Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами.


ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ

 

Особенности правового регулирования государственной службы в службе судебных приставов Министерства юстиции РФ

Исполнительное производство - это тот механизм, без которого нельзя считать восстановленной нарушенную законность, права и интерес различных субъектов. Недостаточно вынести решение суда, другого органа - важно исполнить предписания, содержащиеся в соответствующих документах. Поэтому от проработанности правового механизма исполнительного производства и от квалифицированности судебных приставов-исполнителей зависит эффективность исполнения актов различных органов.

Определение места исполнительного производства в системе права является объективной потребностью юридической науки России.

В российском праве исполнительное производство длительное время являлось заключительной (самостоятельной) стадией гражданского процесса, в которой происходит реальное восстановление субъективных прав участников гражданского процесса. В настоящее время с принятием и вступлением в действие Закона РФ от 21.07.1997 г. "Об исполнительном производстве", отношения, возникающие в связи с исполнением решений юрисдикционных органов, относятся к предмету регулирования самостоятельной отрасли права - исполнительного права. Поэтому в настоящее время исполнительное производство - это юридическая деятельность, происходящая вне рамок судебного процесса, вне рамок судебной власти и требующая целостного правового регулирования. Исполнительное производство в доктринальном, нормотворческом и правоприменительном аспектах следует понимать как относящееся к сфере действия органов исполнительной власти.

Однако не следует полагать, что органы судебной власти полностью устраняются от процесса исполнения. Влияние органов судебной власти на процесс исполнения будет происходить в тех пределах, которые присущи взаимоотношениям органов судебной и исполнительной власти вообще, а именно осуществлением функций предварительного или последующего судебного контроля за действиями и решениями участников исполнительного производства.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ "О судебных приставах" от 21.07.97 г. судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. В соответствии с Указом Президента РФ "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" от 03.09.97 г. многие должности в службе судебных приставов Министерства юстиции РФ отнесены к государственным должностям федеральной государственной службы категории "В". Это, в частности, относится к должностям судебных приставов всех уровней. Поэтому правовое регулирование государственной службы в службе судебных приставов Министерства юстиции РФ в первую очередь осуществляется Законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации".

В законе РФ "Об исполнительном производстве" четко указано, что только службы судебных приставов РФ и субъектов РФ и никто другой являются органами принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О судебных приставах" на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды), а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным Законом "Об исполнительном производстве".

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "О судебных приставах", федеральным законом "Об исполнительном производстве" и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

Помимо законов об исполнительном производстве и о судебных приставах, нормы, относящиеся к исполнительному производству содержатся:

в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) в части обращения взыскания на заложенное имущество и его реализации (ст. 349, 350), порядка проведения торгов (ст. 447 - 449). Непосредственное значение для исполнительного производства имеют нормы ГК РФ о собственности, обязательствах и другие положения, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, оценкой фактических обстоятельств в стадии исполнительного производства. Важный блок норм ГК РФ, применяемых при реализации исполнительных документов в отношении юридических лиц различной организационно-правовой формы, - это нормы так называемого корпоративного права;

в Семейном кодексе Российской Федерации в части алиментный платежей (раздел V - к его нормам отсылают ст. ст. 70, 71 Закона об исполнительном производстве) и исполнения решений суда по делам, связанным с воспитанием детей (ст. 79);

в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации в части исполнения наказания по приговору суда в виде штрафа и конфискации имущества (ст. ст. 31, 32, 62 - 67, к которым отсылает ст. 72 Закона об исполнительном производстве и Приложение 1 "Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда"), а также обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание в виде лишения свободы (ст. 107);

в Налоговом кодексе Российской Федерации в части особенностей обращение взыскания недоимок по налогам на имущество организаций и физических лиц (ст. ст. 46 - 48 и др.);

в Таможенном кодексе Российской Федерации по вопросам обращения к исполнению постановлений таможенных органов (ст. ст. 378 - 382);

в Кодексе РФ об административных правонарушениях по вопросам исполнения постановлений отдельных видов административных взысканий (ст. 32.2);

в Трудовом кодексе Российской Федерации, устанавливающем порядок исполнения решений восстановления на работе (ст. 396), процедуры выдачи удостоверения комиссии по трудовым спорам как исполнительного документа (ст. ст. 388 - 389);

в Бюджетном кодексе Российской Федерации о соблюдении требований бюджетного законодательства при исполнении исполнительных документов по должникам-бюджетополучателям (ст. ст. 38, 239, 255, 285 - 288);

в Земельном кодексе Российской Федерации, введенном в действие Федеральным законом 138 от 25.10.01 г. (Глава 7 "Прекращение и ограничение прав на землю").

в Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже", регулирующем порядок исполнения решений международных коммерческих арбитражей (раздел VIII);

в Федеральном законе РФ от 25.02.1999 г. 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части исполнения исполнительных документов на различных стадиях процедуры банкротства должников (ст. ст. 57, 58, 69, 70, 98); в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" в части приостановления исполнения исполнительных документов в связи с отзывом Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (ч. 4 п. 3 ст. 20);

в Федеральном законе "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в части обращения взыскания на заложенное имущество в судебном и несудебном порядке (ст. ст. 55 - 61);

в Федеральном законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" о направлении информации о наложенных арестах в адрес учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимость субъектов РФ (п. 3 ст. 28);

в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 18.02.1999 г. об особенностях обращения взыскания по долгам сельскохозяйственных кооперативов (п. 7 ст. 37);

в Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 27.07.98 г. в части определения правовых основ регулирования оценочной деятельности, в том числе рыночной цены (в соответствии со ст. 52 Закона об исполнительном производстве, оценка арестованного имущества, которая проводится по рыночным ценам, за исключением случаев, когда она проводится по регулируемым ценам, возложена на судебного пристава-исполнителя).

К нормативным правовым актам, касающимся исполнительного производства, кроме упомянутых выше, относятся ряд постановлений Правительства РФ, международные договоры РФ, постановления Конституционного Суда, пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Организационно Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции Российской Федерации - главным судебным приставом Российской Федерации. Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В службу судебных приставов входят:

- департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

- служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов - главным военным судебным приставом;

- службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации - главными судебными приставами субъектов Российской Федерации; - районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов - исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - судебный пристав по ОУПДС), и судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее - судебный пристав - исполнитель). Полномочия и требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в равной мере распространяются на судебных приставов по ОУПДС и судебных приставов - исполнителей (далее - судебные приставы).

Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по ОУПДС после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...