Особенности выкупа имущества, арендуемого у муниципалитетов и субъектов РФ.
С 03.07.18 года вступил в силу федеральный закон № 185-ФЗ, вносящий изменения, в т. ч. в 159 федеральный закон от 22.07.08 об отчуждении недвижимого имущества из государственной и муниципальной собственности.
Изменение
Так было до 03.07.2018 года
Так стало с 03.07.2018 года
Срок действия закона №159-ФЗ.
§ «Малая приватизация» была временной мерой поддержки малого и среднего бизнеса. Срок действия закона составлял всего 2 года – до 01.07.2010 года.
§ Далее этот срок продлевался трижды:
ü на 3 года - до 01.07.2013 года;
ü еще на 2 года - до 01.07.2015 года;
ü и еще на 3 - до 01.07.2018 года.
§ Ограничение действия закона по времени отменено. Закон №159-ФЗ стал действующим бессрочно.
Имущество, которое можно выкупать.
§ Предприниматели могли выкупить только те из арендуемых помещений, которые находились в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Это прямо следовало не только из положений закона №159-ФЗ, но и из его названия.
§ Исключены из названия и статей закона слова о собственности субъектов РФ. Сейчас малый и средний бизнес может на льготных условиях приобрести не только муниципальное, но и федеральное имущество.
Срок аренды, влияющий на выкуп помещения.
§ Право на выкуп предоставлялось предпринимателям только в том случае, если арендуемое имущество непрерывно находилось в их временном владении и (или) пользовании как минимум в течение 3-х лет до дня вступления закона в силу, то есть до 05.08.2008 года.
Например, если договор аренды был заключен 06.08.2005 года или позже, то предприниматель не мог подать заявку на выкуп помещения, даже если с момента начала аренды прошло более 3-х лет.
§ Предприниматель может приватизировать помещение, которым непрерывно пользуется как минимум в течение 2-х лет на момент подачи заявления о выкупе.
§ Это дает арендатору возможность воспользоваться правом на приватизацию в будущем, если в настоящее время он не может приобрести арендуемое помещение.
Заключение и подписание договора.
§ Если предприниматель не заключал договор купли-продажи арендуемого помещения или не подписывал присланный ему договор в течение 30 дней с момента его получения, он лишался преимущественного права на выкуп.
§ Арендаторы, отказавшиеся от покупки или вовремя не подписавшие документы, вновь могут воспользоваться возможностью льготной приватизации.
§ Если бизнесмен продолжает арендовать помещение, то может направить его собственнику заявление о выкупе.
Порядок и срок оплаты.
§ Предприниматель, решивший выкупить арендуемое помещение, сам выбирал порядок оплаты – единовременно или в рассрочку, а также предпочтительный для него срок рассрочки в предусмотренных законом пределах.
Срок рассрочки не может быть менее 5 лет и устанавливается:
§ нормативным правовым актом Правительства РФ (для федерального имущества);
§ законом субъекта РФ (для собственности области);
§ муниципальным правовым актом (по муниципальному имуществу).
Ø Порядок выкупа имущества, арендуемого у муниципалитетов и субъектов РФ.
С учетом июльских изменений 2018 года закон №159-ФЗ предусматривает 2 принципиально разных подхода к «малой приватизации»:
· общий порядок выкупа арендуемых помещений – по инициативе собственника;
· два «специальных» порядка выкупа – по инициативе предпринимателя.
Общий порядок.
§ Уполномоченный орган субъекта РФ или муниципалитета в соответствии сЗаконом № 178-ФЗпринимает решение об условиях приватизации, в котором предусматривает преимущественное право арендатора на приобретение арендуемого имущества.
§ После этого уполномоченный орган направляет арендатору копию этого решения, предложение о заключении договора купли-продажи помещения и проект этого договора.
§ Если у арендатора есть задолженность по арендной плате, неустойкам, штрафам и пеням, ему также направляют требование погасить такую задолженность.
§ Если арендатор отвечает согласием использовать свое преимущественное право, с ним заключают договор купли-продажи. Предприниматель подписывает его в течение 30 дней с момента получения предложения.
§ Одновременно с этим арендатор должен подать в уполномоченный орган:
ü заявление о том, что он соответствует условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего бизнеса;
ü документы, подтверждающие внесение арендной платы;
ü документы о погашении задолженности по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням).
Существенный недостаток общего порядка льготной приватизации: субъекты РФ и муниципалитеты не горят желанием продавать свое имущество предпринимателям. Поэтому законодательно введены 2 «специальных» порядка выкупа, благодаря которым предприниматель может приобрести арендуемое помещение, не дожидаясь предложения собственника.
Условия приватизации в рамках «специального порядка №1».
§ На день подачи предпринимателем заявления о выкупе арендуемое помещение находится в его временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение 2-х и более лет, что подтверждается договором аренды.
§ Отсутствует задолженность по арендной плате.
§ Арендуемое помещение не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу.
§ На момент заключения договора купли-продажи сведения о предпринимателе (ИП или юридическом лице) не исключены из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия приватизации в рамках «специального порядка №2».
§ На день подачи предпринимателем заявления о выкупе арендуемое помещение находится в его временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение 3-х и более лет, что подтверждается договором аренды.
§ Арендуемое помещение включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу, в течение как минимум 5 лет до дня подачи этого заявления.
Субъекты малого и среднего бизнеса имеют право обжаловать (ч. 8 ст. 4 Закона № 159-ФЗ):
· отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
· достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, которая используется для определения цены выкупаемого имущества;
· бездействие уполномоченного органа в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, которые необходимы для реализации преимущественного права выкупа.