Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Предмет психологии

Раздел 1

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Предмет психологии

1) Общая характеристика

Психология — область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты, закономерности и механизмы психики. Психологию можно также определить как науку, изучающую процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний. Объяснение природы психических явлений всегда было предметом острой борьбы между материализмом и идеализмом. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалисты утверждали, что психику следует рассматривать как явление вторичное, производное от материи.

Согласно теории отражения:

1) психика — свойство мозга, его специфическая функция;

2) психика — отражение объективной действительности;

3) правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение

• дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

• совершается в процессе активной деятельности личности;

• углубляется и совершенствуется;

• преломляется через индивидуальность;

• носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность

поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

2) Физиологические механизмы психики

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется множеством физиологических механизмов. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи — придают поведению энергию и стремительность, четвертые — приводят в действие мышцы и т. д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и выполнение им жизненно важных функций.

Нервная система функционирует как единое целое. Однако отдельные функции приурочены деятельности ее определенных зон: управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений — стволовой частью мозга и мозжечком, сложная психическая деятельность — корой больших полушарий.

Вопрос о взаимоотношениях психических и нервно-физиологических процессов достаточно сложен. Психические свойства, конечно, предполагают нервно-физиологическую деятельность, поскольку являются ее результатом. Однако сами нервно-физиологические процессы не представлены в психическом явлении: психические процессы содержат в себе характеристики внешних объектов (форму, величину, взаимодействие предметов), а не внутренних, физиологических процессов, при помощи которых эта специфическая черта возникает и обнаруживается.

Психика играет реальную, активную, регулирующую роль в рефлекторном акте. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

• прием внешних воздействий;

• преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передачу в мозг;

• декодирование и переработку принятой информации, выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам;

• прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);

• коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи.

Одной из функций головного мозга, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы. Эту работу выполняет механизм анализаторов.

Каждый анализатор состоит из трех основных частей:

1) рецептор — концевой аппарат;

2) проводниковый нервный путь;

3) центральное звено, расположенное в соответствующей зоне коры.

Что такое сознание

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями: Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.

Сознание — высшая, свойственная только человеку

форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторический деятельностью людей. Важнейшими психологическими характеристиками сознания являются:

• включение в сознание совокупности знаний об окружающем мире (в структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания);

• закрепленное в сознании различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»;

• обеспечение целеполагающей деятельности человека;

• включение в состав сознания определенного отношения.

Обязательным условием формирования и проявления указанных качеств сознания является язык.

Более низким уровнем психики считают бессознательное. Бессознательное—это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; автоматизированные движения; некоторые побуждения к деятельности и т. д.

3) Развитие психики

Важнейшие закономерности психики и существенные психологические факты могут быть поняты только на основе изучения изменений психического отражения на разных ступенях эволюционной лестницы, а также в процессе индивидуальной жизни человека.

Проблема развития психики включает в себя три аспекта изучения:

• возникновение и развитие психики в животном мире;

• возникновение и развитие человеческого сознания;

• развитие психики в онтогенезе человека, то есть от рождения и до конца жизни.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т. д. благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Ключевыми являются понятия раздражимости и чувствительности. Раздражимость — свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей. Чувствительность — способность живого организма воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них каким-либо образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией. Чувствительность возникает на базе раздражимости. Она является показателем возникновения психики и свидетельствует о ее первом проявлении.

Наряду с развитием нервной системы важную роль играет характер взаимоотношений животного с окружающей средой. Эти взаимоотношения включают в себя следующие этапы:

1) элементарной чувствительности;

2) предметного восприятия;

3) отражения межпредметных связей (стадии: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная).

Различные формы поведения в онтогенезе также принято обозначать как этапы:

1) инстинкты;

2) навыки;

3) интеллектуальное поведение.

Инстинкты — это врожденные формы реагирования на определенные условия среды.

Навыки - формы поведения, приобретаемые в результате индивидуального опыта животных.

Интеллектуальное поведение — сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков. Интеллектуальное поведение характеризуется «приобретением» новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапного нахождения решения) и т. д.

Развитие психики животных обусловлено исключительно биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает их психику, даже в высших ее проявлениях, качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер. Основой перехода к сознанию явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности произошло развитие руки, совершенствовались органы чувств человека, а это, в свою очередь, вело к дальнейшему развитию мозга. Средством общения стала речь, произошли изменения в общественной жизни людей, изменилось их сознание.

Тема 2. Методы исследований в современной психологии

Общая характеристика

Сложность психологических явлении обусловливает своеобразие методов их познания. Выделяют четыре группы методов (по Б. Г Ананьеву).

Организационные методы:

• сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т. д.);

• лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени);

• комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, которые с помощью разных средств изучают один и тот же объект).

Эмпирические методы:

• наблюдение и самонаблюдение;

• экспериментальные методы;

• психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);

• анализ продуктов деятельности;

• биографические методы.

Методы обработки данных:

• количественный (статистический);

• качественный (дифференциация материала по группам, анализ).

Интерпретационные методы:

• генетический метод (анализ материала с точки зрения развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов);

• структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).

Основные методы психологии

 

Наблюдение — научный метод исследования, не ограничивающийся простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления.

Основное достоинство этого метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации, не изменяя обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой, лиц. Использование этого метода предполагает наличие программы наблюдения, в которой перечислены все ожидаемые действия и реакции наблюдаемых. Исследователь фиксирует частоту появления этих действий и реакций. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость.

Главным методом психологического исследования является эксперимент.

Эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях (в игре, в процессе учения и труда). Этот метод применяется, например, при изучении познавательных возможностей на разных этапах возрастного развития.

Основное достоинство эксперимента состоит в том, что исследователь может специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психических явлений от изменяемых внешних условий. Необходим строгий учет условий проведения эксперимента. Участие в эксперименте большого количества испытуемых позволяет установить общие закономерности развития психических процессов.

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент может быть констатирующим (выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества) и обучающим, или формирующим (осуществляется целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств). Эксперимент может быть применен не ко всякой исследовательской задаче, и в этом заключается его существенный недостаток.

К методам психологии можно отнести и методы опроса, среди которых:

• метод беседы (применяется как для первичной ориентировки в проблеме, так и для уточнения выводов, полученных другими методами);

• анкетирование, интервьюирование (предполагают специальное построение опроса по типу социологических анкет с целью получения типичных ответов по большому количеству вопросов);

• метод экспертных оценок (широко применяется в психологии личности и предполагает фиксацию экспертами выраженности более или менее дробных, частных элементов поведения, понятных и однозначных);

• метод тестов (стандартизованное психологическое испытание, в результате которого предпринимается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом).

Поговорим подробнее о последнем методе. Достоинство тестирования состоит в возможности проведения работы с большим количеством испытуемых. Недостаток тестирования заключается в том, что не всегда удается выявить, как и за счет чего достигнут полученный результат.

По качеству тесты делят на стандартизованные и нестандартизованные, а по назначению — на общедиагностические, профессиональной пригодности, специальных способностей и тесты достижений. По материалу оперирования — на бланковые, предметные и аппаратурные.

В соответствии с количеством одновременно обследуемых людей тесты делят на индивидуальные и групповые. По комплексности тесты делятся на изолированные тесты и тестовые наборы. По характеру ответов тесты подразделяют на тесты с предписанными ответами и тесты со свободными ответами. По области охвата психической активности разделяют на тесты личности и интеллектуальные тесты. Тесты личности, в свою очередь, делятся на тесты свободных ассоциаций, тесты самоотчета (или вопросники), ситуативные и проективные тесты.

Этапы психологического исследования

Любое психологическое исследование предполагает наличие определенных этапов.

Первый этап — подготовительный. В ходе его различными средствами изучают материал, собирают предварительные сведения, составляют логическую и хронологическую схему исследования, выбирают контингент испытуемых, составляют план математической обработки и описания всего исследования.

Второй этап — собственно эксперимент, проводимый по конкретной методике исследования и состоящий из последовательно включаемых звеньев — экспериментальных серий.

Третий этап — количественная обработка данных исследования, которая предполагает применение различных статистических приемов, позволяющих судить о достоверности получаемых выводов.

Четвертый этап — интерпретация полученных данных, их истолкование на основе психологической теории, окончательное выяснение правильности или ошибочности гипотезы.

Научное решение психологических проблем предполагает умение в каждом конкретном случае применять соответствующую психологическую методику.

Раздел 2

ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ

Тема 3. Деятельность

Общая характеристика

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер: она не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Деятельность — это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Она может быть связана как с созданием материальных ценностей, так и с управленческой; организационной работой, воспитанием и обучением, научным исследованием и т. д.

Анализ структур деятельности показывает, что она осуществляется при сознательном психическом отражении окружающего мира. В любой деятельности человек в той или иной степени осознает цель своих действий, воображает ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, прилагает волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности, переживает успех и неудачи. Таким образом, психика ориентирует человека на ту или иную деятельность и выступает в качестве регулятора. Деятельность порождается потребностью и направляется сознаваемой целью.

Структура деятельности человека

В каждом конкретном виде деятельности можно выделить некоторые общие структурные компоненты. Это, прежде всего, цели, мотивы и действия. Цель выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Мотив побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Действие—относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

В процессе развития человека деятельность становится более сложной, и структура ее изменяется: самостоятельная прежде деятельность может превращаться в действие и выступать в качестве структурного элемента более сложной деятельности. И наоборот — отдельные действия могут разворачиваться и превращаться в самостоятельную деятельность (например, вычисления при решении различных задач — в деятельность вычислителя).

Механизмы планирования, контроля и регулирования действий исследовали П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Э. А. Асратян, Б. Г. Ананьев и др. Они установили, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психического образа, базирующегося на своеобразной нейропсихической модели. Обратная связь — информация о результатах совершаемого действия и сличения их с заданной моделью — обеспечивает корректировку действия по ходу

его выполнения. Этот механизм Анохин назвал акцептором действия.

Всякая деятельность может совершаться различными способами. Способы выполнения действий, составляющих данный вид деятельности, принято называть приемами действий. Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций, подчиненных задаче, решаемой в тех или иных конкретных условиях.

Действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называются предметными. Они складываются из определенных движений, в большинстве случаев — из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д. Во всех случаях необходимы координация движений и согласованность их друг с другом.

Разнообразные действия человека, выполняемые во

внутреннем плане сознания, называются умственными.

Экспериментально установлено, что умственные действия

обязательно включают в себя моторные двигательные компоненты.

Существуют четыре вида умственной деятельности:

• перцептивная, посредством которой формируется;

целостный образ восприятия предметов и явлений;

• мнемическая, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

• мыслительная, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

• имажитивная — деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия, и лишь потом, по мере накопления опыта, приобретается способность совершать те же действия в уме (интериоризация).

Благодаря интериоризации психика человека способна совершать операции с образами предметов, отсутствующих в данный момент в поле зрения. Затем действия в уме, направленные на преобразование предметной деятельности, сами подвергаются обратному, преобразованию (экстериоризация). Экстериоризация реализуется в форме движений, воздействий на предметы, манипулирование с ними.

Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности

Отдельные действия могут выполняться на разном уровне осознания. Возможны и такие случаи, когда определенные стороны действий требуют сначала детальной сознательной регуляции, а затем для их выполнения требуется всё меньшее участие сознания. Возникает навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. С физиологической стороны навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом. Выработка динамического стереотипа создает условия, при которых одновременно с автоматизированным актом может осуществляться и более сложная аналитико-синтетическая деятельность.

Умение — способность осознанно выполнить определенное действие. Умением можно назвать способ успешного выполнения действия, способ, соответствующий целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Навыки и умения как способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др. Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например, двигательные навыки складываются и в процессе физического труда, и в учебном процессе, и во время занятий спортом.

Жизненное значение навыков и умений очень велико: они облегчают физические и умственные усилия, вносят в деятельность определенный ритм, устойчивость, создают условия для творчества.

В формировании навыка выделяют три этапа:

• аналитический (вычленение и овладение отдельными элементами действия);

• синтетический (объединение элементов в целостное действие);

• этап автоматизации (упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения).

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера (методики обучения, мотивации, эмоционального фона, утомления и т. д.). Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция). Перенос навыков — облегчение выработки новых навыков вследствие их сходства с ранее выработанными навыками. Интерференция навыков — ослабление новых навыков под влиянием аналогичных ранее выработанных навыков.

Для сохранения навыка им следует систематически

пользоваться, в противном случае наступает деавтоматизация, то есть утрачиваются быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий;

Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью. Отсутствие возможности совершать привычные действия вызывает неудовлетворенность, отрицательные эмоции.

Привычки формируются:

• через подражание;

• в результате многократного повторения действия;

• через сознательные целенаправленные усилия, например, путем положительного подкрепления желаемого поведения.

Основные виды деятельности и их развитие

Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Ее результаты оказывают определенное влияние как на самого человека, так и на окружающий мир. В деятельности выражается личность человека, и в то же время деятельность формирует личность. Возникновение и развитие различных видов человеческой деятельности представляет собой сложный и длительный процесс.

Активность ребенка постепенно, в ходе его развития,

под влиянием воспитания и обучения принимает формы

сознательной целенаправленной деятельности. Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности, Первой из них является игра.

Игра — вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания. Особенность игрового поведения заключается в том, что его целью является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

Наступает время, когда в жизнь ребенка входит особый вид деятельности — учение. Непосредственной целью учения является освоение определенной информации, действий, форм поведения. Учение включает в себя:

• усвоение информации о значимых свойствах мира (продукт-знание);

• освоение приемов и операций, из которых складываются все виды деятельности (продукты-навыки);

• овладение способами использования усвоенной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций (продукт-умение).

Учение подготавливает человека к труду. Труд представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человека, создание материальных и духовных ценностей. В отличие от простого присвоения продуктов природы, труд связан с изготовлением и применением определенных орудий.

В психологии используется термин ведущая деятельность. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени его развития. Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.

Тема 4. Общение

Общая характеристика

Общение — одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

В результате общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий.

В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства. Из всего обилия трактовок общения можно выделить главные:

• общение — вид самостоятельной человеческой деятельности;

• общение — атрибут других видов человеческой деятельности;

• общение — взаимодействие субъектов.

Структурные компоненты общения

Основными структурными компонентами общения (по

Г. М. Андреевой) являются:

• коммуникативная структура (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);

• интерактивная структура (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);

• перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).

Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева, выделяют следующие компоненты коммуникативной деятельности:

• предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект;

• потребность в общении — стремление человека к познанию и оценке других людей, к самопознанию;

• действия общения — единицы коммуникативной деятельности, целостные акта, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия);

• задачи общения — цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

• средства общения—операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

• продукты общения— образования материального и духовного характера, получаемые в итоге общения.

Интерактивная сторона общения выражается во взаимодействии партнеров при организации и осуществлении совместной деятельности. При этом следует иметь в виду, что интерактивная сторона не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия. Имеют значение мотивы и цели общения каждой из сторон, их взаимодействие. Исследователями установлены следующие виды взаимодействия — содружество, конкуренция, конфликт.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии партнерами друг друга. Основными механизмами взаимопонимания являются:

• идентификация — способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;

• стереотипизация —классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, категориям, стереотипам;

• рефлексия — осмысление субъектом того впечатления, которое он произвел на партнера по общению;

• обратная связь —получение адресатом информации о том, какое взаимодействие он оказал на партнера, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Виды общения

Каждая личность выполняет множество функций: служебные, семейные, бытовые, — что и обусловливает различные виды общения.

Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме, называется формальным. Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом и определено личностными отношениями между партнерами.

Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего склада личности. Способность к неформальному общению зависит от черт характера личности и владения «техникой общения» (умения устанавливать контакт, видеть и понимать другого и т. д.).

В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие виды общения:

• социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (доклад, лекция и т.п.);

• групповое предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью (общение в процессе труда, обучения и т. п.);

• личностно ориентированное общение, то есть общение одного человека с другим.

Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Однако, наряду с речью, широко используются и неречевые — невербальные — средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.).

Уровни общения

В психологии принято рассматривать уровни общения. Б. Ф. Ломов предлагает выделить три уровня:

• макроуровень—общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями;

• мезауровень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;

• микроуровень —акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие, мимический акт и др.).

Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает A. Б. Добрович. Он выделяет конвенциальный, примитивный, манипуляционный, стандартизованный, деловой, игровой и духовный уровни общения.

Понятие о языке и речи

Речевая деятельность теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь — могучий фактор психического развития человека, становления его как личности. Под влиянием личности формируются сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Речь — процесс общения людей посредством языка. Через слово обозначаются предмет, действие, состояние.

Со словом связано и представление о предмете или явлении. Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово что-то обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению.

Коммуникация (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым

воздействии друг на друга. Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выражения с помощью

ограниченного количества речевых знаков — элементов

разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) —

безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств

человека.

Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности, правое — влияет на модуляцию голоса, тембр и т. п.

В восприятии речи можно выделить два уровня или две стороны:

• анализ и синтез звуков;

• анализ и синтез смысловых характеристик речи (понимание речи).

Фонема — звук речи в языковой системе. Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 года до 3-4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений.

Слово как звуковой сигнал не является простой суммой фонем. За счет разнообразного соединения звуков и акустических переходов между ними слово всегда представляет собой целостный звуковой комплекс.

Сигнальная функция речи (понимание ее) реализуется лишь при условии образования в предшествующем опыте соответствующих сигнальных нервных связей. Каждый вид речи отличается от других по направленности и функции, структуре, мере произвольности, анатомо-физиологическим механизмам организации.

Различают следующие виды речи: -

• внутренняя — особый вид беззвучной речи, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления;

• внешняя — общение между людьми при помощи разговора или технических устройств;

• письменная — имеет четкий замысел, сложную смысловую программу;

• устная речь (диалогическая и монологическая) протекает в меняющихся условиях и является основным видом вербальной коммуникации.

Основные направления развития речи индивида:

• развитие речи идет от ситуативной к контекстной;

• от речи для других (социализированной) — к речи для себя (эгоцентрической);

• от функции коммуникации — к функциям планирования и регулирования действий.

Тема 5. Личность

Общая характеристика

Человек, развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, постепенно становится личностью — субъектом познания и активного преобразования мира, общества и самого себя.

В психологии существует множество определений личности.

• "Личность — субъект и объект общественных отношений" (цит. по: А. Г. Ковалев).

• «Личность — субъект деятельности» (цит. по: А. Н. Леонтьев).

• «Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (цит. по: К. К. Платонов).

• «Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» (цит. по: С. Л. Рубинштейн).

В отечественной психологии традиционно разделяют понятия индивид, личность и индивидуальность.

Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью.

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, качествах познавательных процессов, способностях и т.д.

Концепции личности в зарубежной психоло

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...