Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение формулы психотипа




 

Только что вы подробно ознакомились с особенностями восьми типологических качеств личности. Условно их можно разбить на четыре пары: одна мыслительная (S-N, T-F), вторая «двигательная» (E-I, J-P). Наглядно это представлено на рисунке.

 

 

 

Как Вы уже поняли, в каждом из нас присутствуют все вышеописанные восемь качеств, и мы отличаемся друг от друга различными вариантами преобладания одного из них над другим.

После диагностики, когда Вы определили преобладающие функции в каждой из четырёх пар, теоретическая модель превращается в реальную.

Но стоит сказать, что психотип – это не просто набор «букв»-функций. Каждая функция, в зависимости от того, какая «буква» оказалась с ней рядом, открывается с разных сторон. То есть проявление типологической функции в одном психотипе отличается от проявления в другом (см. таблицу).

В таблице указаны основные 4 базовые функции (S, N, T, F) в различных «оттенках» той или иной вертности (e -экстравертированный, i -интровертированный). В обозначениях психотипов на первом месте (в ядре личности) стоит самая сильная базовая функция психотипа, которая определяет профориентацию человека.

 

ТАБЛИЦА Различные проявления основных 4 функций

Обобщенная функция Буквенное обозначение Психологическая интерпретация Формула психотипа
Общая Для конкретного психотипа
Л О Г И К А         Te «Логика деловая»: Прагматизм, выгодность, эффективность, целесообразность, экономичность, технология. Логика выгодности проектов ETеNJ Предприниматель
Логика реализации проектов ETеSJ Администратор
Т   Ti «Логика структурная»: Систематизация, анализ, структура, схема, иерархия, научная теория, классификация. Логика аналитических схем ITiNJ Аналитик
Логика конкретных фактов ITiSJ Инспектор
Э Т И К А     Fe «Этика эмоций»: Эмоции, настроение, страсть, артистизм, «нервность», энергетика человека. Этика восхищения EFеNJ Наставник
Этика призыва к действию EFеSJ Энтузиаст
F   Fi «Этика взаимоотношений»: Отношения людей: симпатия–антипатия, любовь–ненависть, долг, мораль, нравственность. Этика взаимоотношений IFiNJ Гуманист
Этика соблюдения чести IFiSJ Хранитель
С Е Н С О Р И К А   S     Se «Сенсорика силовая»: Здоровье, воля, сила, позыв к активному действию, экспансия, напористость, способность добиваться цели. Сенсорика принуждения ESeFP Политик
Сенсорика требовательности ESeTP Маршал
      Si «Сенсорика ощущений»: Эстетизм, красота, гармония пространственных форм, ощущение удобства, комфорт, наслаждение, самочувствие. Сенсорика совершенства вещей ISiTP Мастер  
Сенсорика гармонии ISiFP Посредник

 


 

И Н Т У И Ц И Я   N     Ne «Интуиция возможностей»: Потенциальные возможности, глубинные характеристики объектов, способности человека, его истинные внутренние качества. Интуиция возможностей человека ENeFP Инициатор
Интуиция проектов ENeTP Новатор
      Ni «Интуиция времени»: Предчувствие, прогнозирование, способность улавливать динамику развития, чувство темпа. Интуиция событий INiTP Критик
Интуиция отношений в обществе INiFP Романтик

 

Исходя из того, что трактование теории Юнга в различных изданиях довольно сложно для восприятия, в заключение этого раздела вернёмся ещё раз к толкованию базовых функций на модели восприятия и переработки информации.

Суть открытия Юнга состоит в том, что ему удалось описать внутренние механизмы главного закона живой природы – закона самосохранения или выживания. Если быть кратким, то он звучит так: «Если хочешь выжить, то постоянно сканируй информацию вокруг себя (и внутри) и давай ей оценку!». Другими словами в каждом человеке существуют два неосознаваемых побудительных мотива – «хочу знать, что это?», и «что с этим делать или как это можно оценить?». Работает они следующим образом:

1. Наши 5 органов чувств в непрерывном режиме собирают информацию об окружающей обстановке, словно сканер – это работа сенсорики (S). С развитием цивилизации у человека появилось и «шестое чувство» – интуиция (N), с помощью которой стал возможен прогноз событий и выявление возможностей объекта внимания. Можно сказать, что сенсорика собирает очевидную и конкретную информацию, а интуиция – неочевидную, скрытую. Интуиция в данном случае – не парапсихологическое явление, а всего лишь наш предшествующий опыт, оформленный в виде своеобразных конструктов, хранящихся в памяти и всплывающих как вспышка, озарение и т.п.

2. После восприятия окружающей информации мы должны дать ей соответствующую оценку, чтобы знать, как себя вести дальше. Эта оценка вырабатывается с помощью логики или этики.

В любом человеке действуют все восемь перечисленных функций, но потому мы и отличаемся друг от друга, что какие-то функции развиты у нас в большей степени, чем другие. Например, если преобладают функции восприятия информации (S или N), то таких людей называют «воспринимающими» (Р). Если преобладает развитие функций оценки информации, то это люди «оценивающие» или «решающие» (J). «Решающие» (J) люди будут чувствовать дискомфорт, если не примут быстрого решения, это избавит их от мук постоянного сомнения – «А верно ли я веду себя дальше?» и позволит планомерно двигаться к цели. «Воспринимающие» (Р) же, наоборот будут себя чувствовать «не в своей тарелке», если быстро будут принимать окончательное решение, не собрав дополнительной информации, которая может подтвердить «скороспелость» такого решения.

 


Таблица. Типы людей: по способу обработки информации

«Хочу знать, что это?» «Что с этим делать или как это можно оценить!»
Люди, воспринимающие информацию – («Воспринимающие» – Р) Люди, дающие оценку информации – («Решающие» – J)
S Опираются только на свои 5 органов чувств N Опираются на внутреннюю память (интуицию) Т Дают оценку с помощью формальной логики F Дают оценку с помощью «этической логики»
Si Ni Те Тi Fi
а) Насколько силен или слаб противник? а) Насколько совершенна или неудобна вещь? а) Каковы возможности объекта?   а) Каков прогноз явлений?   а) Это выгодно – невыгодно!   а) Это верно или ложно!   а) Это мне нравится – не нравится! а) Это морально – аморально!
б) Насколько опасен или не опасен мир? б) Насколько красива или не красива вещь? б) Каковы возможности субъекта? б) Каков прогноз социальных событий? б) Полезно – бесполезно! б) Есть смысл – нет смысла! б) Предпочитаю или не предпочитаю! б) Человечно или бесчеловечно!

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...