законодательства о банкротстве в условиях их недостаточности и противоречивости сыграл специализированный орган исполнительной власти, издавший ряд ведомственных нормативных актов.
В дальнейшем были созданы необходимые условия для практической реализации процедур несостоятельности (банкротства). Так, в 1993 г. в арбитражных судах было возбуждено более 100 дел о несостоятельности, в 1994 г. - около 240, в 1995 г. - 1108, в 1996г. - 2618. В 1995 г. арбитражными судами были признаны несостоятельными (банкротами) 469 организаций, по 135 делам производство по делу приостановлено и назначена процедура внешнего управления, в 8 случаях определена санация, в27 случаях между должником и кредиторами заключено мировое соглашение, 143 заявления были отклонены. Число должников увеличилось с50 в 1993-м до 1035 в 1996 г. В 1996 г. в отношении 413 организаций арбитражными судами введена процедура внешнего управления, а в отношении 28 должников - санация. Сравнительно медленный рост числа арбитражных дел о несостоятельности был, главным образом, обусловлен недостатками основного законодательного акта, регулировавшего до последнего времени вопросы банкротства, - Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий, вступившего в действие с 1 марта 1993 г. Вышеназванные причины, а также необходимость при ведения данного нормативного акта в соответствие с ГК РФ обусловили необходимость принятия нового законодательного акта – Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в действие с 1 марта 1998 r., а затем Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Однако в погоне за высокими прибылями или под влиянием различных внешних и внутренних факторов можно оказаться в состоянии, когда долгов больше, чем имущества. Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов, либо помочь выйти должнику из кризиса
Основные цели законодательства о банкротстве: 1. Сохранить жизнеспособность фирмы, т.е. с помощью юридических механизмов помочь фирме, переживающей тяжелые времена, оставаться в деле, когда это более благоприятно для ее собственников, чем уход из бизнеса. 2. Обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме. Нетрудно заметить, что две эти цели противоречат друг другу, поэтому в мировой практике законодательство о банкротстве принято делить на продолжниковое, т.е. защищающее интересы должника, и на прокредиторское, направленное на максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Российское законодательство о банкротстве сочетает в себе элементы и прокредиторского, и продолжникового законодательства. В качестве дополнительной, но довольно значимой цели можно назвать обеспечение наблюдения за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов корпорации, испытывающей финансовые трудности, в процессе самого банкротства. Основным юридическим документом, регламентирующим вопросы банкротства, является Федеральный закон (далее - закон) от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Кроме того, процедуры банкротства регулируются: - Гражданским кодексом РФ (ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, 4.2 - от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ); - Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г.№ 95-ФЗ (введен в действие с 1 сентября 2002 г.); - Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197 -ФЗ; - Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; - Федеральным законом «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999 г. № 1 22-ФЗ (действует до 1 января 2005 г., после чего вступает в действие § 6 гл. 9 нового закона о банкротстве «Банкротство субъектов естественных монополий»); - Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 r. NQ 40-ФЗ. В соответствии с законом о банкротстве несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|