Пандусы и область их применения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Вобщественных зданиях, когда необходимо обеспечить высокую пропускную способность коммуникационных путей между этажами, применяют пандусы. Пандусом называют гладкий наклонный эвакуационный, путь, обеспечивающий сообщение помещений, находящихся на разных уровнях. Пандусам придают уклон от 5 до 12° (1/12... 1/5). Пандусы состоят из наклонных гладких элементов и площадок. Они могут быть одномаршевыми (рис. 10.11, а), двухмаршевыми (рис. 10.11, б ), прямо- и криволинейными (рис. 10.11, в) в плане. Одномаршевые прямолинейные пандусы образуются наклонными плоскостями, опирающимися на площадки или конструкции перекрытий. При этом можно выделить следующие конструкции: прогоны, балки, настилы. Двухмаршевые пандусы имеют косоурные и площадочные балки, по которым укладывают сборные железобетонные плиты или монолитный железобетон. Криволинейные пандусы обычно выполняют из монолитного железобетона. Чистый пол пандусов должен иметь нескользкую поверхность (асфальт, цемент, релин, ковровая дорожка и др.). Ограждения пандусов выполняют так же, как для лестниц. При определении целесообразности устройства пандусов необходимо также иметь в виду, что в связи с малыми по сравнению с лестницами уклонами возникают значительные потери полезной площади здания.
Рис. 10.11. Схемы устройства пандусов: 1 — наклонный элемент пандуса, 2 — ограждение, 3 — площадка
Для жилых домов в 10 этажей и более Строительные нормы и правила предъявляют дополнительные противопожарные требования. Так, для обеспечения нормальной эвакуации людей в случае пожара в таких домах необходимо предусматривать устройство не менее двух эвакуационных путей или устройство так называемых незадымляемых лестниц. Это обеспечивается созданием при входе на лестничную клетку открытой воздушной зоны (через балкон или лоджию) (рис. 10.12, в), что позволяет предотвратить распространение дыма с одного этажа на другой. При таком решении вместо двух обычных лестниц может быть запроектирована одна незадымляемая.
Используют также и другие приемы, обеспечивающие незадымляемость эвакуационных путей в многоэтажных зданиях: создание искусственного подпора воздуха, устройство выносных лестниц, сообщающихся через холодный шлюз, и др. Устройство незадымляемых лестниц позволяет избежать проектирования дополнительных выходов. В остальных случаях предусматривают наружные пожарные и аварийные лестницы, которые в общественных и жилых зданиях выносят наружу. Они служат для выхода на крышу здания во время пожара (пожарные лестницы) и для эвакуации людей в аварийных условиях, если выход по основным или вспомогательным лестницам оказывается невозможным (аварийные лестницы). Устройство специальных лестниц определяется противопожарными нормами. Пожарные лестницы на крышу делают прямыми и не доводят до уровня земли на 2,5 м (рис. 10.12, а). При высоте здания >30 м пожарные лестницы должны иметь промежуточные площадки. Ширину лестниц принимают не менее 0,6 м. Рис. 10.12. Эвакуационные лестницы:
а — наружная металлическая, б — пожарная, в — незадымляемая
Тетивы пожарных лестниц изготовляют из уголков, швеллеров или полосовой стали, ступени — из круглой стали диаметром 16... 18 мм. Угол наклона эвакуационных лестниц не должен превышать 45о. На каждом этаже предусматривают специальные площадки (рис, 10.12,6). Следует отметить, что люди, вынужденные спускаться по аварийным лестницам, оказываются малоподготовленными к такому спуску из-за боязни высоты, головокружения, отсутствия привычки к решетчатым иолам и др. Вследствие этого эвакуация обычно протекает медленно. Выход людей на площадку обычно считают началом эвакуации. Поэтому необходимо очень тщательно устраивать площадки в виде рам из полосовой или уголковой стали, а пол площадок — из прутковой стали с интервалами 6...7 см между прутками, привариваемыми к рамам. Как площадки, так и марши обязательно оборудуют прочными поручнями. В зданиях высотой более 10 этажей с чердаками предусматривают входы на чердаки из лестничных клеток по маршевым лестницам. При высоте здания до 5 этажей включительно допускается устраивать входы на чердаки из лестничных клеток через люки по закрепленным металлическим стремянкам. Количество входов на чердак должно быть не менее двух. Входы на чердак должны быть защищены противопожарными дверями, а люки размером 0,6 х 0,8 м — крышками с пределом огнестойкости не менее 0,7 ч.
Лифты и эскалаторы.
Лифты и эскалаторы относятся к механическим устройствам для организации сообщения между этажами. Лифты бывают периодического и непрерывного действия (патерностеры). Применение последних весьма ограничено. По назначению лифты бывают пассажирские, грузовые и специальные. Они отличаются друг от друга размерами кабин и грузоподъемностью. Так, грузовые имеют грузоподъемность от 100 до 5000 кг, пассажирские ~- от 320 до 500 кг. К специальным можно отнести больничные и др. Лифты применяют в жилых (прилож. 2) и общественных зданиях. Они состоят из кабины, подвешенной на стальных канатах, перекинутых через шкив подъемной лебедки, находящейся в машинном отделении (рис. 15.10). Шахта лифта ограждается со всех сторон на всю ее высоту и внизу имеет приямок глубиной 1300 мм. В нем размещаются амортизаторы и натяжное устройство. Машинное отделение может быть расположено вверху, над шахтой, или внизу, рядом с ней, В настоящее время лифтовые шахты выполняют из железобетонных элементов (рис. 15.11) толщиной 120 мм из бетона классов В15 или В20 в зависимости от этажности дома. Размещают лифты обычно вблизи лестничной клетки (рис. 15.12). Эскалатор представляет собой движущуюся лестницу, расположенную под углом 30° и предназначенную для организации движения людей с одного уровня
на другой (рис. 15.13). Их применяют в общественных зданиях, где одновременно находится большое число людей (универмаги, вокзалы, театры и др.). Эскалаторы обладают высокой пропускной способностью (около 10 тыс. чел.-ч). Скорость движения полотна эскалатора принимают 0,5...0,75 м/с, а ширину полотна эскалатора — от 0,5 до 1,2 м. В последнее время в местах скопления больших масс людей (на выставках, вокзалах) широкое применение получают движущиеся тротуары, которые создают комфортные условия движения людей.
Рис. 15.10. Пассажирский лифт с верхним расположением машинного отделения
Рис. 15.11. Виды и размеры унифицированных элементов для лифтовых шахт
Рис. 15.12. Схемы размещения лифтовых шахт в жилом доме:
а, г — в торце лестничной клетки, б — то же, у боковой стены, в — внутри лестничной клетки
Рис. 15.13. Схемы расположения эскалаторов: а — с параллельными маршами, б — с последовательным расположением, в — перекрестное расположение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|