Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные реформы первой четверти XVIII в.




Существенные перемены в социальной структуре общества конца XVII — начала XVIII в. выявились в ходе военных реформ. В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская кон­ница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецкими частями и полками «инозем­ного строя» (рейтарскими и драгунскими).

Если стрельцы были еще полурегулярным войском (и были при­вязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки «иноземного строя» были зародышем профессиональной армии. Офицерский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся ино­странными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле форми­рования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преоб­разованием всей податной и налоговой системы. Оставшаяся основ­ным видом обложения «соха» пополняется длинным рядом дополни­тельных налогов. Важнейшим из них были: таможенный сбор, кабац­кие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы.

В 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансовые службы перешли к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянства и духовенства) и фактически уравнены в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, вла­дельческие, посессионные, холопы). С точки зрения фискалитета, разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности.

Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с поли­тическими интересами церкви. Соборное Уложение стало юридичес­ким препятствием для концентрации земельной собственности цер­кви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII в. стали огра­ничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных уч­реждений — на них стали распространяться разного рода подати: ямские, полоняночные, стрелецкие.

Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуля­ризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.

В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церков­ным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления церковными дела­ми (1721).

Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее цер­кви, переводились в положение государственных. Была восстановле­на ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии и к ней приписаны все эти крестьяне (около восьмисот тысяч человек). За монастырями и архиерейскими домами оставались значительные зе­мельные наделы (несколько увеличены в 1797 г.).

Указ о единонаследии 1714 г.

Характерным для абсолютизма является стремление рациональ­но регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.

Правовой статус дворянства был существенно изменен приня­тием Указа о единонаследии 1714 г. (полное название: «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»). Этот акт имел несколько последствий:

1) юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность». На ее основе произошла консолида­ция сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственни­ка, стабилизации обязательственных отношений;

2) установление института майората (наследования недвижимос­ти только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынуж­денного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.);

3) превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государст­венной службе — ограничение наследования заставляло его пред­ставителей служить за жалование. Очень быстро стал формировать­ся многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

 

Табель о рангах 1722 г.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:

1) бюрократическое начало в формировании государственного аппарата несомненно победило начало аристократическое (связан­ное с принципом местничества). Профессиональные качества, лич­ная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюро­кратического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицательными — его сложность, дороговизна, ра­бота на себя, негибкость;

2) сформированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С до­стижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дво­рянство.

Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократи­ческий;

3) Табель о рангах уравнивала службу военную со службой граж­данской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным обра­зом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достиже­нии ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была несомненно обусловлена пережит­ками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии;

4) подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разна­рядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...