Механизм реализации системы социального партнерства; значение и инструменты его правовой составляющей.
Социальное партнерство, его субъекты, сферы и уровни реализации. Социальное партнерство - это идеология цивилизованного общества рыночной экономики. Оно выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре класса или личности. Общественная значимость социального партнерства определяется широтой сферы его действия. Поскольку это тип отношений в первую очередь между работниками и работодателями, основной сферой его функционирования являются социально-трудовые отношения. Вместе с тем в эту сферу включаются и связанные с социально-трудовыми отношениями экономические и политические отношения. В широком смысле под социальным партнерством понимают отношения по поводу социального воспроизводства населения в целом и образующих его групп, общностей и слоев; установления и воспроизводства социально-допустимой системы социальных неравенств, обусловленных разделением труда, места и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве. Социальное партнерство в узком смысле, или собственно социальное партнерство, - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Основу складывающихся цивилизованных отношений между партнерами должны составлять принципы, выработанные Международной организацией труда (МОТ), на которых строится идеология всей системы СП: 1. всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;
2. непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся; 3. свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса; 4. нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния; 5. все люди, независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей; 6. содействие полной занятости и повышению жизненного уровня. Сферы реализации социального партнерства:
Отечественная система социального партнерства (ст. 26 ТК РФ) включает следующие уровни: · федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; · межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ; · региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в сфере труда в субъектах РФ; · отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); · территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования в сфере труда в муниципальном образовании;
· локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда. Механизм реализации системы социального партнерства; значение и инструменты его правовой составляющей. Отечественная система социального партнерства (ст. 26 ТК РФ) включает следующие уровни: · федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; · межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ; · региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в сфере труда в субъектах РФ; · отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); · территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования в сфере труда в муниципальном образовании; · локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда. На федеральном уровне для регулирования социально-трудовых отношений образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, представители Правительства РФ. На уровне субъектов Федерации также образуются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. На уровне отраслей (группы отраслей) образуются отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми органами местного самоуправления.
На локальном уровне образуются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения коллективного договора. В настоящее время в РФ сложился следующий механизм функционирования системы социального партнерства: · законодательное оформление социального партнерства в законах и нормативных актах РФ, субъектов РФ и нормативных актах соответствующих органов государственной власти; · постоянная работа представителей сторон, экспертов, изучающих и анализирующих состояние и проблемы социального партнерства; · постоянно функционирующий переговорный процесс между представителями работников (профсоюзов), объединений работодателей и органов государственной власти; · постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; · нормативное закрепление и соблюдение процедур согласования интересов сторон; · система контроля выполнения принятых соглашений и договоров. Для Российской Федерации важнейшей задачей является дальнейшее развитие системы социального партнерства, повышение эффективности его воздействия на решение социально-экономических проблем развития каждого региона и страны в целом. 57и 58. Международная организация труда (МОТ), ее значение, структура и развитие. Международная организация труда (МОТ) – одна из старейших и наиболее крупных международных организаций. Создана в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций как международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда; с 1946 г. стала первым специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Дата образования организации – 11 апреля 1919 г. Международная конференция труда (МКТ) - высший орган МОТ, собирается ежегодно. Административный совет – исполнительный орган МОТ; направляет работу МОТ в период между конференциями, проводит в жизнь ее решения, избирает Генерального директора МБТ и контролирует его работу и др.
Международное бюро труда (МБТ) - постоянный исполнительный орган, секретариат МОТ, ее административный и исполнительный орган, исследовательский и информационный центр. Конвенции МОТ– это международно-правовые договоры, содержащие минимальные стандарты в области социально-трудовых отношений и закрепляющие для ратифицировавших их государств-членов обязательства юридического характера. Рекомендации МОТ предназначены для создания ориентиров при выработке государствами – членами МОТ своей политики в той или иной сфере трудовых отношений, при разработке национального законодательства и практических мероприятий. Основными направлениями МОТ являются: · разработка международной политики и программ с целью содействия реализации основных прав человека, улучшения условий труда и жизни; · создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля над их соблюдением (эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики); · проведение в жизнь обширной программы международного технического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками Организации, в т.ч. оказание помощи странам в ее эффективной реализации; · профессиональная подготовка и обучение, исследования и издательская деятельность в поддержку названных усилий.
Приоритеты в деятельности МОТ можно свести в основном к следующим: · поддержка процесса демократизации, с тем чтобы он способствовал развитию трипартизма в каждом государстве; · продолжение борьбы с бедностью и особенно за счет увеличения занятости, в частности, путем организации широкой переподготовки рабочей силы; · защита трудовых и гражданских прав трудящихся во всех ее формах. МОТ оказывает большое влияние на развитие формирование и регулирование социально-трудовых отношений во всем мире. Это влияние идет по нескольким направлениям. Они определены в основных документах МОТ – Уставе и ее декларациях, а конкретная их разработка – в Конвенциях и рекомендациях МОТ, в технической помощи, т.е помощи государствам-членам в разработке социально-трудового законодательства и переподготовке кадров, в научных исследованиях социально-трудовых проблем и путем публикации этих исследований других работ и документов. В частности на развитие социального партнерства большое влияние оказывают нормы, содержащиеся в рекомендациях и конвенциях МОТ: · К №150 и Р №158 «О регулировании вопросов труда» определяют руководящие принципы относительно всей системы по регулированию вопросов труда.
· К №98 «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров» определяет, что трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда. · К №154 и Р №163 «О коллективных переговорах» предусматривают переговоры в целях определения условий труда и занятости, регулирования отношений между работниками и предпринимателями. · К №135 «О представителях трудящихся» определяет, что представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнить свои функции. Структура МОТ, построенная на трехсторонней основе, способствует развитию трипартизма. МОТ оказывает помощь правительствам, организациям трудящихся и предпринимателей в создании и укреплении органов и механизмов, необходимых для развития социального партнерства, установления здоровых социально-трудовых отношений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|