Право банка на отказ клиенту в открытии счета и осуществлении платежа
Согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь (далее - БК) взаимоотношения банка и клиента определены в договоре банковского счета, который банк заключает с любым юридическим или физическим лицом при обращении в банк с таким предложением. Причем, несмотря на то что банки заинтересованы в максимальном привлечении клиентов на обслуживание, все же иногда отказывают клиенту в открытии счета. Основанием отказа может являться предоставление недостоверных документов, необходимых для открытия счета, или документов, содержащих исправления, неточности, подчистки. Названное основание отказа в открытии счета содержится в Постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.04.2009 N 40 "Об открытии банковских счетов" (далее - Постановление N 40). Кроме того, банк может не открыть клиенту счет и в ряде других случаев. Такими случаями являются наложение ареста на счет или приостановление операций по счету. В частности, согласно ст.13.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за открытие банком счета при наличии у банка решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового, таможенного органов о приостановлении операций по счетам применяются штрафные санкции в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до двухсот базовых величин. Также ст.409 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность работников банка за нарушение порядка расчетов при аресте счета в виде штрафных санкций, ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до двух лет. Принятым Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 N 416-З "О внесении дополнений и изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь" (далее - Закон) внесен ряд изменений в нормы БК относительно порядка открытия счетов и проведения безналичных расчетов.
В дополнение к уже имеющимся основаниям для отказа в заключении договора банковского счета Законом добавлено еще одно. Так, банк получил право отказать юридическому или физическому лицам в открытии текущего (расчетного) банковского счета в случае непредставления ими документов, необходимых для их идентификации в соответствии с законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (ст.7 Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 N 426-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности"). Соответствующие изменения внесены в ст. 199 БК. Текущий (расчетный) банковский счет является основным счетом, на котором отражается движение денежных потоков юридического лица, но не единственным. В действующей редакции БК не упоминаются иные счета, кроме карт-счетов. Законом не забыты специальные счета и субсчета, поэтому БК дополнен ст. 207-1 относительно порядка открытия данных счетов. Также определено, что к отношениям по договору специального счета, договору субсчета применяются правила о договоре текущего (расчетного) банковского счета, если иное не предусмотрено правилами настоящей главы или актом законодательства Республики Беларусь, в соответствии с которым специальный счет, субсчет открываются. Особенности открытия специальных счетов и субсчетов и режимы этих счетов определены отдельными нормативными актами, на что обращено внимание и в Постановлении N 40. Согласно Постановлению N 40 субсчет, специальный счет - счета, открываемые банками на тех же балансовых счетах, что и текущие (расчетные) счета в случаях, предусмотренных актами законодательства, режим функционирования которых определяется в договорах субсчета, специального счета с учетом требований актов законодательства.
Разновидностей специальных счетов, открываемых для юридических лиц, немного. Основные счета специального характера - это счета, связанные с обязательной продажей валюты и учетом купленной валюты. Так, для учета средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в иностранной валюте при осуществлении ими операций, связанных с обязательной продажей, а также иных операций, предусмотренных законодательством, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2006 N 129 "О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке" в банке открываются следующие специальные счета: специальный транзитный валютный счет; специальный счет для аккумулирования средств в иностранной валюте для погашения задолженности в иностранной валюте (далее - специальный счет для аккумулирования). Для хранения иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке, открывается специальный счет в соответствии с Инструкцией о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 N 112. До настоящего времени существуют ограничения в открытии таких счетов в банках, а именно специальный счет для хранения купленной валюты можно иметь только в одном банке. Данное решение было принято Национальным банком Республики Беларусь в период валютного кризиса и в условиях приостановления валютно-обменных операций с юридическими лицами на внебиржевом валютном рынке. В настоящее время операции на внебиржевом валютном рынке возможны только в пределах одного лота. Поэтому не исключено, что снятие ограничений в объеме сделок на внебиржевом рынке позволит снять ограничение и в количестве открываемых специальных счетов для хранения купленной валюты, поскольку при нормальном функционировании внутреннего валютного рынка количество специальных счетов потеряет свою актуальность, ввиду того что порядок совершения сделок на внебиржевом валютном рынке не требует обязательного зачисления купленной валюты на специальный счет.
Законом пересмотрены нормы и относительно закрытия счетов в банке. До вступления в силу Закона (вступит в силу через шесть месяцев после официального опубликования) в соответствии со ст. 206 БК счета могут быть закрыты банком по инициативе владельца счета, по инициативе банка, если в течение трех месяцев отсутствует движение денег по счету, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Также определен срок для возврата остатка денежных средств на счете, а именно банк обязан перечислить деньги или выдать их наличными не позднее следующего дня после передачи документов в избранные им банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию. В новой редакции ст. 206 БК значительно расширен перечень случаев, когда банк вправе прекратить обязательства по договору текущего банковского счета. Причем владелец счета должен быть предупрежден об этом за месяц, если иное не предусмотрено договором банковского счета. Так, банк имеет основание инициировать закрытие счета своему клиенту в следующих случаях: при отсутствии денежных средств на текущем (расчетном) банковском счете в течение трех месяцев со дня последнего перечисления с него денежных средств; при отсутствии в течение одного года операций по текущему (расчетному) банковскому счету и денежных средств на нем либо в случае, если при отсутствии в течение одного года операций остаток денежных средств на банковском счете меньше минимального размера, установленного договором текущего (расчетного) банковского счета; при невыполнении владельцем счета условий договора текущего (расчетного) банковского счета; при непредставлении владельцем счета документов (сведений), необходимых для идентификации участников финансовой операции в соответствии с законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и (или) договором. При этом срок наложения ареста на денежные средства на текущем банковском счете, приостановления операций по текущему банковскому счету не учитывается в течение перечисленных сроков. Хотя аналогичная норма законодательством не была определена, тем не менее, банки все равно не могли перечислить остаток денег при наличии ограничений в перечислении по счету в виде ареста или приостановления операций. Срок для перечисления или выдачи наличными денег со счета при его закрытии остается прежним. А именно после прекращения обязательств по договору текущего счета остаток денежных средств на счете выдается по требованию его владельца не позднее следующего банковского дня после предъявления такого требования или перечисляется на другой указанный им банковский счет в соответствии с платежной инструкцией владельца счета. Следует отметить, что предоставленная Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее - Декрет) возможность иметь несколько счетов в разных банках и конкуренция между банками за клиента практически исключили вероятность закрытия счетов по причине длительного отсутствия денег на счете. На практике закрытие текущих счетов по инициативе банка встречается редко. Причем если уже текущий счет открыт, то воспользоваться им клиент может достаточно оперативно. Например, проведет платеж, который согласно банковским тарифам обойдется дороже в банке, в котором также открыт текущий счет и через который проходят основные расчеты. Основанием же для открытия текущего счета в другом банке являются не дешевые разовые платежи, а более качественное и оперативное обслуживание, стоимость получения финансирования, полнота предлагаемых банковских услуг. Следует отметить, что относительно порядка открытия, закрытия счетов в банке приняты и другие законодательные акты, согласно которым не требуется предоставление в банк дополнительных документов, в частности справок органов Белгосстраха и органов Фонда социальной защиты. Так, Декретом предоставлена возможность открытия неограниченного количества счетов в банке и определен перечень документов, необходимых для этого. Процедура открытия счета регламентирована Постановлением N 40. В частности, чтобы открыть счет, требуется представить в банк:
заявление на открытие текущего (расчетного) счета; копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица; копию (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя; карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати. Вместе с тем п.255 Положения о страховой деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 30.12.2011) (далее - Положение N 530), было определено, что текущий и иные банковские счета страхователя, перечень которых установлен законодательными актами, открываются только при наличии документа, подтверждающего его регистрацию в качестве страхователя, и закрываются при наличии документа об отсутствии задолженности страховщику. Одновременно было установлено, что при открытии текущих счетов не требуется представление документа о регистрации в качестве страхователя. Перечень счетов, открытие и закрытие которых осуществлялись без представления справок Белгосстраха, содержался в Указе Президента Республики Беларусь от 22.11.2007 N 590 "О перечне счетов". Однако в этот перечень не был включен депозитный счет, открываемый клиенту, поэтому не только при открытии, но и при закрытии данного счета требовалась справка страховых органов. Кроме того, требовался документ об отсутствии задолженности страховщику и при закрытии текущих счетов. Необходимость представления вышеуказанных документов отменена с 3 августа 2012 г. в связи со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 25.04.2012 N 204 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 40 и о признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь (их отдельных положений)" (далее - Указ N 204), поскольку Указом N 204 отменен п.255 Положения N 530. Одновременно принятым Указом N 204 отменен Указ Президента Республики Беларусь от 24.08.2006 N 515 "Об утверждении перечня счетов, открытие (закрытие) которых осуществляется без справок органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты", в соответствии с которым требовалось представление справки при закрытии текущего счета. Таким образом, с учетом норм Указа N 204 открытие и закрытие всех счетов в банке производятся без представления справок страховых органов и органов Фонда социальной защиты. счет открытие банк клиент Определенные новшества имеются в Законе и в части безналичных расчетов. Согласно нормам ст. 200 БК в действующей редакции списание денежных средств со счета производится только на основании платежных инструкций владельца счета, если иное не предусмотрено БК или иными законодательными актами. В новой редакции ст. 200 БК предусмотрена возможность распоряжения денежными средствами посредством систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе путем использования электронных документов. Законом изложена ст.232 БК в новой редакции: из перечня платежных инструкций исключено понятие платежного требования-поручения, появилось понятие платежного ордера, который в банке всем известен как мемориальный ордер. Понятие платежного ордера дается в ст.253 БК. В частности, платежный ордер является платежной инструкцией, оформленной банком при осуществлении перевода денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте от своего имени и за свой счет, от своего имени, но по поручению и за счет клиента или от имени и за счет клиента. Случаи оформления банковского перевода платежным ордером устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь, а также договором между банком и клиентом. Основными нормативными документами, которыми руководствуются банки при проверке платежных инструкций клиентов, являются Инструкция о банковском переводе, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 N 66, и Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 N 46 (далее - Инструкция N 46). Согласно нормам ст.232 БК и названных нормативных документов к основным причинам отказа в проведении платежа независимо от валюты платежа, наиболее часто встречающимся на практике, относятся неправильное оформление платежного поручения, отсутствие денег на счете, арест счета, непредставление плательщиком необходимых документов для подтверждения законности проведения платежа. Правильное оформление платежных инструкций включает и соответствие подписи заявленному в банк образцу. В противном случае распоряжение клиента по списанию денег со счета не будет исполнено. Так, Постановлением N 40 определен ряд случаев относительно изменения права подписи платежных инструкций, при наступлении которых владелец счета (юридическое или физическое лицо) обязан в срок не позднее трех рабочих дней со дня возникновения таких случаев уведомить банк. В течение месячного срока владелец счета должен оформить новую карточку. Если карточка в установленный срок не предоставлена, то банк по истечении данного срока не исполняет платежные инструкции клиента. Также банк имеет право приостановить операции по счету с момента получения письменного уведомления от клиента, если из уведомления будет очевидно, что лица, указанные в карточке, больше не имеют права подписи. Платежные инструкции клиента не будут исполняться до предоставления карточки с новыми образцами подписей. Порядок оформления карточки, внесение изменений в сведения, содержащиеся в карточке, и права банка в части приостановления операций по счету при несвоевременной замене карточки нашли отражение в новой редакции БК (ст. 200). Также банк обязан отказать в исполнении платежной инструкции, если ее исполнение является нарушением законодательства со стороны банка. Например, банк может отказать клиенту в проведении платежа в адрес нерезидента, руководствуясь требованиями валютного законодательства и выполняя функции агента валютного контроля. В частности, согласно ст.27 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" банк не выполняет распоряжение резидента или нерезидента о перечислении денег со счета, если: перечисление денег не соответствует режиму функционирования счета; отсутствует разрешение Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, если такое разрешение необходимо; не представлены необходимые документы для проверки обоснованности платежа. Возможны и иные случаи отказа в проведении платежа. В частности, выполняя функции агента валютного контроля, исходя из требований Инструкции N 46, банк не исполняет платежные инструкции клиента при: несоответствии валюты расчета валютному законодательству; отсутствии регистрации сделки, если это необходимо; непредставлении платежного поручения об уплате оффшорного сбора; неправомерном изменении валюты обязательств; непредставлении клиентом в банк документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, либо несоответствии представленных документов (платежных инструкций) требованиям Инструкции N 46; получении от клиента поручения на перечисление денежных средств со счета, если исполнение поручения не соответствует режиму функционирования счета клиента; снятии наличных денег со счета, если возможность использования наличных денег в расчетах не предусмотрена законодательством. Порядок оформления и исполнения банком платежных инструкций клиентов несколько изменен и вступившим в силу с 1 сентября 2012 г. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2012 N 329 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о банковском переводе". А именно уточнен порядок проведения платежей посредством платежных требований в т. ч. и при бесспорном списании средств. Конкретизированы нормы относительно расчетов платежными требованиями с акцептом и без акцепта. В частности, определено, что при осуществлении международных переводов применяются платежные требования без акцепта. Следует отметить, что порядок расчетов, действующий в стране, в принципе аналогичен порядку, действующему в Российской Федерации, за исключением ряда особенностей в проведении расчетов на территории Российской Федерации. Причем в июне текущего года ранее действующее Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П заменено двумя новыми нормативными актами: Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" и Положением Банка России от 29.06.2012 N 384-П "О платежной системе Банка России". Данные нормативные акты разработаны на основании впервые изданного в прошлом году Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|