Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начальная школа (1-4 классы)




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЕННОМУ ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.

Белинский В.Г.

Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А.Н. Толстой

Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление смерти.

Д.Лихачев

ВСТУПЛЕНИЕ

Уроки Памяти - важнейший компонент системы патриотического воспитания и социализации школьников Донецкой Народной Республики, так как построение и развитие государства невозможно без формирования высоконравственной, социально активной личности с четко выраженной гражданской позицией. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в ДНР единого гражданского общества. В данном контексте Уроки мужества рассматриваются как компонент целенаправленного процесса педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, ее защитниках, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на пользу общества.

Цель Урока Памяти, посвященного Дню защитника Отечества: патриотическое воспитание обучающихся, формирование осознанного отношения к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны и в годы становления Донецкой Народной Республики, неразрывной связи героического прошлого с современностью.

Задачи Урока Памяти:

· популяризация истории советской, российской армий и армии Донецкой Народной Республики;

· развитие мотивации личностиобучающегося к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей;

· формирование у детей и подростков любви к Родине и ее Вооруженным силам;

· развитие общей культуры у детей и подростков, их гражданских и нравственных качеств;

· популяризация сведений о национальных святынях и символах, воспитание уважения к ним.

Организуя урок, необходимо помнить, что учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с темой урока. С этой целью возможно использование специально подготовленной мультимедийной презентации и другой наглядности (плакатов, стенгазет, коллажей, рисунков и др.).

Тема Урока Памяти может быть сформулирована в виде пословицы или афоризма (см. раздел "Пословицы и афоризмы ко Дню защитника Отечества").

Методическими условиями успешного проведения занятия являются:

· опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в защите Отечества выпускников школы, местных жителей, родственников обучающихся;

· возможность использования семейных архивов школьников (фотографии, письма и т.д.);

· приглашение ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, участников боевых действий Донецкой Народной Республики;

· использование социокультурных возможностей города при проведении занятия (посещение музеев, кинотеатров, тематических выставок и спектаклей).

· максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей, предметов быта военных лет, настенной карты «Великая Отечественная война», фрагментов документальных и художественных кинофильмов о войнах.

· необходимо предусмотреть включение в мероприятие минуты памяти, возложение цветов к мемориальным доскам и памятникам, знакомство с экспозициями школьных музеев.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (1-4 КЛАССЫ)

Формами Урока Мужества в начальной школе могут стать тематический рассказ, беседа, игра-путешествие, очные и виртуальные экскурсии с применением мультимедийных средств. Рекомендуем проводить данный урок в нестандартном формате.

Для обучающихся 1-2 классов в ходе урока учитель может рассказать о Советской армии, о воинах, которые сегодня стоят на защите границ Донецкой Народной Республики. Необходимо уточнить, кто такие защитники Отечества, познакомить детей с родами войск и т.д. Можно пригласить пап, дедушек учеников, которые расскажут о своей службе в армии, дадут советы мальчикам о занятиях спортом, закаливании организма, воспитании ответственного отношения к учебе и труду, подготовке к будущему служению своему Отечеству.

Кроме этого,достаточно популярной формой проведения урока являются конкурсно-игровые программы («Вместе с папой», «Рыцарский турнир», «А ну-ка, мальчики» и т.д.).

Учащиеся 3-4 классов могут подготовить боевые листки о своих папах и дедушках, служивших в армии.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию для 3-4 классов может стать создание книги памяти «Дети-герои». Для того чтобы создать такую книгу, потребуется немало усилий и времени. Главное, чтобы детям была дана правильная мотивация, и у них появилось вдохновение. Вместе с детьми должен быть построен план действий. Класс можно объединить в группы, каждая группа ищет «своих героев». Ученики собирают воспоминания участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла и представляют материал вместе с иллюстрациями, фотографиями детей-героев. На классных часах вместе с детьми обсуждается каждый герой. Необходимо также отметить и участие родителей детей в этом воспитательном процессе, ведь самые близкие для детей люди должны стать не только помощниками, но и потенциальными участниками Урока Мужества. Оформление Книги Памяти целесообразно обсудить в коллективе. Книга может быть наполнена не только информацией и воспоминаниями о детях-героях, а также творческими работами обучающихся и их родителей (стихотворения собственного сочинения, рисунки и др.). Такие проекты способствуют расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы.

ОСНОВНАЯ ШКОЛА (5-9 КЛАССЫ)

С обучающимися 5-9 классов в ходе Урока Памятицелесообразно:

  • организовать викторины, конкурсы, кинопросмотры, способствующие формированию интереса к сверстникам, совершившим подвиг в военное время;
  • продумать оформление веб-страницы школьного сайта «Твои защитники…»;
  • подготовить сообщения обучающихся о защитниках Отечества с использованием компьютерных презентаций;
  • организовать подготовку коллективных и индивидуальных проектов обучающихся о защитниках Отечества, важных исторических датах и личностях;
  • организовать конкурс творческих работ обучающихся: рисунков, сочинений, эссе, интервью;
  • целесообразно поговорить о родах войск, государственных наградах, которые присуждаются за мужество и героизм.

СТАРШАЯ ШКОЛА (10-11 КЛАССЫ)

С обучающимися 10-11 классов рекомендуем провести:

  • диспуты: "Нужно ли рисковать собой ради спасения жизни других?", "Служить в армии или нет", "Легко ли быть мужчиной?" и др.;
  • дискуссионные и лекционные мероприятия с участием ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, воинов армии Донецкой Народной Республики; виртуальные экскурсии «Страницами истории», «Герои Великой Отечественной войны», «Неравнодушные люди»;
  • выполнение информационного или социального проекта (например, "Герои не умирают" о защитниках донецкого ополчения и др.);
  • кинопросмотры исторических материалов о Великой Отечественной войне;
  • просмотр хроникально-документальных, художественных фильмов военной тематики;
  • военно-спортивные игры;
  • волонтёрскую работу по оказанию помощи ветеранам, другим категориям участников Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, пострадавшим во время боевых действий в Донецкой Народной Республике.

Проведение Уроков мужества должно стать импульсом для возрождения и совершенствования волонтерского движения, милосердия, развития социальной активности старшеклассников, проведения благотворительных и трудовых акций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Максимальный эффект при проведении Урока Памяти достигается при взаимосвязанном использовании различных средств и способов подачи информации. При организации и проведении Урока рекомендуется максимально эффективно использовать культурно-образовательный потенциал музеев, библиотек, клубов, культурных центров, учреждений дополнительного образования (военно-патриотических клубов, центров патриотического воспитания) и ресурсы общественных организаций. Комплексность воздействия на мир личности достигается сбалансированным воздействием информации, иллюстративного материала, артефактов, непосредственного контакта с участниками событий, просмотром художественных и документальных фильмов, исполнением песен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...