Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производственная инфраструктура

Выгодное географическое положение города — далеко не единственное достоинство для размещения здесь СЭЗ "Гомель-Ратон". Довольно удачным оказался и сам выбор площадки под СЭЗ, которая включает в себя Северный промышленный узел г. Гомеля с прилегающими к нему землями сельскохозяйственного назначения Гомельского района.

В границах СЭЗ "Гомель-Ратон" находятся свободные производственные, складские и офисные площади, оснащенные инженерно-техническими коммуникациями, тепло- и энергоресурсами. Имеются специализированные складские помещения.

Здания и сооружения, а также земельные участки, находящиеся на территории СЭЗ, могут передаваться резидентам СЭЗ в аренду. При этом арендная плата составляет [3, с.10]:

· производственные и складские помещения - 2,5 евро за м2 в месяц;

· смешанные помещения - 4 евро за м2 в месяц;

· офисные помещения - 6 евро за м2 в месяц.

В аренду сдаются земельные участки общей площадью 2520 га, из них 1925 га составляют земли сельскохозяйственного назначения.

Земли имеют высокую балльность. Пригодны для производства животноводческой и растениеводческой продукции. Земельные участки могут сдаваться в аренду сроком на 99 лет.

Максимальный размер сдаваемого в аренду земельного участка в границах СЭЗ не лимитирован.

Арендная плата за землю составляет 3600 долларов США за 1 га в год. Размер арендной ставки зависит от размера и расположения земельного участка, от объема инвестиций и т.д.

Порядок оформления документов на аренду земли [10]:

1. Резидент ходатайствует перед администрацией о предоставлении земельного участка с расчетом и обоснованием размера испрашиваемого земельного участка.

2. Администрация СЭЗ "Гомель-Ратон" осуществляет подбор земельного участка. Резидент осуществляет сбор исходных данных, необходимых для выбора земельного участка.

3. Администрация принимает решение о выборе земельного участка, согласовании места размещения объекта, о разрешении проведения проектно-изыскательских работ. Резидент осуществляет проведение проектно-изыскательских работ, утверждение в установленном порядке проекта.

4. Резидент разрабатывает проект отвода земельного участка.

5. Администрация СЭЗ принимает решение об изъятии и предоставлении земельного участка. Резидент обеспечивает установление границ земельного участка в натуре (на местности). Заключается договор аренды земли между администрацией СЭЗ и резидентом СЭЗ.

Производственные помещения на территории СЭЗ имеют готовые инженерные коммуникации, удобные подъездные транспортные пути.

Помещения оборудованы вентиляцией, канализацией, тепловой энергией, имеют водоснабжение, электроснабжение, обеспечены подъездными автомобильными и железнодорожными путями.

Порядок оформления документов на аренду производственных помещений [10]:

1. Администрация СЭЗ "Гомель-Ратон" предлагает свободные производственные помещения.

2. Резидент заключает договор аренды с собственником производственных площадей.

Производственные помещения могут также продаваться в собственность под реализацию инвестиционных проектов.

На территории СЭЗ имеются свободные складские помещения.

Порядок оформления документов на аренду складских помещений [10]:

1. Администрация СЭЗ "Гомель-Ратон" предлагает свободные складские помещения.

2. Резидент заключает договор аренды с собственником складских площадей.

Сдаваемые в аренду офисы расположены в 12-этажном здании общей площадью 13000 м2. Здание круглосуточно охраняется. Имеется площадка для парковки автомобилей.

Инфраструктура офисных помещений обеспечена инженерными и коммуникационными сетями.

Порядок оформления документов на аренду офисных помещений [10]:

1. Администрация СЭЗ "Гомель-Ратон" предлагает свободные офисные помещения.

2. Резидент заключает договор аренды с собственником офисных площадей.

 

Сервисная инфраструктура

Для формирования благоприятных условий для притока инвестиций в СЭЗ "Гомель-Ратон" [9, с.3]:

· создан пункт таможенного оформления «Гомель-СЭЗ»;

· открыто представительство Гомельского отделения БелТПП, которое оказывает услуги по выдаче сертификатов происхождения товара всех форм, актов экспертизы происхождения товара, сертификатов на продукцию собственного производства, услуги таможенного агента;

· работает «Агентство развития и содействия инвестициям» (оказывает в том числе помощь в оформлении проектов по форме ЦЕИ);

· закрытое акционерное общество «Гомельский бизнес-инновационный центр» оказывает услуги по развитию малого предпринимательства, коммерциализации научных исследований и разработок с последующей их передачей на предприятия СЭЗ для внедрения.

Таким образом, инфраструктура СЭЗ "Гомель-Ратон" включает в себя развитые транспортную, производственную и сервисную инфраструктуры. Производственная инфраструктура состоит из земельных ресурсов, производственных, складских и офисных помещений, которые могут передаваться резидентам СЭЗ в аренду. Производственные помещения могут также продаваться в собственность под реализацию инвестиционных проектов.

 


Правовые аспекты функционирования

СЭЗ «ГОМЕЛЬ-РАТОН»

В СЭЗ "Гомель-Ратон" действует законодательство Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» [6], Положением о свободной экономической зоне "Гомель-Ратон" [8], иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регламентирующими деятельность СЭЗ.

Согласно законодательству Республики Беларусь, СЭЗ "Гомель-Ратон" имеет особый экономико-правовой статус. Рассмотрим его особенности.

Специальный режим налогообложения в свободной экономической зоне "Гомель-Ратон" носит либеральный характер.

Налоговые льготы позволяют резиденту СЭЗ снизить сумму выплат до 30% от суммы налогов, уплачиваемых в Республике Беларусь.

Специальный правовой режим не распространяется на [3, с.11]:

· общественное питание, игорный бизнес, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;

· реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;

· деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций;

· реализацию товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также отдельные виды производств, которые не могут быть размещены в пределах свободных таможенных зон в силу ограничений или запретов, установленных Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В рамках специального правового режима резиденты СЭЗ не освобождаются от налога на недвижимость по основным средствам, расположенным за пределами территорий соответствующих СЭЗ;

Либеральность режима налогового регулирования в СЭЗ заключается в [10]:

- установлении пониженных ставок налогов;

- ограничении перечня налогов и сборов, уплачиваемых резидентом СЭЗ;

- возможности полного освобождения сроком на 5 лет от уплаты налога на прибыль, а именно:

· прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на 5 лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год;

· прибыль уменьшается на прибыль, фактически направленную резидентами СЭЗ на инвестиции в Республику Беларусь.

В СЭЗ «Гомель-Ратон» установлен особый порядок таможенного регулирования. Продукция (работы, услуги) собственного производства резидентов СЭЗ не квотируется и не лицензируется при вывозе на остальную таможенную территорию Республики Беларусь и за ее пределы за исключением продукции по международным обязательствам Республики Беларусь.

Предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий и дополнительных разрешений экспортировать продукцию, работы, услуги собственного производства [3, с.11].

Предприятия с иностранными инвестициями вправе безлицензионно импортировать продукцию, работы, услуги для собственной хозяйственной деятельности и на договорной основе устанавливать цены на продукцию, работы, услуги.

Специальный правовой режим, действующий на территории СЭЗ, предусматривает освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортируемое оборудование, материалы и экспортируемую продукцию собственного производства.

Специальный правовой режим валютного регулирования устанавливает, что для расчетов в СЭЗ может использоваться валюта Республики Беларусь и конвертируемая национальная валюта иностранных государств в порядке, определяемом Национальных банком Республики Беларусь (ст. 18 Закона Республики Беларусь "О свободных экономических зонах") [6].

Валютное регулирование в СЭЗ определяет, что [8]:

· резидент СЭЗ вправе открывать в РБ не более одного текущего счета в иностранной(ых) валюте(ах) и не более одного специального счета в иностранной(ых) валюте(ах);

· открытие текущих и иных счетов и совершение по ним операций за границей осуществляется при наличии разрешения (лицензии) НБ РБ;

· все сделки купли-продажи и конвертации иностранной валюты осуществляются резидентами СЭЗ только при посредничестве уполномоченных банков.

Что касается правового положения граждан РБ, то в СЭЗ не допускается ухудшение социально-трудовых условий работы и условий занятости работников, являющихся гражданами Республики Беларусь, по отношению к условиям, установленным законодательством Республики Беларусь (ст. 20 Закона Республики Беларусь "О свободных экономических зонах") [6].

Наниматели - резиденты СЭЗ - заключают контракты со всеми категориями работников в соответствии с трудовым законодательством. При этом устанавливается:

· минимальная заработная плата в СЭЗ не ниже минимальной заработной платы в Республике Беларусь;

· выходное пособие в случае ликвидации СЭЗ, ликвидации или сокращения штатов в размере трех среднемесячных заработных плат;

· пособие по безработице в размере среднемесячной заработной платы (подпункт 1.12 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 года № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь") [7].

Правовое положение иностранных граждан определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются такими же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь.

Кроме того, в СЭЗ установлен специальный правовой режим регулирования арендных и земельных отношений. Администрация СЭЗ предоставляет в аренду государственное имущество, переданное ей в оперативное управление.

Администрация СЭЗ в пределах своей компетенции имеет право:

· изымать и предоставлять в порядке, установленном законодательством, земельные участки, находящиеся в границах СЭЗ, передавать их в аренду резидентам СЭЗ и осуществлять контроль за использованием земельных участков;

· определять размер арендной платы за землю, природные ресурсы, а также помещения, здания и сооружения (статья 12 Закона Республики Беларусь "О СЭЗ"), распоряжаться переданным государственным имуществом [6].

В заключение данного вопроса следует повторить, что в СЭЗ "Гомель-Ратон" действует законодательство Республики Беларусь с учетом особенностей правового регулирования деятельности свободных экономических зон в Республике Беларусь. В соответствии с этим, СЭЗ «Гомель-Ратон» имеет особый экономико-правовой статус, который определяет особые режимы налогового, таможенного, валютного регулирования, а также регулирования арендных и земельных отношений и правового положения граждан.

 


заключение

Таким образом, СЭЗ "Гомель-Ратон" представляет собой комплексную, включающую в себя производственные, экспортные и свободные таможенные зоны. Выгодное географическое положение СЭЗ обусловлено близостью к западноевропейскому рынку и экономически перспективным районам России, Украины и стран Балтии. Производство ее резидентов концентрируется на выпуске экспортной продукции, освоении новых и высоких технологий.

Инфраструктура СЭЗ "Гомель-Ратон" включает в себя развитые транспортную, производственную и сервисную инфраструктуры. Производственная инфраструктура состоит из земельных ресурсов, производственных, складских и офисных помещений, которые могут передаваться резидентам СЭЗ в аренду. Производственные помещения могут также продаваться в собственность под реализацию инвестиционных проектов.

В СЭЗ "Гомель-Ратон" действует законодательство Республики Беларусь с учетом особенностей правового регулирования деятельности свободных экономических зон в Республике Беларусь. В соответствии с этим, СЭЗ «Гомель-Ратон» имеет особый экономико-правовой статус, который определяет особые режимы налогового, таможенного, валютного регулирования, а также регулирования арендных и земельных отношений и правового положения граждан.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко В. СЭЗ – 100 дней. Есть наработки: (СЭЗ «Гомель-Ратон») // Рэспублiка. – 1998. – 19 верасня (№232). – С.1.

2. Бык В. Стратегия устойчивого развития: СЭЗ «Гомель-Ратон». Анализ / В. Бык // СЭЗ. – 2002. - №1-3. – С.8-11.

3. Бык В. СЭЗ «Гомель-Ратон» / Бык В.Ф. // Деловой Гомель. – 2003. - №1. – С.10-11.

4. Каталог паспортов инвестиционных проектов и предложений предприятий-резидентов, субъектов хозяйствования и региональных научных центров СЭЗ «Гомель-Ратон» / В. Бык. – 3-е изд. – Гомель: Гомель-Ратон, 2003.

5. Луговой В. Итоги года вселяют надежду резидентам СЭЗ [«Гомель-Ратон»] // НЭГ. – 2000. – 16 февраля (№7). – С.11.

6. О свободных экономических зонах: Закон Республики Беларусь от 24 июля 2002 г. №134-3 // НРПА РБ. – 2002. - №87. – 2/883.

7. О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. №262 // НРПА РБ. – 2005. – 92. – 1/6516.

8. Об утверждении Положения о свободной экономической зоне "Гомель-Ратон": Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2005 г. №890 // НРПА РБ. – 2005. - №129. – 5/16398.

9. Патыко Д. СЭЗ «Гомель-Ратон»: идея себя оправдывает: Беседа с главой администрации СЭЗ «Гомель-Ратон» В. Быком / Д. Патыко // Рэспублiка. – 2002. – 4 верасня (№192). – С.3.

10. СЭЗ «Гомель-Ратон» [www.gomelraton.com]

11. СЭЗ «Гомель-Ратон» [www.gomelinvest.gov.by]

12. Такоева И. Зона, но свободная: Итоги развития Гомельской СЭЗ // Советская Белоруссия. – 2000. – 2 февраля (№26). – С.2.


Приложение 1

Схема размещения территорий СЭЗ "Гомель-Ратон"

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...