Аудит учета финансовых результатов
Аудиторские доказательства. Аудиторские доказательства – информация и документы, которые аудитор получает в ходе проверки и на основе которых выражает мнение о достоверности отчетности. Эти доказательства аудитор должен получить на основании аудиторских процедур. Аудиторские процедуры – методы, способы проведения аудиторской проверки и получения доказательств. Они разделяются на: - тестирование средств контроля; -аудиторские процедуры по существу (применяемых для проверки правильности отражения операций на счета бухгалтерского учета); К аудиторской проверке по существу относятся: 1) наблюдение за совершением хозяйственных операций и др.; 2) инвентаризация; 3) арифметическая проверка; 4) документальная проверка. К аудиторским процедурам относятся: 1) запросы, подтверждения; 2) аналитические процедуры: - анализ финансового состояния; - сверка различных документов, характеризующих одну операцию; - сравнение бухгалтерских и небухгалтерских документов; -сравнение показателей деятельности предприятия с плановыми и среднеотраслевыми показателями, изучение динамики показателей и т.д.
Требования к доказательствам 1. Достоверность Цель: проверка соблюдения предпосылок подготовки бухгалтерской отчетности. Характеризует качественную сторону некоторых доказательств. Достоверность зависит от: 1) состояния системы внутреннего контроля; 2) источников получения самых достоверных источников: - доказательства, полученные лично аудитором; - сведения, полученные от третьих лиц; - письменные подтверждения, полученные от работников предприятия, из доказательств созданных предприятием;
- устные подтверждения. Достоверность зависит от применения аудиторских процедур для подтверждения целей аудиторской проверки. Цели: 1) полнота; 2) реальность (все операции имели место в действительности); 3) точность; 4) разграничение учетного периода; 5) оценка (все активы и обязательства должны быть правильно оценены); 6) права и обязанности (в балансе отражены активы, на которые предприятие имеет юридические права); 7) представление и раскрытие информации (все операции должны быть правильно классифицированы и отражены в соответствии с законодательством).
2. Достаточность Достаточность – количественная характеристика, которая зависит от степени аудиторского риска, от уровня существенности. Чем ниже риск необнаружения, тем больше нужно доказательств.
3. Своевременность Все доказательства отражаются в документах аудитора.
Документы аудитора. Документы аудитора делятся на 3 группы: 1) исходная информация (досье клиента); 2) административные (переписка с клиентами, договоры, приказы, график работы аудиторов); 3) рабочие документы аудитора (в виде таблиц, записей). Они должны иметь номер, шифр, название, также должны иметь завершающий вид. В документе должна содержаться информация для подтверждения достоверности отчетности. В документе должны быть представлены ссылки на проверяемые документы. Также дата и подпись аудитора должны быть четко и ясно заполнены. Документы являются коммерческой тайной и хранятся в течение 5 лет.
События после отчетной даты. Аудитор должен оценить возможные неопределенные обязательства. Это обязательства на неизвестную сумму, которая возникает после отчетной даты, но по причине их возникновения в отчетном периоде или в более ранних периодах. Для выяснения неопределенных обязательств необходимо провести следующие процедуры: 1) изучить протокол собрания акционеров;
2) изучить документы служб внутреннего аудита; 3) провести анализ последней промежуточной отчетности; 4) направить запросы юристам относительно судебных разбирательств; 5) направить запросы руководству аудируемого лица и выяснить у руководства: - были ли получены новые займы; - заключались ли договоры, поручительства; - планируется ли продажа активов, выпуск акций, реорганизация аудируемого лица; - были ли случаи конфискации имущества или его гибели; - не произошли ли события, которые угрожают неперрывности деятельности предприятия. После даты подписания аудиторского заключения, аудитор уже не имеет ответственности за неопределенные обязательства.
Аудит учета финансовых результатов Нормативные документы: 1) ГК РФ; 2) НК РФ; 3) ПБУ 9/99,10/99. Источниками информации служат: 1) первичные документы; 2) учетные регистры; 3) главная книга; 4) форма№1, форма№2. Задачи и направления аудита: 1. Проверка правильности определения финансового результата от продаж. Проверяется ли принятый способ отражения выручки от реализации в учетных регистрах бухгалтерского учета. - порядок учета выручки от продаж по отдельным видам продукции и направлениям деятельности; - порядок перехода права собственности на отгруженную продукцию; - порядок учета финансовых результатов при выполнении работ и оказании услуг долгосрочного характера; - способ оценки и учета выпуска готовой продукции4 - порядок учета включая организацию раздельного учета и способа списания косвенных расходов.
2. Проверка согласованности записей синтетического и аналитического учета отгрузки реализации продукции в разделе осуществляемых видов деятельности и номенклатуры продукции. - проверяется соответствие уровня аналитического учета реализации специфики деятельности организации; - сверка показателей реализации по учетным регистрам. 3. Проверка документов, подтверждающих своевременность и правильность отражения выручки от реализации; - проверка цен, условий оплаты, указанных в счетах; - выявление фиктивных операций; - проверка полноты и достоверности отражения сумм продажи на счетах бухгалтерского учета; - проверка своевременности отражения продаж.
4. Поверка данных аналитического учета затрат, связанных с производством продукции и группировки планирования учета и калькулирования себестоимости. - анализ метода учета затрат и калькулирования себестоимости, зафиксированной в учетной политике и его неизменность в отчетном периоде; - проверка правильности включения расходов в себестоимость продукции: ● обоснованности разграничения источников возмещения различных расходов за счет себестоимости и резервов; ● достоверности отчетных показателей и себестоимости услуг; ● проверка правильности группировки затрат по местам их возникновения; ● правомерности учета затрат вспомогательных производств и их списания на себестоимость работ, услуг, правильности отражения реализации услуг вспомогательных производств на сторону. ● правомерности отнесения расходов к общепроизводственным, общехозяйственным и распределение по объектам калькулирования в соответствии с учетной политикой; ● своевременности включения затрат на производство в себестоимость услуг; ● правильности учета расходов будущих периодов и их списания на издержки производства.
Схема соответствия синтетического, аналитического учета финансовых результатов от продаж
Типичные ошибки 1) Не организован аналитический учет по видам продукции (работ, услуг); 2) Выручка от реализации ТРУ несвоевременно отражается на счетах учета продаж; 3) Исправления по выявленным ошибкам прошлых лет в отчетном периоде производятся путем увеличения выручки от продаж текущего периода; 4) Оформление операций по взаимозачету однородных требований минуя счета продаж; 5) Неправильное отнесение доходов и расходов по обычным видам деятельности для целей налогообложения.
Прочие доходы и расходы.
Схема аудита финансово-хозяйственных операций по учету прочих доходов и расходов.
Возможные ошибки. 1) Неверное отнесение доходов и расходов к тому или иному периоду; 2) Ошибочное отнесение понесенных расходов на увеличение стоимости активов, либо ошибочное списание расходов, подлежащих включению в стоимость активов на счета учета расходов.
Проверка формирования чистой прибыли и ее использование. Схема аудита финансово-хозяйственных операций по учету чистой прибыли и ее использование
Операции по учету использованной прибыли
Возможные нарушения 1) Отсутствуют документы на списание потерь от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; 2) Не оформляются штрафы за нарушения не относящиеся к выполнению условий по хозяйственным договорам; 3) Не проводятся расследование причин образования непогашенной задолженности, отсутствуют акты сверки; 4) Отсутствуют корректировки налогооблагаемой прибыли на сумму доходов и расходов прошлых лет признанных в отчетном периоде; 5) Не начисляются дивиденды учредителям или распределение прибыли по усмотрению руководства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|