Технологические и эксплуатационные свойства дорожно-строительных материалов.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Гипсовые вяжущие. Сырьё для производства гипсовых вяжущих.Область применения. Сырьём для применения гипсовых вяжущих являются двуводный сульфат кальция (двугидрат) – гипс и безводный сульфат кальция – ангидрит () Гипсовые вяжущие в зависимости от температурного режима производства разделяются на низкообжиговые (собственно гипсовые) и высокообжиговые. К низкообжиговым (температура обжига до 200оС) относят строительный гипс и высокопрочный гипс («супергипс»), состоящие из полугидрата сульфата кальция, к высокообжиговым – ангидритовый цемент (температура обжига 600-700оС) и высокообжиговый гипс (эстрихгипс), получаемый при температуре обжига 900-1000оС. К гипсовым вяжущим также относятся гипсоцементно-пуццолановое вяжущее, отличающееся повышенной водостойкостью, и вяжущие материалы из фосфогипса. В зависимости от предела прочности на сжатие гипсовые вяжущие делятся на марки. В зависимости от сроков схватывания различают быстротвердеющий, нормальнотвердеющий и медленнотвердеющий виды низкообжиговых гипсовых вяжущих. В зависимости от степени помола различают гипсовые вяжущие грубого, среднего и тонкого помола. Гипсовые вяжущие применяют для производства гипсовой сухой штукатурки, перегородочных плит и панелей, архитектурных, звукопоглощающих и других изделий, а также для внутренних частей зданий. Высокообжиговые гипсовые вяжущие вещества применяют для устройства бесшовных полов и подготовки под линолеум, приготовления штукатурных и кладочных растворов, бетонов, искусственного мрамора. Технологические и эксплуатационные свойства дорожно-строительных материалов. К технологическим относятся свойства,характеризующие поведение материала в технологических процессах. Каждый вид материала характеризуется комплексом технологических свойств с конкретными (часто приближенными) показателями, необходимыми для расчета технологических пределов режимов дробления, перемешивания, формирования, уплотнения и др. Например, для каменных материалов важным показателем является дробимость - свойство при ударе делиться (размельчаться) на части различной формы. По дробимости оценивают способность материала к измельчению (дроблению) при получении дисперсных каменных материалов, назначают марки щебня и гравия. Для строительных смесей (цементо-, асфальто-, полимербетонных) важными характеристиками являются удобоукладыаемость и формуемость.
Удобоукладываемость – смесей есть скорость формирования материалов. Формуемость – свойство смесей приобретать заданную форму при минимальных экономических затратах. Она определяет плотность и прочность композиционных материалов. Нерасслаиваемость – свойство смесей (эмульсий, цементобетонных растворов) сохранять однородность при формовании и транспортировке. Свариваемость и ковкость определяют свойства металлов в процессе сварки, ковки. Укрывистость – способность красок и лаков равномерно покрывать поверхность. Слеживаемость – комкование мелкозернистых материалов(цемента, минеральных порошков) в условиях повышенной влажности воздуха. Ее можно снизить путем обработки материалов ПАВ (гидрофобизацией). Для керамических материалов технологическим свойством является спекаемость. Характеризуется температурой спекания и плотностью получаемого материала. Плавкость – свойство материалов размягчаться до приобретения текучести при определённой температуре, выбор которой необходим для достижения конкретных условий и приёмов переработки материалов (битумов, полимерных добавок, глин и т. д.
Многие технологические свойства не унифицированы нормативными документами, как по терминологии, так и по показателям и могут различаться не только в разных государствах, но и в пределах одной страны и даже отрасли. Эксплуатационные свойства определяют работу материала в конструкции, сооружении. Механические, физические, физико-химические свойства характеризуют возможность использования материалов в соответствии с условиями эксплуатации. Для дорожных и аэродромных покрытий важной характеристикой является скользкость – сцепление колёс транспорта с покрытием. В этом случае характеристикой материала является коэффициент сцепления в системе покрытие – колесо автотранспорта, который определяется как соотношение горизонтального усилия. Необходимого для перемещения колеса по материалу, к вертикальному давлению. Скользкость покрытий дорог снижает величину коэффициента сцепления, что приводит к удлинению тормозного пути, пробуксовке колёс, заносам автотранспорта. В результате возрастает количество ДТП. Поэтому разработаны рекомендации по производству асфальтобетона с противогололёдными свойствами. Химический способ борьбы с гололёдом требует большого расхода противогололедных химических веществ и материалов (хлоридов натрия, кальция, комплесных соединений мочевины с азотистой кислотой и др.), приводящих к коррозии автотранспорта и загрязнению окружающей среды. Долговечность материалов. Рассмотренные свойства материалов не могут полностью характеризовать их качество. Они характеризуют лишь их возможности. Комплексной характеристикой может служить долговечность их в конструкции(сооружении) – свойство, которое обеспечивает выполнение заданных функций материала в течение определённого времени с сохранением первоначальных строительно- - технических характеристик в пределах принятых допусков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|