Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм реализации системы социального партнерства; значение и инструменты его правовой составляющей.

Социальное партнерство, его субъекты, сферы и уровни реализации.

Социальное партнерство - это идеология цивилизованного общества рыночной экономики. Оно выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре класса или личности. Общественная значимость социального партнерства определяется широтой сферы его действия. Поскольку это тип отношений в первую очередь между работниками и работодателями, основной сферой его функционирования являются социально-трудовые отношения. Вместе с тем в эту сферу включаются и связанные с социально-трудовыми отношениями экономические и политические отношения.

В широком смысле под социальным партнерством понимают отношения по поводу социального воспроизводства населения в целом и образующих его групп, общностей и слоев; установления и воспроизводства социально-допустимой системы социальных неравенств, обусловленных разделением труда, места и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве.

Социальное партнерство в узком смысле, или собственно социальное партнерство, - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основу складывающихся цивилизованных отношений между партнерами должны составлять принципы, выработанные Международной организацией труда (МОТ), на которых строится идеология всей системы СП:

1. всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;

2. непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;

3. свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса;

4. нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния;

5. все люди, независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей;

6. содействие полной занятости и повышению жизненного уровня.

Сферы реализации социального партнерства:

  • сотрудничество при разработке и реализации базовых программ;
  • общественный контроль организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • обеспечение законности и справедливости в вопросах заключения и исполнения контрактов;
  • предоставление квалифицированной правовой помощи;
  • контроль вопросов охраны труда;
  • развитие массовой культуры и спорта;
  • проявление постоянной заботы о детях;
  • работа с семьями, детьми и молодежью, проведение благотворительных акций и др.

Отечественная система социального партнерства (ст. 26 ТК РФ) включает следующие уровни:

· федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

· межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

· региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в сфере труда в субъектах РФ;

· отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

· территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования в сфере труда в муниципальном образовании;

· локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.

Механизм реализации системы социального партнерства; значение и инструменты его правовой составляющей.

Отечественная система социального партнерства (ст. 26 ТК РФ) включает следующие уровни:

· федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

· межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

· региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в сфере труда в субъектах РФ;

· отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

· территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования в сфере труда в муниципальном образовании;

· локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.

На федеральном уровне для регулирования социально-трудовых отношений образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, представители Правительства РФ.

На уровне субъектов Федерации также образуются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На уровне отраслей (группы отраслей) образуются отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми органами местного самоуправления.

На локальном уровне образуются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения коллективного договора.

В настоящее время в РФ сложился следующий механизм функционирования системы социального партнерства:

· законодательное оформление социального партнерства в законах и нормативных актах РФ, субъектов РФ и нормативных актах соответствующих органов государственной власти;

· постоянная работа представителей сторон, экспертов, изучающих и анализирующих состояние и проблемы социального партнерства;

· постоянно функционирующий переговорный процесс между представителями работников (профсоюзов), объединений работодателей и органов государственной власти;

· постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

· нормативное закрепление и соблюдение процедур согласования интересов сторон;

· система контроля выполнения принятых соглашений и договоров.

Для Российской Федерации важнейшей задачей является дальнейшее развитие системы социального партнерства, повышение эффективности его воздействия на решение социально-экономических проблем развития каждого региона и страны в целом.

57и 58. Международная организация труда (МОТ), ее значение, структура и развитие.

Международная организация труда (МОТ) – одна из старейших и наиболее крупных международных организаций. Создана в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций как международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда; с 1946 г. стала первым специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Дата образования организации – 11 апреля 1919 г.

Международная конференция труда (МКТ) - высший орган МОТ, собирается ежегодно.

Административный совет – исполнительный орган МОТ; направляет работу МОТ в период между конференциями, проводит в жизнь ее решения, избирает Генерального директора МБТ и контролирует его работу и др.

Международное бюро труда (МБТ) - постоянный исполнительный орган, секретариат МОТ, ее административный и исполнительный орган, исследовательский и информационный центр.

Конвенции МОТ– это международно-правовые договоры, содержащие минимальные стандарты в области социально-трудовых отношений и закрепляющие для ратифицировавших их государств-членов обязательства юридического характера.

Рекомендации МОТ предназначены для создания ориентиров при выработке государствами – членами МОТ своей политики в той или иной сфере трудовых отношений, при разработке национального законодательства и практических мероприятий.

Основными направлениями МОТ являются:

· разработка международной политики и программ с целью содействия реализации основных прав человека, улучшения условий труда и жизни;

· создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля над их соблюдением (эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики);

· проведение в жизнь обширной программы международного технического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками Организации, в т.ч. оказание помощи странам в ее эффективной реализации;

· профессиональная подготовка и обучение, исследования и издательская деятельность в поддержку названных усилий.

 

Приоритеты в деятельности МОТ можно свести в основном к следующим:

· поддержка процесса демократизации, с тем чтобы он способствовал развитию трипартизма в каждом государстве;

· продолжение борьбы с бедностью и особенно за счет увеличения занятости, в частности, путем организации широкой переподготовки рабочей силы;

· защита трудовых и гражданских прав трудящихся во всех ее формах.

МОТ оказывает большое влияние на развитие формирование и регулирование социально-трудовых отношений во всем мире. Это влияние идет по нескольким направлениям. Они определены в основных документах МОТ – Уставе и ее декларациях, а конкретная их разработка – в Конвенциях и рекомендациях МОТ, в технической помощи, т.е помощи государствам-членам в разработке социально-трудового законодательства и переподготовке кадров, в научных исследованиях социально-трудовых проблем и путем публикации этих исследований других работ и документов. В частности на развитие социального партнерства большое влияние оказывают нормы, содержащиеся в рекомендациях и конвенциях МОТ:

· К №150 и Р №158 «О регулировании вопросов труда» определяют руководящие принципы относительно всей системы по регулированию вопросов труда.

· К №98 «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров» определяет, что трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда.

· К №154 и Р №163 «О коллективных переговорах» предусматривают переговоры в целях определения условий труда и занятости, регулирования отношений между работниками и предпринимателями.

· К №135 «О представителях трудящихся» определяет, что представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнить свои функции.

Структура МОТ, построенная на трехсторонней основе, способствует развитию трипартизма. МОТ оказывает помощь правительствам, организациям трудящихся и предпринимателей в создании и укреплении органов и механизмов, необходимых для развития социального партнерства, установления здоровых социально-трудовых отношений

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...