Классификация валютных режимов и валютных операций
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Валютное регулирование осуществляется различными мерами, выбор которых зависит от кризисной или оптимальной ситуации в валютной сфере государства. Различия между текущим и чрезвычайным валютным регулированием состоят в том, что меры, принимаемые в ходе первого вида валютного регулирования, являются экономически нецелесообразными в случае наступления валютного кризиса, и наоборот - чрезвычайные меры валютного регулирования при их применении вне кризисной ситуации могут нанести ущерб государственной экономике. Таким образом, критерием, разграничивающим текущие и чрезвычайные меры валютного регулирования, является экономическая целесообразность их применения в кризисной или текущей ситуации в валютной сфере. Нормы валютного законодательства, регулирующие чрезвычайные меры валютного регулирования, присутствуют практически во всех государствах, в том числе и с развитой экономикой (например, в Швейцарии, Японии), что свидетельствует о потенциальной угрозе кризиса валютных отношений и о готовности реагировать на такую ситуацию правовыми методами. Анализ норм Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» показывает, что правовое регулирование в валютной сфере поставлено в полную зависимость от экономического содержания валютной политики государства. Наиболее ярко об этом говорят закрепленные в ст. 3 указанного Закона принципы приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования и исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Наличие последнего принципа свидетельствует об установлении правового запрета на применение мер чрезвычайного валютного регулирования в условиях оптимальной валютной ситуации в стране.
Согласно ст. 6 указанного Закона целями введения валютных ограничений выступают предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, поддержание устойчивости платежного баланса РФ. Названные цели одновременно можно считать критериями разграничения оптимальной и кризисной валютной ситуации в стране. Следовательно, в зависимости от причины различаются и применяемые меры валютного регулирования по предотвращению или устранению кризиса в валютных отношениях. Назначение чрезвычайных мер валютного регулирования заключается в том, что с их помощью органы валютного регулирования предупреждают наступление валютного кризиса, ликвидируют уже наступивший кризис и устраняют его последствия. Анализ валютного законодательства зарубежных стран показывает, что стандартным содержанием чрезвычайных мер валютного регулирования является система жестких валютных ограничений в виде запретов или существенных количественных ограничений валютных операций, направленных на резкое изменение макроэкономических показателей, которыми характеризуются валютный кризис или предкризисная ситуация. Основным элементом валютного регулирования выступают валютные ограничения, которые комплексно регулируются финансовым и административным законодательством в виде ограничения прав резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Валютные ограничения - это меры финансово-правового регулирования, препятствующие возникновению, изменению или прекращению валютных правоотношений, объектом которых являются национальная валюта и ценные бумаги, удостоверяющие право на получение национальной валюты, а также валютные ценности, в том числе иностранная валюта.
В России введение валютных ограничений обусловлено необходимостью защиты экономической безопасности государства (Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»). Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет следующие цели введения валютных ограничений: предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты РФ, а также поддержание устойчивости платежного баланса РФ (ст. 6). Названные цели корреспондируют принципам валютного регулирования и валютного контроля. Установленные российским законодательством валютные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Указание в ст. 6 названного Закона на недискриминационный характер ограничений свидетельствует о выполнении Россией принятых на себя обязательств, предусмотренных Статьями Соглашения Международного валютного фонда, в частности обязательства избегать дискриминационной валютной практики. Согласно ст. VIII разд. 3 ни одно государствочлен не участвует и не позволяет никаким из своих фискальных агентств, упомянутых в ст. V разд. 1 (казначейство, центральный банк, стабилизационный фонд или иное аналогичное фискальное агентство), участвовать в каких-либо дискриминационных валютных соглашениях или использовать практику множественных обменных курсов, независимо от того, попадают или нет такие действия в пределы, предусмотренные ст. IV («Обязательства в отношении валютного режима»), и являются ли они предписанными Дополнением С («Паритеты валют») или по нему, за исключением действий, санкционированных данным Соглашением или одобренных МВФ. Валютные ограничения могут реализовываться прямыми или косвенными мерами. Мерами финансово-правового регулирования, оказывающими прямое влияние на валютные правоотношения, являются запреты. Косвенными мерами выступают лицензирование, введение института уполномоченных банков, лимитирование ввоза и вывоза наличной иностранной валюты и т.д.
Поскольку валютное регулирование осуществляется принудительновластными способами, то инструментами валютных ограничений выступает законодательное или административное запрещение или лимитирование объемов иностранной валюты в собственности у резидентов и использование собственности в любой форме для получения доходов за границей. В российском законодательстве валютные ограничения не имеют законченного перечня и по своей юридической природе являются административно-финансовыми запретами. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» выделяет четыре группы валютных операций, правовой режим которых включает различные типы сочетаний запретов, дозволений, позитивных обязываний. Это валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Среди валютных ограничений, предусмотренных названным Законом, выделяются следующие основные меры: прямой запрет на осуществление валютных операций (ст. 9 и 14); проведение куплипродажи иностранной валюты и чеков только через уполномоченные банки (ст. 11); ограничения относительно открытия и ведения счетов резидентов в иностранных банках (ст. 12); ограничение для нерезидентов относительно открытия счетов в банках на территории РФ (ст. 13); требование о репатриациивалютной выручки (ст. 19); количественные валютные ограничения (ст. 14 и 15); лицензирование валютных операций коммерческих банков; отдельные меры валютного контроля (ст. 23).
Заключение
В заключении еще раз отмечу, что бегство капиталов из России влечет негативные экономические и политические последствия. Отток капитала является одной из причин отказа зарубежных стран предоставить внешние валютные займы России, не позволяет финансовой системе государства аккумулировать достаточные инвестиционные ресурсы для модернизации экономики в целом. Поэтому создание эффективного механизма контроля за репатриацией выручки от экспортных услуг имеет решающее значение. Он должен быть направлен на то, чтобы заработанные валютные средства экономически выгоднее было бы вкладывать в развитие российской экономики. Данную задачу возможно решить только путем комплексных мер экономического и политического характера, необходимы серьезные изменения в законодательстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|