Государственный музей изобразительных искусств им. Л. С. Пушкина, Москва)
На полотне «Нищий старик с мальчиком» (1903) старик с изможденным лицом и невидящим взглядом склонился к ребенку, которому отдал, возможно, последний кусок хле6а. Его худые огрубевшие ступни выдвинуты на передний план. Кто эти двое: дед с внуком или слепой с поводырем? Очевидно лишь то, что они нужны друг другу. Главное изобразительное средство здесь – линия и монохромность. Старик и мальчик написаны четко, правдиво, без прикрас. Картина полна поэзии, лирики и гармонии. Фигуры статичны, но линиями художник показывает их беспокойство, внутреннюю борьбу мысли. Мальчик грустен и думает о чем-то своем, доедая последнюю пищу. Старик смотрит грустным взглядом вперед, он загадочен и кажется величественным подобно статуе. Картина «Нищий старик с мальчиком» по цветовому спектру признана самой «голубой» в этом периоде. Фигуры людей и задний фон прописаны глубоким синим цветом. На синей стене фона выделяются фигуры нищих благодаря темным линиям.
«Трагедия» (1903, Национальная художественная галерея, Вашингтон) дерево, масло
На одной из характерных работ этого периода - «Трагедия» (1903) - изображена семья бедняков на берегу моря. Скорбные лица и опушенные глаза, скованные позы и сведенные вперед плечи выражают глубину переживаемого ими горя. Даже в лице мальчика не видно детской живости и непосредственности. Все трое босы - скорее всего, они нуждаются, голодают. Герои стоят у моря: может быть, это семья рыбаков? Картина вызывает чувство безысходности. Пикассо убирает из композиции все лишнее и оставляет только то, что способствует раскрытию авторского замысла, передаче эмоционального состояния. Задний план картины изображен в таких же тональностях, и без особых деталей. Фигуры обращены друг к другу, но их удрученные взгляды не пересекаются. Создается впечатление, что эти люди отстраненны, и только страдание объединяет их. Но картина не отражает причины их трагедии. Пикассо оставляет нас одних для размышления о том, какие события привели к столь трагичному состоянию персонажей картины. Основное внимание акцентируется на людях. Язык телодвижений говорит нам о стрессе и депрессии, которую они в себе несут. Расстояние между персонажами и их опущенные глаза показывают неспособность утешить друг друга. Женщина окутана в синее одеяние. Она стоит спиной, но её лицо с легким наклоном обращено к зрителю. Выглядит обеспокоенной, мы видим её с закрытыми глазами и опущенной головой. Перед ней мужчина. Седые волосы и растрепанная борода выдают его возраст. Руки скрещены, тело изогнуто. Голова также наклонена вниз, глаза закрыты. Одет в синие ободранные и порванные лохмотья, соответствующие его окружению. Справа стоит маленький мальчик, который касается его ноги, держится за нее. В отличие от других, глаза мальчика открыты, голова не опущена, а скорее смотрит вперед. Он тоже имеет пряди седых волос. Ребенок кладет руку на ногу мужчины и умоляюще смотрит в сторону женщины. Он в силу своего жизненного опыта не может до конца понять всю глубину этой самой трагедии. Ребенок пытается найти объяснения, но у них нет ничего, что можно было бы предложить ему и это чувство бессилия только увеличивает их собственные страдания. Жест рукой может быть прочитан как выражение симпатии и любви, либо как попытка привлечь и получить внимание. Такое впечатление, будто они должны что-то друг другу сказать, но не могут, и они в этом каются. Им чего-то не хватает. Между ними есть пространство, но они не знают чем его заполнить. И именно наше понимание и представление действия является решающим в этой картине. Отдельное значение в этой живописи имеют ноги. У каждого героя отчетливо видна босая нога, стоящая на берегу. Левая конечность мужчины как бы обрезана и скрыта позади мальчика. В свою очередь правая нога ребенка нарисована блеклыми красками и кажется, будто она призрачная, к тому же ее полностью не видно – конец скрывается за штаниной. Правая ступня женщины повернута несколько странно в сторону или даже выступает за плечо, как бы указывая на что-то вне картины. Такой поворот ноги является движением к зрителю – объятие, открывающее себя для нас, обращение. Беседа ног обеспечивает контраст в неуклюжем столкновении их владельцев. Тело и одежда людей являются единственной детальной частью в картине. Это было сделано, чтобы подтолкнуть зрителя к пониманию всей важности человеческих эмоций. Они стоят без обуви, их одежда темного цвета, можно предположить, что она мокрая, а скрюченные тела говорят о том, как им холодно. Линии здесь в основном вертикальные. Большинство из них подчеркивают самих персонажей. Одна сильная горизонтальная черта отделяет небеса от моря. Она помогает уравновесить картину, где в основном преобладают вертикальные линии. Пикассо создает видимость движения там, где вода соприкасается с берегом, он использовал несколько плавных белых мазков, чтобы это передать, в то время как океан и небо остаются в спокойном состоянии. Картина не совсем симметрична. Женщина стоит на одной стороне сцены, а мальчик и мужчина на другой. Размеры фигур по отношению к морю и небе выглядят не очень пропорционально. Они кажутся слишком большими для картины. Этот факт говорит о том, что в центре внимания именно эти люди и их чувства.
«Женщина с вороной» (1904, Художественный музей, Толедо) Картон, гуашь. 64,6 x 49,5 см. На полотне «Женщина с вороной» (1904) запечатлена дочь папаши Фреде (Фредерика Жерара) - управляющего знаменитым парижским кабаре «Проворный кролик», где Пикассо был завсегдатаем. У нее действительно жила прирученная ворона. На картине она ласкает птицу, что-то шепчет ей (у птиц, кстати, не очень хороший слух, не то что зрение). Она сутулится, и сгорбленные тощие плечи нависают над черной массой перьев. Ее ярко освещенное лицо чуть намечено карандашом, оно почти прозрачно, в отличие от плотного и густого фона. Тонкие штрихи и рассеянный свет обеспечивают эффект очень бледной кожи. Волосы - зеленоватые, в тон столу, на который опираются локти, и выбившийся локон падает волной на щеку. Она особенно изящна по сравнению с неуклюжей и настороженной птицей. Сквозь синюю, приглушенную гамму его письма начинают прорастать более светлые, более яркие, пока еще прозрачные цвета - розовые, оливковые, золотые. «Женщина с вороной» не просто не монохромна - она контрастна, и фон, ослепительный ультрамарин, подчеркивает переливы цвета фигур. Палитра, которую использует художник в этой работе - это палитра Ван Гога, палитра Джотто, с их синим — глаз режущим - небом, с их ослепительным золотом царских одежд и пшеничных полей.
Со временем обстоятельства жизни мастера изменились. Он познакомился с Г. Стайн, Ж. Кокто, Г. Аполлинером, А. Матиссом и многими другими известными личностями. Русский меценат и коллекционер С. И. Щукин приобрел несколько полотен Пикассо. И главное, его жизнь осветила любовь к рыжеволосой красавице Фернанде Оливье. Все эти события повлияли на творчество живописца и изменили колорит его картин. Депрессивный «голубой» период закончился с появлением в жизни Пикассо прекрасной музы. Девушка жила в том же доме, где поселился художник. В Бато-Лавуар (в переводе - «Плавучая прачечная») встречались странные персонажи. Это было полуразрушенное здание с извилистыми коридорами, незапиравшимися каморками, темными лестницами и единственным водопроводным краном, находящимся в подвале. Возле крана по утрам собиралась очередь, и именно здесь Пабло встретил свою Фернанду. Высокая, статная зеленоглазая красавица подрабатывала натурщицей и моделью. Им обоим было по двадцать три года, мадемуазель Оливье была лишь на четыре месяца старше пылкого испанца, но, представляя ее своим друзьям, живописец неизменно с сожалением констатировал, что его возлюбленная, хотя и очень красивая, но старая. Естественно, заполучив такое рыжеволосое сокровище, ревнивец Пикассо сразу поставил замок на дверь и, уходя по делам (иногда на целый день), запирал свою возлюбленную на ключ. Он сделал из нее настоящую затворницу.
Признание и любовь положили начало новому этапу творчества мастера. «Розовый» период (1904- 1906) добавил в палитру художника более жизнерадостные, прозрачные и легкие краски: охристую, розовую и теплую серебристо-золотистую гамму. Образы героев стали лирическими (чего не было в работах «голубого» периода), в фигурах исчезли скованность и печаль, в картинах раздвинулось пространство и появилась глубина. В этот период Пикассо был увлечен цирком Медрано. Его излюбленными героями стали арлекины и уличные гимнасты, чья жизнь казалась полной романтики. Как правило, мастер изображал их на фоне пустынных пейзажей. Персонажи Пикассо одеты в концертные костюмы и предстают перед зрителем в естественных позах. «Девочка на шаре» (1905, Холст, Масло. 147 × 95 см,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|