3.2. Религия и магия. 3.3. Религия и политика
3. 2. Религия и магия Религия - это система верований в то, что мир создан и управляется высшей сознательной силой (богом или пантеоном богов). Магия - это система верований в то, что весь мир вокруг обладает в той или иной мере сознанием, поэтому человек может договориться с этим миром и даже управлять им. Самое важное отличие этих доктрин друг от друга в том, что религия не допускает вмешательство человека в божий промысел, считая, что богу виднее как менять мир. Магия же, изначально создавалась как инструмент управления природными силами (дождем, ветром, ... ) и элементами природы (магия земледелия, охоты, ... ). Понятно, поэтому, что религия предлагала людям в основном нормы жизни в соответствии с мироустройством, в центре которого стоял бог с его заповедями. Жрицы, священники и пророки, разговаривая с богом, доносили его слово до остальных людей. Последним оставалось только верить или не верить в это. Вера основывалась на чудесах, которые периодически случались с людьми. Интерпретация чуда происходила в соответствии с мировоззрением человека, который толковал это чудо. Толковать чудо, как правило, мог только избранный круг людей (жрецы, священники и пророки). При этом жрецы не только моделировали чудо, используя знания, которыми они обладали (а народ нет), но и просто подтасовывали факты, чтобы выдать желаемое за действительное. Не имея иного объяснения, помимо божественного вмешательства, человек становился ярым приверженцем идеи бога. В силу субъективной природы восприятия чуда и откровения божьего, адепты определенной религии отвергали другие религии, других богов и другие толкования, применяя для борьбы с инакомыслящими инквизицию, крестовые походы и просто истребление «ведьм». Религия, введя нормы, четко поделила людей на тех, кто им следует и тех, кто не придерживается этих норм. Однако, споря со своим древнейшим оппонентом - магией, религия активно переделывала, перестраивала мир по образу и подобию божьему, тем самым сближаясь с магией в идее возможности и необходимости преобразования окружающего мира.
3. 3. Религия и политика Политика - набор инструментов, принципов и стратегий, позволяющий достичь поставленную субъектом цель. Политика - это инструмент управления социумом, позволяющий власть имущему упорядочить свое движение к цели. Религия устанавливала моральные нормы жизни. Нормы - основа существования любого общества. В силу этого религия на раннем этапе своего развития была неотделима от власти и служила нормативным остовом, сводом законов, по которым это общество жило и развивалось. Религия как нормативный скелет общества не являлась плохой или хорошей. Она служила инструментом власти и как всякий инструмент власти, служила той власти, которая превалировала в то время в данном обществе. Во все времена адепты религии жили между двумя полюсами, которые условно можно назвать «Бог» и «Царь». Те адепты, что тяготели к «Богу», считали, что только он их реальный повелитель. Те же, которым непонятно было поклонение абстрактному божеству, реальный опыт общения с которым отсутствовал, верили, что на Земле есть воплощение бога - «Царь», и подчинялись ему. Первый тип адептов уходил из социума в монашеские кельи, прятался в скиты. Второй класс адептов религии становился становым хребтом общества, на который власть могла смело опереться в своих действиях. В настоящее время институт религии во многих странах превратился в инструмент духовной власти, который явно или неявно служит светской власти, уже тем, что учит покорности и смирению. Оставляя за скобками происхождение системы духовных ценностей в рамках той или иной религии, можно констатировать, что эта система меняется вместе с развитием общества и является набором ни в коей мере ни вечных, а относительных истин. Конгрессы, синоды и иные органы высшего управления религиозными институтами вынуждены периодически пересматривать свои системы ценностей, давать оценку научным изобретениям и возникающим течениям светской жизни и науки. Известно, например, что основной свод законов христиан - Библия, изменялась много раз, чтобы отразить изменения времени.
Все мировые религии за время своего существования и развития создали мощные эргрегоры, которые и являются оплотом их существования. Политики не раз пытались использовать в своих целях различные религиозные группировки и течения, чаще всего это кончалось ни тем, чем планировалось. Движение «Хамаз» было создано Израилем для противодействия экстремистским исламским группировкам, однако вышло из-под контроля и обернулось против самих же израильтян. Аналогичное случилось у американцев в Афганистане, у русских - в Чечне. Толпа, объединенная религиозной идеей, фактически неуправляема на логическом идейном уровне. Нетерпимость религиозных течений к иным идеям и их носителям коренится в природе религиозных эргрегоров - каждая религия считает, что ее бог единственно истинный, а остальные боги - это идолы, которым поклоняются отступники, секстанты и прочие неверующие в Истину. Кроме того, религиозный эргрегор опирается на веру, на эмоции и чувства, а не на разум и здравый смысл. Исключение представляет лишь некоторые направления буддизма, открытого для ассимиляции научных истин. История показывает, что религиозные идеи не раз приводили к масштабным кровавым драмам, типа крестовых походов, войны с гугенотами во Франции и т. п. И всё это делалось под знаменами идей, в основе которых лежали догматы: «Не убий! », «Возлюби ближнего своего, как себя самого! » - по-видимому, адепты этих воинствующих религий считали, что эти принципы относятся только к истинно верующим, а к остальным - нет. На самом деле всё обстояло еще хуже: никто из верующих просто не замечал этого противоречия, поскольку главный принцип любой религии - «Подчиняйся, не задумываясь! », а там бог за тебя решит и направит твою руку на правое дело.
В настоящее время, как правило, во главе какой-либо Церкви стоит не столько духовное лицо, сколько политик, в противном случае он бы не достиг этой вершины власти. Самый яркий исторический пример этого - кардиналы во Франции, которые многие годы определяли основную политику государства. Учитывая, что Церковь действует в пределах определенных государств, она обязана считаться со светской властью, и часто объединяется с различными государственными институтами для достижения параллельных целей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|