Определение цвета и плеохроизма минералов.
Плеохроизм - изменение окраски минерала в зависимости от направления световых колебаний в нем (т.е. наблюдается при вращении столика микроскопа). В начале описания минерала просто указывается общий цветовой тон плеохроизма минерала, например – «плеохроирует в буро-зеленых тонах», или «плеохроирует от светло-коричневого до темно-коричневого цвета» и т.п. Проведение полного исследования плеохроизма минералов описано выше. Определение характера спайности, измерение углов между плоскостями спайности. Спайность – способность минерала раскалываться по определенным направлениям. По степени совершенства спайности все минералы разделяют на четыре группы: · Без спайности или несовершенная спайность - трещин нет или все они в разных направлениях. · Средняя спайность – большинство трещин в разных направлениях, часть параллельно друг другу, но эти линии не прямые, а волнистые или прерывистые. · Совершенная спайность - большинство трещин прямые и параллельные друг другу, но встречаются и трещины другой ориентировки. Весьма совершенная спайность - все трещины прямые, тонкие и параллельны друг другу. Проведение полного исследования спаяности минералов описано выше. Степень отличия показателей преломления минерала и канадского бальзама выделяют несколько типов рельефа: · низкий – границы зерен и трещины не видны, · средний – границы зерен и трещины видны, но эти линии тонкие, · высокий – границы зерен и трещины хорошо видны, имеют толщину, · очень высокий – границы зерен кажутся обведенными толстыми темными каймами, трещины также видны очень хорошо, имеют толщину. В зависимости от соотношения показателя преломления (n) минерала и
канадского бальзама выделяют 2 типа рельефа: · Положительный – если n минерала больше n канадского бальзама, · Отрицательный – если n минерала меньше n канадского бальзама. По линии Бекке приводятся группы показателей преломления минерала с канадским бальзамам, соответствующие различному оптическому рельефу: средний отрицательный рельеф – nм<1,5; низкий отрицательный рельеф – nм ≈ 1,5-1,54; низкий положительный рельеф – nм ≈ 1,54-1,6; средний положительный рельеф – nм ≈ 1,6-1,7; высокий положительный рельеф – nм ≈ 1,7-1,8; очень высокий положительный рельеф – nм >1,8. В отличие от наблюдений при одном николе, когда описывается вся совокупность зерен минерала в шлифе, при наблюдениях в скрещенных николях обычно достаточно выбрать только одно зерно, обладающее следующими свойствами: · максимальной интерференционной окраской; · одной четкой системой спайности (если у исследуемого минерала есть спайность). И далее все наблюдения можно произвести на одном этом зерне. На этом разрезе определяют следующие свойства: 1) максимальную интерференционную окраску и силу двулучепреломления; 2) угол погасания и знак удлинения, т.е. положение индикатрисы в кристалле; 3) цвет минерала по осям индикатрисы Ng и Np (при выключенном анализаторе). Определение изотропных и анизотропных минералов. по погасанию по интерференции окраске по показателям преломления Определение силы двулучепреломления минералов. Определение угла погасания минералов (прямое, косое) Методы лабораторных исследований породообразующих минералов под микроскопом. План занятия: 1. Основные методы лабораторных исследований минералов и горных пород. 2. Устройство микроскопа. 3. Оптические характеристики минералов 4. Диагностические признаки основных породообразующих минералов. Цель: приобретение навыков микроскопического исследования и описания минералов и горных пород, знакомство с оптическими явлениями в минералах.
Задачи: Изучение устройства микроскопа и приобретение навыков определения оптических характеристик минералов и диагностики горных пород. На лабораторном занятии должны быть освещены следующие вопросы: Методы лабораторных исследований породообразующих минералов. Оптические характеристики главнейших породообразующих минералов. Оптические свойства основных породообразующих минералов. Основные диагностические признаки и количественный состав. Явления иризации, опалесценции, двулучепреломления, флюоресценции. Учебно-методические материалы: Студенту рекомендуется использовать рекомендации по выполнению лабораторной работы, коллекции кристаллов минералов, шлифотеку, руководство к микроскопу, микроскоп. Вопросы для обсуждения: 1. Какие диагностические признаки минералов вы знаете? 2. Назовите основные лабораторные методы исследования минералов и горных пород. 3. Перечислите оптические эффекты, наблюдаемые вами в кристаллах. 4. Перечислите оптические характеристики минералов План занятия: 1. Характеристики главнейших породообразующих минералов (см.главу 6). 2. Диагностические признаки и количественный состав породообразующих минералов. Цель: получение знаний о породообразующих минералах и их оптических характеристиках. Задачи: 1. Изучение оптических свойств и характеристик породообразующих минералов. 2. Изучение диагностических признаков. На практическом занятии должны быть освещены следующие вопросы: Оптические характеристики главнейших породообразующих минералов. Оптические свойства основных породообразующих минералов. Основные диагностические признаки и количественный состав. Вопросы для обсуждения: 1. Назовите основные оптические свойства породообразующих минералов. 2. Опишите диагностические признаки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|