Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный музей изобразительных искусств им. Л. С. Пушкина, Москва)

На полотне «Нищий старик с мальчиком» (1903) старик с изможденным лицом и невидящим взглядом склонился к ре­бенку, которому отдал, возможно, последний кусок хле6а. Его худые огрубевшие ступни выдвинуты на передний план. Кто эти двое: дед с внуком или сле­пой с поводырем? Очевидно лишь то, что они нуж­ны друг другу. Главное изобразительное средство здесь – линия и монохромность. Старик и мальчик написаны четко, правдиво, без прикрас. Картина полна поэзии, лирики и гармонии. Фигуры статичны, но линиями художник показывает их беспокойство, внутреннюю борьбу мысли. Мальчик грустен и думает о чем-то своем, доедая последнюю пищу. Старик смотрит грустным взглядом вперед, он загадочен и кажется величественным подобно статуе. Картина «Нищий старик с мальчиком» по цветовому спектру признана самой «голубой» в этом периоде. Фигуры людей и задний фон прописаны глубоким синим цветом. На синей стене фона выделяются фигуры нищих благодаря темным линиям.

 

«Трагедия» (1903, Национальная художественная га­лерея, Вашингтон) дерево, масло

 

На одной из характерных работ этого периода - «Трагедия» (1903) - изображена семья бедняков на берегу моря. Скорбные лица и опушенные глаза, ско­ванные позы и сведенные вперед плечи выражают глубину переживаемого ими горя. Даже в лице маль­чика не видно детской живости и непосредственно­сти. Все трое босы - скорее всего, они нуждаются, го­лодают. Герои стоят у моря: может быть, это семья рыбаков? Картина вызывает чувство безысходности. Пикассо убирает из композиции все лишнее и оставляет только то, что способствует раскрытию авторского замысла, передаче эмоционального состояния. Задний план картины изображен в таких же тональностях, и без особых деталей. Фигуры обращены друг к другу, но их удрученные взгляды не пересекаются. Создается впечатление, что эти люди отстраненны, и только страдание объединяет их. Но картина не отражает причины их трагедии. Пикассо оставляет нас одних для размышления о том, какие события привели к столь трагичному состоянию персонажей картины. Основное внимание акцентируется на людях. Язык телодвижений говорит нам о стрессе и депрессии, которую они в себе несут. Расстояние между персонажами и их опущенные глаза показывают неспособность утешить друг друга. Женщина окутана в синее одеяние. Она стоит спиной, но её лицо с легким наклоном обращено к зрителю. Выглядит обеспокоенной, мы видим её с закрытыми глазами и опущенной головой. Перед ней мужчина. Седые волосы и растрепанная борода выдают его возраст. Руки скрещены, тело изогнуто. Голова также наклонена вниз, глаза закрыты. Одет в синие ободранные и порванные лохмотья, соответствующие его окружению. Справа стоит маленький мальчик, который касается его ноги, держится за нее. В отличие от других, глаза мальчика открыты, голова не опущена, а скорее смотрит вперед. Он тоже имеет пряди седых волос. Ребенок кладет руку на ногу мужчины и умоляюще смотрит в сторону женщины. Он в силу своего жизненного опыта не может до конца понять всю глубину этой самой трагедии. Ребенок пытается найти объяснения, но у них нет ничего, что можно было бы предложить ему и это чувство бессилия только увеличивает их собственные страдания. Жест рукой может быть прочитан как выражение симпатии и любви, либо как попытка привлечь и получить внимание. Такое впечатление, будто они должны что-то друг другу сказать, но не могут, и они в этом каются. Им чего-то не хватает. Между ними есть пространство, но они не знают чем его заполнить. И именно наше понимание и представление действия является решающим в этой картине. Отдельное значение в этой живописи имеют ноги. У каждого героя отчетливо видна босая нога, стоящая на берегу. Левая конечность мужчины как бы обрезана и скрыта позади мальчика. В свою очередь правая нога ребенка нарисована блеклыми красками и кажется, будто она призрачная, к тому же ее полностью не видно – конец скрывается за штаниной. Правая ступня женщины повернута несколько странно в сторону или даже выступает за плечо, как бы указывая на что-то вне картины. Такой поворот ноги является движением к зрителю – объятие, открывающее себя для нас, обращение. Беседа ног обеспечивает контраст в неуклюжем столкновении их владельцев. Тело и одежда людей являются единственной детальной частью в картине. Это было сделано, чтобы подтолкнуть зрителя к пониманию всей важности человеческих эмоций. Они стоят без обуви, их одежда темного цвета, можно предположить, что она мокрая, а скрюченные тела говорят о том, как им холодно. Линии здесь в основном вертикальные. Большинство из них подчеркивают самих персонажей. Одна сильная горизонтальная черта отделяет небеса от моря. Она помогает уравновесить картину, где в основном преобладают вертикальные линии. Пикассо создает видимость движения там, где вода соприкасается с берегом, он использовал несколько плавных белых мазков, чтобы это передать, в то время как океан и небо остаются в спокойном состоянии. Картина не совсем симметрична. Женщина стоит на одной стороне сцены, а мальчик и мужчина на другой. Размеры фигур по отношению к морю и небе выглядят не очень пропорционально. Они кажутся слишком большими для картины. Этот факт говорит о том, что в центре внимания именно эти люди и их чувства.

 

 

«Женщина с вороной» (1904, Художест­венный музей, Толедо)

Картон, гуашь. 64,6 x 49,5 см.

На полотне «Женщина с вороной» (1904) запечатлена дочь папаши Фреде (Фредерика Жерара) - управляющего знаменитым париж­ским кабаре «Проворный кролик», где Пикассо был завсег­датаем. У нее действительно жила прирученная ворона. На картине она ласкает птицу, что-то шепчет ей (у птиц, кстати, не очень хороший слух, не то что зрение). Она сутулится, и сгорбленные тощие плечи нависают над черной массой перьев. Ее ярко освещенное лицо чуть намечено карандашом, оно почти прозрачно, в отличие от плотного и густого фона. Тонкие штрихи и рассеянный свет обеспечивают эффект очень бледной кожи. Волосы - зеленоватые, в тон столу, на который опираются локти, и выбившийся локон падает волной на щеку. Она особенно изящна по сравнению с неуклюжей и настороженной птицей. Сквозь синюю, приглушенную гамму его письма начинают прорастать более светлые, более яркие, пока еще прозрачные цвета - розовые, оливковые, золотые. «Женщина с вороной» не просто не монохромна - она контрастна, и фон, ослепительный ультрамарин, подчеркивает переливы цвета фигур. Палитра, которую использует художник в этой работе - это палитра Ван Гога, палитра Джотто, с их синим — глаз режущим - небом, с их ослепительным золотом царских одежд и пшеничных полей.

 

Со временем обстоятельства жизни мастера измени­лись. Он познакомился с Г. Стайн, Ж. Кокто, Г. Аполли­нером, А. Матиссом и многими другими известными личностями. Русский меценат и коллекционер С. И. Щу­кин приобрел несколько полотен Пикассо. И главное, его жизнь осветила любовь к рыжеволосой красавице Фернанде Оливье. Все эти события повлияли на твор­чество живописца и изменили колорит его картин.

Депрессивный «голубой» период закончился с по­явлением в жизни Пикассо прекрасной музы. Девушка жила в том же доме, где поселился художник. В Бато­-Лавуар (в переводе - «Плавучая прачечная») встречались странные персонажи. Это было полуразрушенное зда­ние с извилистыми коридорами, незапиравшимися ка­морками, темными лестницами и единственным водо­проводным краном, находящимся в подвале. Возле кра­на по утрам собиралась очередь, и именно здесь Пабло встретил свою Фернанду. Высокая, статная зеленоглазая красавица подрабатывала натурщицей и моделью. Им обоим было по двадцать три года, мадемуазель Оливье была лишь на четыре месяца старше пылкого испанца, но, представляя ее своим друзьям, живопи­сец неизменно с сожалением констатировал, что его возлюбленная, хотя и очень красивая, но старая. Естественно, заполучив такое рыжеволосое со­кровище, ревнивец Пикассо сразу поставил замок на дверь и, уходя по делам (иногда на целый день), запи­рал свою возлюбленную на ключ. Он сделал из нее настоящую затворницу.

 

 


Признание и любовь положили начало новому этапу творчества мастера. «Розовый» период (1904- 1906) добавил в палитру художника более жизнера­достные, прозрачные и легкие краски: охристую, ро­зовую и теплую серебристо-золотистую гамму. Об­разы героев стали лирическими (чего не было в работах «голубого» периода), в фигурах исчезли скован­ность и печаль, в картинах раздвинулось простран­ство и появилась глубина. В этот период Пикассо был увлечен цирком Медрано. Его излюбленными героями стали арлекины и уличные гимнасты, чья жизнь казалась полной романтики. Как правило, мастер изображал их на фоне пустынных пей­зажей. Персонажи Пикассо одеты в концертные костюмы и предстают перед зрителем в естественных позах.

«Девочка на шаре» (1905, Холст, Масло. 147 × 95 см,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...