Правовые основы судебно-бухгалтерской экспертизы по гражданским и административным делам
Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим обязательный для всех субъектов порядок производства по гражданским делам, является Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11 02 № 138-Ф3 (далее - ГПК РФ). Гражданский процесс - это урегулированная нормами гражданско-процессуального закона деятельность суда, лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, а также органов исполнения судебных постановлений, направленная на возбуждение, рассмотрение и разрешение гражданско-правовых споров и иных дел. Стадии гражданского судопроизводства: Производство в суде первой инстанции: Возбуждение гражданского дела. Подготовка к судебному разбирательству. Судебное разбирательство. Апелляционное или кассационное обжалование. Надзорное производство. Производство по пересмотру решений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Исполнительное производство. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда), постановлений других органов. Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве. Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Рассмотрение и разрешение гражданских дел осуществляют следующие суды: Верховный Суд Российской Федерации, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, которые в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам: районный суд, который в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом; военные суды в соответствии с законом о военных судах и ГПК РФ. Суды обязаны разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суды разрешают гражданские дела исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Как и в арбитражном или уголовном процессе, при рассмотрении и разрешении гражданских дел нередко возникает необходимость применения специальных познаний. Поэтому при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Экспертиза может быть назначена по инициативе суда и по ходатайству сторон: истцов, ответчиков, третьих лиц, прокурора. Суд может назначить экспертизу и по своей инициативе в любой стадии рассмотрения дела до вынесения по нему решения, а также назначить дополнительную или повторную экспертизу. Порядок проведения СБЭ в гражданском процессе во многом схож с порядком ее проведения в арбитражном процессе. Статус эксперта (в частности, эксперта-бухгалтера) не отличается от статуса эксперта в других видах процесса и регламентируется, в частности, Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". ГПК РФ также выделяет четыре процессуальных вида экспертиз: комиссионную, комплексную, дополнительную и повторную (об этих видах экспертиз см. ст.82, 83, 87 ГПК). Регулирование, касающееся порядка назначения, проведения экспертизы, содержится в следующих статьях ГПК РФ: Статья 18. Основания для отвода прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика. Статья 79. Назначение экспертизы. Статья 80. Содержание определения суда о назначении экспертизы. Статья 81. Получение образцов почерка для сравнительного исследования документа и подписи на документе. Статья 82. Комплексная экспертиза. Статья 83. Комиссионная экспертиза. Статья 84. Порядок проведения экспертизы. Статья 85. Обязанности и права эксперта. Статья 86. Заключение эксперта. Статья 87. Дополнительная и повторная экспертизы. Необходимость обращения к эксперту-бухгалтеру может возникнуть и при производстве по делам об административных правонарушениях. Порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения таких дел определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ). Производство по делам об административных правонарушениях имеет следующие стадии: возбуждение дела об административном правонарушении; рассмотрение дела уполномоченным органом по существу;
обжалование вынесенного решения; исполнение решения по делу об административном правонарушении. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Необходимо иметь в виду, что законодательство об административных правонарушениях в силу указания ст.72 Конституции РФ отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Разграничение предметов ведения регулируется ст.1.3 КоАП. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. В соответствии с законодательством о судебной системе КоАП РФ определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти КоАП РФ определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, федеральным органам исполнительной власти. Таким образом, к ведению субъектов Федерации отнесено, например, установление административной ответственности за определенные правонарушения.
Особенностью производства по делам об административных правонарушениях является их рассмотрение не только судебными органами, но и органами исполнительной власти и их должностными лицами (гл.23 КоАП РФ). Одним из участников производства по делам об административных правонарушениях является эксперт, статус которого определяется ст.25.9 КоАП РФ. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В случаях если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Порядок назначения и проведения экспертизы регламентируется следующими статьями КоАП РФ: Статья 25.9. Эксперт. Статья 26.2. Доказательства. Статья 26.4. Экспертиза. Статья 26.5. Взятие проб и образцов. Статья 26.6. Вещественные доказательства. Статья 26.7. Документы. Статья 26.11. Оценка доказательств и др. В случаях если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В определении указываются: основания для назначения экспертизы; фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|