Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация нематериальных активов. Бухгалтерский учет нематериальных активов.

В соответствии с п. 3 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:не имеет материально-вещественной (физической структуры);может быть идентифицировано (выделено отдельно) от другого имущества;предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);не предполагается последующая перепродажа данного имущества;способно приносить организации экономическую выгоду;имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т. п.).

В соответствии с перечисленными условиями к нематериальным активам относят следующие объекты интеллектуальной собственности:

· исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

· исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

· имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

· исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

· исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также организационные расходы и деловая репутация организации.

Оценка нематериальных активов. В учете и отчетности нематериальные активы отражают по первоначальной и остаточной стоимости. Отдельно отражают амортизацию нематериальных активов.

Первоначальная стоимость определяется для объектов:

· внесенных в счет вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон (согласованной стоимости);

· приобретенных за плату у других организаций и лиц - по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведения их до состояния, пригодного к использованию;

· полученных безвозмездно от других организаций и лиц - по рыночной стоимости на дату оприходования.

Затраты по приобретению нематериальных активов включают сумму, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и пошлины, таможенные расходы и другие расходы, связанные с приобретением объектов.Расходы по созданию нематериальных активов и доведению их до состояния, пригодного к использованию, складываются из начисленной соответствующим работникам оплаты труда, отчислений на социальные нужды, материальных затрат и общепроизводственных и общехозяйственных расходов.Нематериальные активы, поступающие в организацию в порядке обмена на какое-либо имущество, оценивают исходя из стоимости обмениваемого имущества.Оценка нематериальных активов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату приобретения объекта.Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.

 

  1. Товарные знаки в обеспечении качества и конкурентоспособности товаров.

Товарные знаки являются обозначениями для обеспечения отличий товаров разных производителей. В соответствии с Гражданским кодексом РФ товарный знак (ТЗ) – это средство обслуживания (ЗО), который представляет собой средство индивидуализации выполняемых работ и услуг.

В условиях конкуренции ТЗ (ЗО) выполняет ряд функций, оказывающих непосредственное воздействие на конкурентоспособность товара. Эти функции проявляются как у производителя, так и потребителя: у производителя – в направлении выделения товара среди однородных возможностей более эффективной рекламы, обеспечении гарантий качества товара для потребителя, что отражается на увеличении объема продаж и получаемой прибыли, у потребителя – в указании на качество товара и на источник происхождения спроса на эти товары, так как среди однородных товаров, сходных по цене и качеству, потребитель, как правило предпочитает товары и известными товарными знаками, например, ручки Parker, спортивные товары фирм Adidas, Reebok и т.п.
Широкая известность фирм и авторитет их товарных знаков привлекают множество мошенников, которые подделывают товарные знаки, тем самым угрожая деловой репутации и благосостоянию этих компаний, так как продукция мошенников зачастую уступает по качеству. Поэтому государство в развитых странах осуществляет правовую охрану товарных знаков.
В России отношения, возникающие в связи с созданием, регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, регулируются следующими законодательно-правовыми актами:
- ГК РФ;
- Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
- Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;
- Уголовным кодексом РФ;
- Международными соглашениями и конвенциями, в которых участвует Россия;
- Подзаконными актами, принятыми в развитие законодательства.
Государственная регистрация товарного знака проводится в патентном ведомстве России. Заявка на регистрацию товарного знака подается юридическим или физическим лицом самостоятельно либо через патентного поверенного.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные обозначения и их комбинации, а также звуковые товарные знаки.
Словесные товарные знаки. К словесным обозначениям, которые могут регистрироваться как товарные знаки относятся слова, сочетания букв, имеющих словесный характер, словосочетания, предложения.
Изобразительные товарные знаки. К изобразительным товарным знакам относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиций, линий, пятен, фигур на плоскости.
Объемные товарные знаки. К объемным изображениям, регистрируемым как товарные знаки, относятся трехмерные объекты, комбинации линий и фигур.
Комбинированные товарные знаки. К комбинированным товарным знакам относятся сочетания элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д.
Звуковые товарные знаки. В качестве звукового товарного знака могут быть зарегистрированы мелодия, различные шумы и звуки. Возможно сочетание звукового фона со словесным элементом (например, как товарный знак, была зарегистрирована мелодия, звучащая перед объявлениями в международном аэропорту Шереметьево-2).


  1. Штриховое кодирование в РФ. Способы штрихового кодирования. Кодировка EAN-13.

Под штриховым кодированием следует понимать технологию автоматической идентификации и сбора данных, основанную на предоставлении информации по определенным правилам в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов установленной формы, размера, цвета, отражающей способности и ориентации для последующего оптического считывания и преобразования в форму, необходимую для ее автоматического ввода в вычислительную машину.

Использование штрихового кодирования дает возможность автоматизации процесса ввода и обработки информации о продукции (товаре) в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы продукции (товара).

Способы кодирования информации

1. Линейными называются штрихкоды, читаемые в одном направлении (по горизонтали).

В подобном коде символ представлен последовательностью знаков, выстроенных в одну линию. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации

(до 20—30 символов, обычно цифр).

2. Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). В настоящее время наиболее распространён вид двухмерного штрихкода Aztec. В каждом символе можно выделить область мишени и область данных. Мишень представляет собой набор концентрических квадратов и служит для определения геометрического центра символа в процессе его декодирования. Символ состоит из двух и более смежных по вертикали строк-знаков символа штрихового кода. В двумерных кодах можно закодировать существенно больший объем информации.

Штриховой Код EAN13 является непрерывным, имеет фиксированную длину и высокую плотность записи позволяет отобразить 13 цифр от 0 до 9. Кодовое обозначение может выражаться восемью (EAN8) или тринадцатью (EAN13) цифрами, причем во втором случае реально кодируется только двеннадцать цифр. Знаки штрихового Кода EAN состоят из двух штрихов и двух промежутков.

Штриховое изображение всех 12-ти (8-ми) цифр составляет в целом символ кода EAN.

Краевые знаки (удлиненные штрихи - знаки начала и конца символа) определяют его границы; делится символ на две части разделительным знаком (удлиненные штрихи в центре символа), как показано на рисунке 2.

Рис.2. Стуктура штрихового кода EAN-13


  1. Маркировка товара. Виды маркировки товаров. Причины маркировки товаров.

Маркировка - это текст, условные обозначения и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристиках товара.

Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная.

В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Производственная маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы. Торговая маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей - с информацией о товаре. Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения информационных данных. Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

Маркировка товаров необходима по следующим причинам:

· происходит идентификация продукции (создается отличительный образ), при которой потребитель, намереваясь приобрести товар, ориентируется не на описание продукта, а на имя изготовителя или продавца:

· становится известно, какой субъект рынка отвечает за данную продукцию;

· обеспечивается гарантия того, что товар обладает определенным уровнем качества,

· снижается коммерческий риск потребителей;

· марка — это реклама продукции, мышление покупателей ориентируется на товарную марку с ее параметрами;

· уменьшается влияние ценового фактора, поскольку потребители ориентируются на различия товаров по маркам;

· повышается престижность продукции по мере роста общественного признания товарной марки;

· положительно зарекомендовавшая себя на рынке торговая марка весьма привлекательна для каналов сбыта, обладает высокой степенью конкурентоспособности;

· использование товарных марок облегчает маркетинговую сегментацию рынка.

Наносимая на упаковку маркировочная информация может иметь постоянный и переменный характер. Постоянная составляющая маркировки включает в себя' наименование продукта, количество продукта в данной упаковке, соответствующий стандарт, штриховой код, экомаркировку, цену, страну — производителя товара, товарный знак и пр. Переменная составляющая маркировки — это дата изготовления продукта, номер партии, сорт, дата упаковки, срок годности и пр. Она наносится, как правило, при упаковке продукции в потребительскую тару, при фасовке.


  1. Сертификация на международном и региональных уровнях. Сертификация импортной продукции.

Сертификация - это совокупность действий и процедур по признанию соответствия объекта предъявляемым требованиям. Сертификация подтверждает соответствие продукции определенным требованиям - техническим, экологическим, безопасности и т. д. На международном уровне действует общая терминологическая база, определенная система наиболее типичных правил сертификации и специальные правила систем сертификации конкретных видов продукции.

Уже упоминавшиеся международные организации ИСО, МЭК, ЕЭК ООН разрабатывают рекомендации по принципам сертификации и гармонизации ее отдельных систем. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК ООН) разрабатывает рекомендации по заключению соглашений о сертификации, адресуя их правительствам стран европейского региона.

Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН. На региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Сертификация импортной продукции. Ввозимая на территорию Российской Федерации продукция, которая по Законам Российской Федерации подлежит обязательной сертификации, должна соответствовать требованиям российской системы сертификации. Согласно Закону РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О сертификации продукции и услуг» в условиях контрактов (договоров) на поставку в РФ продукции, подлежащей сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих её соответствие установленным требованиям. Товары, следующие при их импорте (экспорте) с владельцем, не сертифицируются, если они предназначены для личного использования. Товары, требующие подтверждения безопасности, при ввозе их на территорию РФ должны кодироваться по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). Перечень продукции, требующей подтверждения её безопасности при ввозе на территорию РФ, устанавливается Госстандартом по согласованию с Государственным таможенным комитетом (ГТК). ГТК России предусмотрена возможность ввоза проб и образцов товаров для проведения их испытаний в целях сертификации (например, предконтрактной).Для некоторых видов импортной продукции (как и отечественной) требуется подтверждение соответствия специфическим требованиям безопасности - гигиеническим, ветеринарным и пр. При ввозе товаров, подлежащих обязательной сертификации, на территории России вместе с таможенной декларацией и другими документами, предусмотренными порядком производства таможенного оформления и контроля, должен быть представлен сертификат. При этом используется заверенная копия сертификата, которая впоследствии остается в делах таможенного органа. На время оформления таможенных документов ввозимые товары должны находиться на временном хранении под таможенным контролем. Скоропортящиеся товары (мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и молочные продукты), т. е. товары, транспортировка или хранение которых требуют соблюдения особых климатических условий (температура, влажность, давление и т. д.), подлежат таможенному оформлению и сертификации во внеочередном порядке. Сертификация импортной продукции осуществляется, как и сертификация отечественной продукции органами по сертификации. Кроме того, сертификация импортной продукции может быть осуществлена Госстандартом России или, по его поручению, территориальным органом Госстандарта России при отсутствии аккредитованного в Системе сертификации ГОСТ Р органа по сертификации данной группы продукции или при необходимости решения спорных вопросов.

  1. Гигиенический сертификат и экомаркировка.

Гигиенический сертификат подтверждает соответствие продукции и товаров требованиям санитарного законодательства в случае неукоснительного соблюдения установленных правил при производстве, хранении, транспортировке и реализации продукции и товаров. Гигиенический сертификат выдается на один вид продукции, при этом в заключении или в приложении к гигиеническому сертификату могут быть указаны несколько номенклатурных единиц (торговых марок) продукции. Принцип их объединения - выработка продукции по единой нормативно-технической документации с едиными гигиеническими критериями безопасности. Несколько видов продукции не могут быть включены в одно гигиеническое заключение. Срок действия гигиенического сертификата 5 лет. В определенных случаях, (при выработке опытных партий новых видов продукции, внедрении принципиально новых технологий, использовании нетрадиционного сырья или компонентов), срок действия гигиенического заключения может быть сокращен. При этом в гигиеническом заключении определяются конкретные условия (регламенты) производства или реализации продукции. Гигиенический сертификат бывает трех видов:

  • Гигиеническое заключение на продукцию.
  • Гигиенический сертификат на вид деятельности.
  • Гигиеническое заключение на технические условия.

Экомаркировка — специальные графические символы или текст, подтверждающие соответствие товара определенным нормам безопасности.

Подвергаться экомаркировке может как сам продукт, так и его упаковка. Знаки экомаркировки для упаковки чаще всего свидетельствуют о том, что ее утилизация безвредна для окружающей среды, либо, напротив, предупреждают об экологически опасных веществах и материалах. Также широко распространены знаки, призывающие потребителей не сорить, сдавать использованные изделия на переработку, поддерживать различные природоохранные инициативы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...