Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воинские коллективы третьего типа отношений

Первый тип

 

Конфликты в воинских коллективах возникают преимущественно между воинами различных периодов службы. Конфликтные ситуации на национальной основе носят, как правило, эпизодический, индивидуально-личностный характер, связаны с трудностями обучения и воспитания отдельных представителей других национальностей из-за их недостаточной подготовленности к службе и слабого знания русского языка. Проблемы национально-группового общения — не актуальны.

 

Профилактика возникающих здесь конфликтных ситуаций на национальной почве основывается поэтому на усилении индивидуальной воспитательной работы, прежде всего по отношению к немногочисленным военнослужащим неславянских национальностей. Работа по изучению личностных качеств воинов начинается с изучения особенностей молодых солдат я матросов в период проведения сборов с молодым пополнением. В это время проводится первое углубленное изучение их личностных особенностей, выясняются жизненные установки воинов. Солдаты и матросы рассказывают о себе, своих интересах, целях, планах по отношению к предстоящей службе на собраниях личного состава, тематических вечерах «Представляюсь коллективу», индивидуальных беседах с сержантами, прапорщиками и офицерами, партийными и комсомольскими активистами, наставниками молодых солдат и матросов.

 

Заполненные в процессе различных мероприятий анкеты, ланки тестов, опросные листы, написанные по стилизованной форме, автобиографии, а также выводы, сделанные офицерами, аккуратно собираются и сохраняются на весь период службы воинов. Исходный банк информации о личностных особенностях, проявленных в период сборов молодого пополнения или обучения в учебном подразделении, ловится в основу всей системы индивидуальной воспитательной работы в последующем периоде, помогает избежать Формализма и уравниловки в отношении к военнослужащим. Это как раз тот случай, когда канцелярские методы помогают преодолевать бюрократическое отношение к людям.

 

В дополнение к этому родителям и по месту прежней работы или учебы воина посылается запрос. В нем, в частности, говорится о традициях части, корабля, излагается просьба поделиться советами по воспитанию сына, учащегося, воспитанника рабочего коллектива и т. д. Поступающие отзывы об увлечениях, интересах, особенностях характера того или иного воина анализируются, обобщаются и вкладываются в своего рода «личные дела» военнослужащих. Впоследствии налаженная письменная связь с указанными адресатами регулярно поддерживается.

 

_____________________________________________________________________

 

Второй тип

 

По национальному признаку здесь образуются практически все неформальные микрогруппы воинов. Они активно включаются в борьбу за лидерство в коллективе. В результате традиции, нормы взаимоотношений, ценностные ориентации в подразделениях данного типа развиваются прежде всего в рамках отдельных национальных групп воинов. Взаимоотношения военнослужащих различных национальностей характеризуются высокой динамичностью и напряженностью.

 

Обычно в коллективах «второго» типа, как показали наблюдения, военнослужащие группируются в три основных блока: «кавказский», «среднеазиатский» и «европейский», которые в свою очередь состоят из отдельных национальных микрогрупп.

 

Военнослужащие славянских национальностей в коллективах, этого типа практически редко занимают лидирующее положение, иногда лишь соперничая с другими группами за лидерство. Но они, как правило, оказываются здесь на второстепенных ролях, а борющиеся за влияние в коллективе группы демонстрируют на них свое превосходство в сплоченности.

 

Огромную роль в этих коллективах играют лидеры национальных микрогрупп, выражающие и защищающие национально-групповые интересы воинов. В своих поступках и взаимоотношениях военнослужащие руководствуются в первую очередь национально-групповыми интересами. Определенное значение здесь сохраняет разделение воинов по сроку службы, по военной специальности, по интересам, но они здесь не являются определяющими в построении межличностных отношений.

 

Конфликтные ситуации на национальной основе косят в коллективах этого типа ярко выраженный национально-групповой характер. Эти коллективы отличаются повышенной конфликтностью.

 

В коллективах «второго» типа командирам и политработникам прежде всего следует определить: сколько и каких национальных и земляческих микрогрупп имеется в подразделении, какова их направленность, есть ли в них общепризнанные лидеры, кто из их членов пользуется у соотечественников наибольшим авторитетом и почему, каково в этих группах общественное мнение, сложившееся по отношению к воинской службе, боевой учебе, политической подготовке.

 

Опыт командиров и офицеров воспитательных структур передовых коллективов свидетельствует: самым действенным средством влияния на общественное мнение в национальных микрогруппах служит индивидуальная воспитательная работа с их неформальными лидерами, наиболее авторитетными воинами.

 

Усилия, затраченные на их воспитание и ориентирование, с успехом компенсируются тем, что другие военнослужащие данной национальности следуют примеру своего национального лидера.

 

Воинские коллективы третьего типа отношений

 

Взаимоотношения военнослужащих в этих коллективах складываются как отношения прочного лидерства одной, численно преобладающей национальной (национально-территориальной) группы. Они оказывают друг другу определенную поддержку, однако особой сплоченностью в целом не отличаются.

 

Военнослужащие кавказских национальностей, если они из-за малочисленности не могут претендовать на лидерство, стремятся в коллективе этого типа занять обособленное, независимое положение.

 

Военнослужащие славянских национальностей занимают здесь в какой-то степени подчиненное положение. В целом взаимоотношения в коллективах данного типа довольно устойчивые. Быстро налаживаются внутриколлективные связи после каждого очередного призыва, если, конечно, не претерпевает значительных изменений национально-демографическая структура подразделения.

 

Общественно-психологические особенности такого коллектива основываются преимущественно на национальных особенностях преобладающих в коллективе национальных групп военнослужащих, как правило — воинов среднеазиатских национальностей.

 

Работа по предупреждению конфликтных ситуаций на национальной основе должна исходить из того, что внутриколлективная жизнь подразделения строится на основе национально-психологических особенностей военнослужащих одной-двух национальных групп, а поэтому взаимоотношения, конфликтные ситуации приобретают национальную специфику как в развитии, так и в разрешении.

 

Профилактика конфликтов на национальной основе может строиться достаточно эффективно, если командирам и заместителям по воспитательной работе удастся сформировать дружественные отношения между лидерами национальных микрогрупп воинов.

 

В зависимости от уровня подготовленности руководителей воинского коллектива могут применяться для профилактики конфликтов на национальной основе и другие, описанные ранее методы и приемы.

 

 

57. Психолого-педагогическая характеристика различных категорий офицеров, прапорщиков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...