Методика обучения произношению
⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37 Беседа первая В этом разделе описана методика обучения произношению глухих и слабослышащих детей. В последние годы в исследованиях, проведенных аудиологами и педагогами, были получены научные данные, которые убеждают нас в что произнесение звуков есть прежде всего результат координированной работы всего организма. Эти данные позволили изменить подход к обучению произношению дошкольников с нарушениями слуха. Суть его заключается в том, что основное внимание уделяется развитию у детей слухового восприятия. Это относится и к глухим детям, имеющим даже самые незначительные остатки слуха и к слабослышащим детям, у которых слуховая функция более сохранна. Без специальной длительной работы по развитию слухового восприятия ни глухие, ни большая часть слабослышащих дошкольников не могут сами научиться пользоваться своим слухом (кроме детей с легкой формой тугоухости) для восприятия устной речи. Их обучают пониманию речи на основе слухо-зрительного восприятия (ребенок видит лицо говорящего и слушает речь). Параллельно с этим детей учат воспринимать разнообразный речевой материал, отдельные слова, словосочетания, фразы, стихотворения, прозаические тексты только на слух, без участия зрения. В этой работе обязательно используется акустическая аппаратура — тренажерыслуха и речи (усилители), индивидуальные слуховые аппараты,а в специальных детских садах — еще и микрофонные классы для проведения фронтальных занятий. Развитие слухового восприятия является обязательной составляющей программы обучения дошкольников речи, программы развития разных видов деятельности. Речь идет о системе слухового воспитания дошкольников с нарушениями слуха. Работа по развитию речевого и неречевого слуха должна проводиться всегда — во время занятий с ребенком, во время его игры, прогулки и т.д.
В ходе обучения и повседневного устного общения у глухих и слабослышащих детей развивается слухо-зрительное восприятие, у детей с резко выраженной тугоухостью такое восприятие возможно только с помощью аппарата. Уровень слухо-зрительного восприятия имеет очень важное значение для формирования речи. Особенно серьезную роль играет слухо-зрительное восприятие при обучении дошкольников произношению. Формирование произносительной стороны речи происходит с обязательным использованием звукоусилительной аппаратуры — карманного слухового аппарата или усилителя. Сейчас в специальных детских садах, экспериментальных группах и в семье применяются две организационные формы занятий по обучению дошкольников произношению. При первойформезанятия проводятся за столом, сидя, а при второй – стоя, в движении: произношение сопровождается разнообразными движениями рук, ног и тела. При обучении обе эти организационные формыиспользуются параллельно. Рассмотрим более детально процесс обучения произношению ...................... применительно к каждой указанной форме занятий. Занятия за столом. Как уже говорилось ранее, для этих занятий обязательно наличие акустической аппаратуры — усилителя или высококачественного индивидуального слухового аппаратакарманного типа. Исходной единицей обучения детей является слово. Если ребенок ничего не говорит, то (независимо от состоянии его слуха) начинать следует с произношения самых легких для малыша лепетных слов. В наших заданиях эти слова указаны. Напомним ихначинающим родителям: прр (лошадка), пи-пи-пи (птички, цыпленок), ав-ав (аф-аф — собачка), мяу (кошка), ляля (кукла), ко-ко-ко (курица), ввв (самолет), ууу (поезд), муу (корова), ква (лягушка), та-та-та (барабан) идр.
Вы и малыш садитесь за маленький столик друг против друга(взрослый заранее проверяет, работает ли аппарат), и занятие начинается. За ширмой приготовлены игрушки, скрытые от ребенка. Вы берете оттуда одну игрушку — лошадку и показываете ее, при этом выражаете всем своим видом интерес. Вы производите с лошадкой игровые действия (лошадка скачет по столу) и произносите в микрофон слово прр. В момент произнесения вы подносите игрушку к лицу, чтобы в поле зрения малыша находились и губы, и игрушка. Назвав игрушку два-три раза, вы вновь играете с ней, затем передаете ее ребенку, а сами продолжаете произносить в микрофон слово прр. Время от времени аппарат нужно подносить к губам ребенка, чтобы стимулировать его к названию лошадки (но не заставлять). На первом занятии ребенок может молчать, на втором — тоже, но довольно скоро он начнет правильно складывать губы и произносить это слово точно или близко к образцу. Точно таким же способом — на основе слухо-зрительного восприятия — вы учите ребенка произносить и другие слова в лепетной форме. Не забывайте, что и сейчас, и в дальнейшем следует говорить естественно, в нормальном для себя темпе, с правильно выраженнымударением. Постепенно ребенок привыкает говорить в микрофон и слушать себя. Для того чтобы он слышал себя лучше, увеличивайте немного усиление в аппарате в тот момент, когда подносите, микрофон к его губам. Самопрослушивание ребенка должно быть постоянным элементом занятий. На первых порах вы должны довольствоваться любым видом ответного произношения ребенка — важно, чтобы у него формировалась речевая активность, желание произносить знакомые слова. Ваша задача заключается в том, чтобы предотвращать появление грубых дефектов произношения, к числу которых относится, например: замена звука м звуками п, б и звукосочетаниями мп, мб (дефект носит название закрытой гнусавости). При этом дефекте слово мяу ребенокможет произносить как пay, бay, мпау, мбау. Для того чтобы у него не было этого дефекта (или чтобы он исчез), следует некоторое время на занятиях произносить звук м в словах ммяу, мму, ммамма, ммяч, тамм и т. д. Такая же работа производитсяи со звуком н, который у некоторых детей может заменяться звуками т, д и звукосочетаниями нт, нд; вместо слова Ната ребенок может говорить тата, дата, нтата, ндата. Чтобы скорее добиться эффекта в этой работе, следует научить его говорить вместе с вами, слушая вас через аппарат и одновременно воспринимать зрительно движение ваших губ. (Такое одновременное проговаривание речевого материала называется сопряженным.) Как только у ребенка получится чистый звук м или н, нужно тут же, немедленно поднести к его губам микрофон и увеличить усиление в аппарате, чтобы он услышал свое правильное произношение и старался воспроизводить данный звук, точно подражая взрослому. Звук ребенок произносит в слове.
Беседа вторая У глухих и большинства слабослышащих малышей отсутствуют или очень обеднены такие стадии доречевого развития, как гуление. В то же время это необходимо для полноценного формирования произносительной стороны речи. В период гуления и лепета развивается подвижность речевых органов, появляются первые звуки, устанавливается самая важная в этот период обратная связь между лепетным звукотворчеством ребенка и его слухом, что позволяет ему многократно повторять одни и те же звуки и звукосочетания, закрепляя их в своем произношении. В этот же доречевой период формируется интонация, которая раньше других фонетических элементов речи выступает в качестве средства общения. В исследованиях звуковой стороны детской речи установлено, что младенец произносит звуки, слоги и их сочетания в тот момент, когда он производит какое-либо действие: двигает ножками или ручками, манипулирует игрушкой или предметом, хватается за кроваткии т. п. Таким образом, для того чтобы побудить ребенка с нарушениями слуха к произношению (гулению, лепету), нужно помочь ему в этот момент действовать. С другой стороны, чтобы активизироватьпроизнесение звуков, слогов и их сочетаний, следует создать такие условия, в которых ребенок будет получать как можно больше звуковой информации. А для этого нужно подобрать слуховой аппарат и с его помощью как можно больше обращаться к нему с речью. Ласково, с разной интонацией и добрым выражением вы произносите перед лицом малыша разные сочетания с повторяющимися однородными звукосочетаниями типа бабаба, гагага, агу-агу-агу, абу-абу-абу и т. п.
Напоминаем, что каждое слогосочетание должно произноситься с живой интонацией, эмоционально, слоги должны быть не одиночными, а повторяющимися, в момент произнесенияэтого материала ребенок должен производить какие-либодействия: пытаться схватить предлагаемую вами игрушку; подтягиваться, держась ручками за ваши пальцы или какую-нибудь палочку, отталкивать ножками ваши руки или палочку и т. п. Во время этих игровых упражнений вы не должны требовать от ребенка, чтобы он повторял за вами то, что вы произносите. Ваша задача состоит в том, чтобымаксимально передать ребенку звуковую информацию для развития его речи. Отдача у ребенка со снижением слуха (особенно глухого) начнет ощущаться значительно позже, по мере созревания слуховой и артикуляционной готовности к воспроизведению тех или иных фонетических элементов. Кроме этих упражнений, нужно петь простые детские песни, много разговаривать с ребенком, т. е. он должен жить и речевой среде, как и его слышащие сверстники. Подчеркиваем, что эффект будет достигнут лишь в том случае, если ребенок будет носить индивидуальный слуховой аппарат. Такая работа производится и с младенцами, и детьми второго года жизни. С детьми более старшего возраста (старше двух лег), кроме указанных упражнений и создания речевого режима, следует проводить занятия по обучению произношению с использованием движений, т. е. фонетическую ритмику. Однако у маленьких детей (даже у трех-четырехлеток) без специального обучения движения не могут сочетаться с произношением: малыш или двигается, или говорит. В этот период движения у детей еще неловкие, нескоординированные, подражание движениям еще затруднено. Поэтому начинать занятия фонетической ритмикой следует с обучения ребенка подражанию крупным движениям туловища, рук, ног, головы. Вслед за вами он поднимает вверх руки, топает одной ножкой или двумя попеременно, разводит руки в стороны, приседает, хлопает в ладоши, сжимает руки в кулачки, ударяет кулачком одной руки по ладони другой, хлопает себя по бедрам, поворачивает голову то в одну, то в другую сторону, опускает голову и т. д. Когда ребенок научится подражать движениям взрослых (вы конечно, не должны доводить это подражание до полной отточенности), начинаются занятия собственно фонетической ритмикой. Они заключаются в том, что производимые детьми движения сопровождаются произнесением разнообразного речевого материала. С помощью
фонетической ритмики мы учим малышей говорить слитно, достаточно быстро, с выражением, с правильным ударением, вызываем у детей звуки. При вызываниизвуков с помощью фонетической ритмики следует иметь в виду,что не всякое движение может быть использовано для получения любого звука. Определенным группам звуков соответствуют определенный характер движений: произнесение взрывных звуков сопровождается резкими движениями, а протяжных — плавными, спокойными. В наших статьях невозможно перечислить все движения, которые могут быть использованы в работе над каждым звуком. Да в этом нет необходимости. Мы приведем лишь примеры, на основании которых вы можете сами подбирать подходящие движения для вызывания и закрепления в речи различных звуков. Занятия с использованием фонетической ритмики проводятся обязательно с каким-нибудь аппаратом — высококачественным карманным слуховым аппаратом или усилителем. Еслиприменяется усилитель, то провод от наушников должен бытьдостаточно длинным (1 —1,5 м), чтобы ребенок мог двигаться.Для удобства микрофон от усилителя помещается на вашей груди, в этом случае успешнее проходит подражание: вы действуете двумя руками и можете лучше помогать малышу в его действиях. Занятия с использованием фонетической ритмики проводятся так. Ребеноки вы стоите друг против друга на расстоянии примерно 1-1,5 м (ребенок с аппаратом или в наушниках от усилителя). Вы поднимаете руки вверх и опускаете вниз — ребенок повторяет движение, таким образом, вы привлекаете его внимание. Затем вы хлопаете в ладоши и произносите: папапапа... Хлопки производятся в быстром темпе, произнесение точно должно соответствовать хлопкам. Сначала ребенок может только хлопать, затем у него, возможно, появляется звук а и ребенок будет повторять — а-а-а-а... Не забудьте дать ему возможность услышать себя — поднести к его губам микрофон карманного аппаратаили усилителя. Самопрослушивание — обязательный элемент развития устной речи. Оно должно иметь место и на каждом занятии, и постоянно — в быту (в этом случае Самопрослушивание обеспечивается с помощью карманного слухового аппарата). У некоторых детей в этом упражнении довольно скоро может получиться звук п, у других этот звук появится позже. Но в любом случае попробуйте научитьмалыша выделять вслед за вами ударный слог в слогосочетании папапапапаПА — ударный слог последний, и хлопок при этом долженбыть более энергичным. Затем на других занятиях переставьте ударный слог в середину сочетания (папаПАпапапа), а в следующем в его начало ПАпапалапапапа... После произнесения ряда слогов выделите одиночный слог: папапапа –ПА! Продолжайте использовать в этой работе хлопки. Чередуяпроизнесение ребенком слогосочетаний с произнесением одиночных слогов: na-na-na-na. Вместо хлопков для вызывания звука я можно использовать похлопывания по бедрам, взмахи в воздухе сжатыми кулаками. Как только у ребенка получится слог па, нужно перейти к произнесению слова папа (еслиэто слово малыш еще не произносит): nana-nana-папапапапа-ПА-па, ПАпа, ПAna. Попробуйте дать это слово на одном движении (на одном хлопке или на одном взмахе кулачка и т. п.). Сделайте несколько таких попыток в течение 2-3 дней. Если у ребенка на одном движении будет получаться только слог, то перейдите на два хлопка, но слоги в слове папа должны произноситься слитно, а первый сопровождается более энергичным хлопком. Когда у малыша получится слово папа, подведите его к папе и назовите его. Через некоторое время можете предложить ему произнести слово папа без сопровождения движениями, но если ребенок начнет при этом испытывать трудности, пусть продолжает помогать себе движениями; постепенно он научится говорить без них. С этого времени любое обращение к папе должно быть всегда устным, в какой бы ситуации это ни происходило. Занятия с использованием фонетической ритмики должны проводиться параллельно с занятиями за столом. Звуки будут появляться у ребенка и без сопровождения движениями, на основе слухо-зрительного восприятия. Таким образом, формирование речи ребенка вы должны постоянно проводить в разных организационных формах — и за столом, и с помощью фонетической ритмики. Беседа третья Упражнения для закрепления звука п следует проводить ежедневно. Звук п нужно включать в сочетания с разными гласными не только в начале слога, но и в середине, и в конце: попопо, попопоПО, попоПОпопо, ПОпопо, попопоПО, ОПА-Опа-Опа-ОП! и т. д. Обращаем ваше внимание на то, что в обратном слоге, где согласная стоит в конце (on), у детей может появиться такой дефект, который носит название призвука. Так, вместо on малыш может произносить опа или опэ. Чтобы предотвратить появление этого дефекта или ликвидировать его, нельзя произносить конечный согласный энергично, резко. Звук п (в дальнейшем — и звуки т и к) должен произноситься без сильного взрыва, как бы несколько ослаблено. В помощь себе ребенок (вслед за вами) может воспользоваться таким движением: при звуке п он осторожно соединяет кончики большого и указательного пальчиков одной руки. Обратный слог an может произноситься таким образом: аааа — соединение двух пальцев и одновременное произнесение звука п. В одно занятие не следует включать весь указанный материал, тем более в начале обучения. При подборе материала учитывайте индивидуальные особенности ребенка: его утомляемость, особенности внимания, состояния слуха и пр. Затем переходите к упражнениям по вызыванию звука т. Характер движений при работе над звуком т должен быть таким же, как при вызывании звука п, т. е. движения должны быть резкими. Чтобы малышам было легче запомнить артикуляцию каждого звука, в начале обучения рекомендуется связывать его произнесение с каким-нибудь определенным движением — тем, с помощью которого данный звук был вызван. Поэтому для вызывания звука т можно взять другие виды движений. Вы можете топать ногой, повторяя при этом: тататата (ребенок может топать той ногой, какой ему удобно, не требуйте, чтобы он топал только правой ножкой). Можно стучать кулачком одной руки (неважно какой — правой или левой) по ладони другой. Упражнение проводится аналогично тому, как это было описано в отношении звука п: вы работаете не только над слогом, но ведете малыша к произнесению слов. Начинайте со слогосочетаний типа тататаТА, таТАтата, ТАтататата, татататаТА, та, та, та. Когда у малыша получится слог ТА в этих словосочетаниях и в изолированном слоге, вы даете слово Тата — назовите так одну куклу или одну девочку (чтобы ребенок не переносил значение данного слова на всех кукол или на всех девочек). Так же как и в случае со звуком п, попробуйте дать слово тата на одном движении — ударе кулачком по ладони или ударе ногой по полу. Если на одном движении слово не получится (вместо двух слогов ребенок может произносить и один — та), то перейдите к двум движениям, но ни в коем случае не члените слово на слоги, не разрывайте их в произношении; переход от первого слова ко второму должен быть плавным: та_та. Это слово должно войти в актив ребенка. Если ему трудно произносить слово без сопровождения движений, то он может помогать себе движениями. Затем познакомьте ребенка с произнесением слова тётя. Движения могут быть теми же, какие использовались при работе над словом тата. Вместо слова тётя у ребенка может получиться тота; вместо мягкого звука т он будет воспроизводить твердый или полумягкий. Это не должно вас смущать — такая замена допустима, Такой тип произношения называется приближенным. В начале обучении большинство слов ребенком будет произноситься не точно, а именно приближенно, и это является необходимым этапом в процессе овладения глухими и слабослышащими детьми произношением, Но ударение в слове тётя (как и в слове тата) должно передаваться ребенком правильно. А для этого вам следует и самим произносить слова правильно, естественно, а ударный слог сопровождать более энергичным движением (ударом кулака о ладонь, ударом ноги по полу и т.д.) После того как звуки п и т ребенок научится произносить хорошо и без вашей помощи, не следует исключать их из работы. Только теперь они будут выполнять иную функцию: на материале сочетаний с ними звуками вы будете учить ребенка интонации. Вы должны произносить слоги и слогосочетания то с одной интонацией, то с другой — восклицательной, вопросительной, повелительной, а выражение нашего лица должно соответствовать передаваемой интонации. Если у ребенка еще не появился звук о, то для его вызывания вы поднимаете руки через стороны вверх, смыкаете их над головой, приподнимаетесь на носки и произносите оооо (длинно). Затемзвук о включается в сочетания с уже имеющимися звуками п и т: nononono,nonono-no,momomomomo,momomomo-mо и т.д. При этом, произнося слоги со звуком п, и вы, и ребенок пользуетесь хлопками. Произнесение же слогов со звуком т сопровождается ударами кулачка по ладони, т. е. используются те же движения, с помощью которых вызывались данные согласные звуки. Учите малыша противопоставлять звуки а и о, п и т. папо, папо, папо; тато, тати, тато, папопапо, татотатотатотатотато, пата, топато, тапо. Звук у может получиться у ребенка по подражанию во время занятий за столом (напоминаем — обязательное использование аппарата). Например, малыш может правильно называть корову (мууу), паровоз (ууу). Если этот звук у вашего ребенка еще отсутствует, вы можете помочь ему движениями: стоя, поднимите руки в сторону, вверх, а затем присядьте, обнимая колени руками и пригнув голову к коленям, и в момент приседания произнесите звук ууу. Поднимитесь и вновь повторите движения и произнесение звука. Не забывайте давать ребенку возможность слушать себя. Включайте звук у в слоги: пу, пу, пу, ту, ту, ту. Хотя, как видите, каждый данный слог состоит из двух звуков, при произнесении слога вы должны пользоваться только одним движением, а именно — приседанием. В этих слогах вы закрепляете произношение нового и не очень легкого звука у, поэтому и движения должны помогать ребенку правильно произносить этот звук; звуки п и т он уже может произносить без помощи движений. Не ждите, что у него слоги ту и пу получатся сразу. Нет, эти сочетании трудны для детей, поэтому вначале вместо слога пу у ребенка может получаться только один звук у. Особенно трудно нашим детям произносить слог ту. Ваша задача заключается в том, чтобы дать ребенку возможность правильного произношения, включать его в совместную речедвигательную деятельность. В конце концов, малыш начнет произносить и эти звукосочетания. Как только у ребенка появляется какой-нибудь новый звук, не забывайте соединять его с другими, уже знакомыми. Этому правилу вы должны следовать всегда. Вот и теперь соедините в одном звукосочетании гласные а и у — ау. При использовании этого звукосочетания можно сначала пользоваться двумя движениями — для вызывания звука а и для вызывания звука у: руки в стороны — ааа, переход к приседанию, не прекращая произносить а, приседание ууу (а у_). Таким образом, вы чувствуете, что слог должен быть слитным, а движения — плавно переходящими одно в другое. Позанимавшись с ребенком, таким образом, по произнесению звукосочетания ау, можно перейти к игровому моменту: сложите руки широким рупором у рта (так, чтобы он хорошо был виден малышу), поворачивайтесь то вправо, то влево и делайте вид, что вы кого-то зовете: Ау! Ау! Если во время этой игры дома будет находиться кто-нибудь еще, то желательно включить в игру и его: взрослый сначала прячется куда-нибудь, а при зове выглядывает и с улыбкой появляется из-засвоего укрытия. Учите ребенка произносить разные сочетания гласных и согласных со звуком у и с другими гласными (папа, попупупа, тату и др.). При произнесении подобных слогов может быть использовано только одно движение — или для гласного, или для согласного звука. Выбор движения зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если малыш хорошо произносит звук п (или т), то его произнесение может не сопровождаться движениями и слогосочетание (например, папу) произносится в двух движениях в соответствии с характером произнесения гласных а и у: руки в стороны — па, плавный переход к приседанию – пу, оба слога произносятся слитно. Но если ребенок испытывает трудности в воспроизведении согласных звуков, то движения должны помогать произнесению именно этих звуков. В этом случае слогосочетание папу может произноситься в сопровождении двух хлопков и слитно.Любое слогосочетание должно иметь выраженное ударение. Параллельно работе над звуками в составе слогов и слогосочетаний в сопровождении движений вы регулярно проводите занятия по обучению произношению за столом. На них вы учите ребенка произносить целые слова. Выбор слов не зависит от занятий по фонетической ритмике, а определяется материалом заданий. Как мы говорили ранее, во время этих занятий у детей появляются различные звуки в условиях слова. Эти же звуки можно вводить и в фонетическую ритмику: они будут закрепляться в сочетаниях с различными звуками, и, главное, будут использоваться в упражнениях по развитию у детей быстрой, слитной речи, с выраженным ударением и интонацией. Об этой теснейшей связи занятий за столом и с помощью фонетической ритмики вы должны помнить постоянно. Беседа четвертая Теперь вы располагаете, по крайней мере, уже пятью звуками. Примечание. При этом ребенок произносит довольно много слов, состоящих из большого количества звуков. Часть этих звуков в словах он произносит точно, часть заменяет другими, близкими по звучанию, а часть пока опускает. Определяющим при обучении произношения является не наличие определенных звуков, а произношение целого слова, воспроизведение его структуры, пусть при приближенном воспроизведении, что необходимо для общения. Используйте эти звуки и их возможные сочетания для формирования у детей выразительности речи: учите их менять место ударения, тембр и высоту голоса, передавая вопросительную и восклицательную интонацию. В качестве примера приведем образцы возможных упражнений: ПУпупу-ПУ! ТАтата-ТА! mama-ПА! nana-ТА! ПАпу, ПАпу! ПАпу ПАпу-ПА! TAmo, TAmo! an-on, an-on; mom-mom; подпрыгивая: Опа-Ona-ОП! 0та-0та-0Т; а? а? а? (вы немного наклоняетесь, приложив руку к ушной раковине, выражая непонимание, вопрос: интонация вопросительная); ааа! (на лице радость, интонация восклицательная); ай-ай-ай-ай! (вы грозите кому-то невидимому пальцем, явно недовольны кем-то; интонация осуждающая). Не удивляйтесь, что мы предлагаем ребенку сочетание ай-ай, аон еще не умеет произносить звук й. Малыш быстро включит это слово-осуждение в свой словарь и станет им активно пользоваться в подходящих случаях, произнося не ай-ай-ай, а а-а-а-а, но при этом его осуждение будет выражаться не только звуком а, но и определенной интонацией (хотя она может и не в полной мере соответствовать вашей). Переходим к описанию работы по вызыванию звука м. Она необходима и в том случае, если ребенок произносит звук с дефектом: папа, баба, мбамба, мпампа вместо мама (закрытая гнусавость). Чтобы звук м произносился правильно (чисто), нужно использовать плавные движения: из положения руки в стороны или руки перед собой медленно опускать их вниз; медленно скользить одной рукой по другой, опускаясь от плеча к кисти или поднимаясь от кисти к плечу; медленно скользить одной рукой (или обеими) по телу от плеча к бедру и т. п. Звук м произносится в момент выполнения движения и в полном соответствии с его характером, т. е. длинно (мммм). Этот звук вызывается с помощью слухо-зрительного восприятия, как правило, довольно легко; трудности чаще всего возникают у малышей одного-двух лет. Получив изолированный звук, важно предотвратить появление дефекта при его соединении с гласными. Для этого звук м нужно произносить протяжно: мммма. Можно использовать только одно движение — для звука м, а звук а произносить без движений. Но можно производить два движения: скольжение правой рукой по левой (м) и разведение рук в стороны (а), получится слитный слог мммааа. Не забывайте давать ребенку микрофон для самопрослушивания. Подготовкой к введению слова мама может быть произнесение слогов ма, ма, ма с помощью движений обеих рук попеременно правая рука поднята в сторону на уровень плеча и плавно опускается вниз — ммма; снова действует правая рука, затем левая и т. д. Потом в стороны поднимаются обе руки, медленно опускаются вниз, и произносится целое слово мама (на одном движении, первый слог нужно произносить выразительнее): ММАмма. Если на одном движении слово не получится, то вернитесь к двум последовательным движениям, переходящим плавно одно в другое, без перерыва, так чтобы слово мама не членилось на слоги, а представляло собой целую единицу. Слово мама должно четко ассоциироваться у ребенка с образом матери. Первое время (а у некоторых, особенно малышей, это может продолжаться долго) ребенку следует постоянно помогать пользоваться движениями при обращении к маме. Постепенно эта помощь будет видоизменяться: сначала слово будет произноситься с двумя движениями (в соответствии с количеством слогов), но слитно, потом с одним замедленным движением, позже с одним движением в начале слова для первого слога (для восстановления условной связи между движениями руки и мелкими движениями артикуляционного аппарата) или в середине слова — для второго слога (в тех случаях, когда первый слог малыш произносит чисто, а второй — с дефектом). И последний этап — произнесение слова мама без сопровождения движений. Следует иметь в виду, что для исправления дефекта звука м можно прибегать не только к движениям. Когда у ребенка сформировано умение произносить этот звук, то бывает достаточно сказать слово со звуком м в микрофон, выделив этот звук: мммаммма, домм, тамм. Ребенок повторит слово за вами без дефекта, а затем будет стараться повторить его правильно самостоятельно. Обращаем внимание на то, что при обучении детей, особенно при первичном знакомстве с каким-либо звуком, слогом, словом взрослый сначала показывает материал, т. е. дает образец произношения того или иного фонетического элемента, чтобы малыш знал, чем он будет заниматься. А затем обучение протекает в такой последовательности: 1. Совместная деятельность взрослого и ребенка — ребенок говорит и производит движение вместе со взрослым (это длительный этап, особенно в первые два года у детей раннего возраста); это называется сопряженным произношением (проговариванием). 2. Отраженное проговаривание — ребенок произносит тот или иной звук вслед за взрослым, т. е. сначала они говорят вместе, а затем ребенок говорит один. 3. Самостоятельное воспроизведение материала. В произношении ребенка появились слова со звуком м: мама, дом, му, мяу, там. Работать с ними можно за столом, без движений. Произнесение слов, трудных для ребенка, можно вынести на фонетическую ритмику. Со словом там проводится следующая работа. Возьмите куклу и на глазах ребенка посадите ее в дальний конец комнаты, а кошку — ближе к себе. Взрослый и ребенок, как всегда на ритмике, располагаются друг против друга, стоя. Взрослый спрашивает ребенка, выражая всем своим видом и интонацией вопрос: «Где ляля?» — и оглядывает комнату. Как правило, дети быстро ориентируются в ситуации и говорят: «Ляля! Ляля!» — показывая при этом пальчиком на сидящую куклу. Вы радуетесь: «А! Ляля! Ляля там!» — и делаете выразительный жест в сторону куклы. Затем идет работа со словом там: энергичное движение одной рукой в сторону куклы (слог та), переходящее в плавное движение ладони вниз (ммм): таммм. При самостоятельном произнесении у ребенка может нарушаться структура слова: или выпадает первый звук т (получается ам), или последний носовой звук м (получается та). В зависимости от характера нарушения следует выбирать нужное движение: или усиливать резкость движения в начале слова для восстановления звука т, или усиливать длительность звука м, подкрепляя его движением. Слово там следует сразу же включить в состав фразы Ляля там. Желательно каждый раз предварять произнесение этой фразы вопросом: «Где ляля?», чтобы ребенок привыкал и к самому вопросу и к вопросительной интонации (место куклы необходимо каждый раз менять). Фраза ляля там произносится слитно, без паузы между словами (лялятам). Слово ляля произносится без движений и тут же соединяется со словом там, которое произносится на движении руки в сторону сидящей куклы. В случае необходимости, как мы уже отмечали, движением подчеркивается или звук т, или м. Затем взрослый спрашивает: «Где мяу?» Ребенок отвечает: «Мяу! Мяу!»— и показывает на кошку. «Мяу там? (жест в сторону близко сидящей кошки) Нет — мяу тут» (указательный жест в сторону близко сидящей кошки). Происходит работа со словом тут. Это слово трудно для произношения, поэтому на начальных этапах обучения можно довольствоваться усеченным произнесением — ту или ут, хотя учить ребенка передавать всю структуру слова следует систематически. Беседа пятая Родителям следует четко представить то место, которое должно занимать фонетическая ритмика в общем процессе обучения детей речи. Из заданий видно, что при формировании у детей родного языка используются письменная и устная формы речи. Если ребенок начинает обучаться в младенческом и раннем возрасте, то долгое время ведущей оказывается устная форма речи взрослого, который активно общается с ребенком во время различной деятельности и режимных моментов, а также при проведении специальных упражнений по развитию речи. Письменная форма речи в виде плакатиков, табличек включается в общение на третьем году (реже – в конце второго года жизни). Если же дефект слуха устанавливается позже и родители приступают к обучению детей в два — три года, то пользование письменной формой речи начинается довольно скоро. Однако ведущим остается устное общение взрослого с ребенком. В ходе живого общения и целенаправленных занятий дети начинают понимать смысл многих слов, обращений, просьб. Затем они сами выражают просьбы, желания, свое эмоциональное состояние в виде устных высказываний разной степени сложности: от произнесения изолированных звуков (преимущественно гласных), лепета и слов в лепетной форме до развернутых фраз. Устная речь ребенка может полноценно развиваться лишь тогда, когда он постоянно находится в речевом окружении, речевой среде и когда с ним проводится специальная работа по обучению родному языку. Формирование произношения является частью работы по обучения устной речи. Развитие произносительной стороны происходит медленнее, чем формирование способности понимать речь (и в устной и в письменной формах). Поэтому ни в коем случае нельзя думать,что занятия фонетической ритмикой исчерпывают собой весь процесс обучения ребенка речи в целом. В то же время некоторые родители считают, что их дети овладевают устной речью только с помощью фонетической ритмики. Цикл настоящих бесед освещает лишь часть работы по развитию устной речи, касающейся формирования техники произношения. Методика же формирования речи вообще и устной в частности изложена в заданиях. И успех в обучении может быть достигнут тогда, когда выполняется вся программа в целом, включая такие разделы, как развитие разных видов восприятия, мышления, движений, изобразительной и игровой деятельности. Прежде чем начать говорить, ребенок должен овладеть содержанием своего будущего разговора, т. е. должен иметь то, о чем можно говорить. Ребенок должен накопить определенный запас представлений об окружающем. У него должны быть воспитаны умение действовать с предметами, активность, желание сообщить о чем-то другому и узнать что-то у собеседника. Это обеспечивается выполнением всего комплекса рекомендаций. Фонетическую ритмику следует оценивать именно с этих позиций: она является одним из методических приемов обучения произношению, но приемом чрезвычайно продуктивным. В предыдущих беседах мы говорили о том, что фонетическая ритмика оказывает огромное влияние на общий характер произношения глухого и слабослышащего ребенка. В настоящее время у нас другого методического приема, который обеспечивал бы такое же приближение к характеру произношения слышащих детей, какое достигается при помощи фонетической ритмики. Поэтому вы не должны оставлять без внимания наши рекомендации по обучению детей быстрой, слитной, интонированной речи с выраженным ударением. Такие же упражнения следует проводить ежедневно, желательно два раза в день, но понемногу — по 3—5 мин, в зависимости от возраста ребенка и длительности его обучения. (С детьми, которые только что начали заниматься, такие упражнения должны быть короткими — 1-2 мин.) Для того чтобы темп произношения у ребенка становился все более быстрым, а владение голосом и артикуляцией все более свободным, необходимо постоянно проводить занятия по
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|