Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ликвидность активов – важная характеристика рыночного статуса экономического агента: чем более ликвидными активами он обладает, тем большие экономические возможности открываются перед ним.




Итак, можно утверждать, что практически любой отчуждаемый рыночный (т.е. имеющий спрос) актив может вы­ступить в роли средства платежа и тем самым, пусть с потерями, в роли единичных, одномоментных денег.

Как же в таком случае определить размер денежной массы? Знание сути ликвидности помогает ответить на этот вопрос: в зависимости от того, какая степень ликвидности включается в характеристику средств платежа (обращения). Если признается только абсолютная ликвидность то к средствам платежа будут отнесены лишь наличные деньги, если и высоколиквидные активы (например, краткосрочные государственные ценные бумаги) – то объем денежной массы значительно расширится.

№7 Цены и ценообразование.

Цена есть экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.

Высокая цена означает, что вещь дорогая и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако такое простейшее определение не даёт в руки ключ к пониманию, какой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.

Цена – это денежное выражение стоимости товара. Стоимость – это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям, уселости и интенсивности труда.

Существуют различные виды цен. Так, в зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные), закупочные и розничные. Оптовые (отпускные) цены устанавливаются на промышленную продукцию для производителей, т. Е. это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают государству произведённую ими сельскохозяйственную продукцию. Розничная цена – цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями, в розницу. Также существуют договорные, государственные и мировые цены. Договорные цены – подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий. Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырьё, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

1. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предприятий, а на продукцию предприятий-монополистов, базовые (для экономики данной страны) ресурсы, а также на социально значимые товары. В зависимости от этого государственные цены могут быть фиксированные, регулируемые и предельные.

2. 1) Фиксированная цена – это твёрдо уставленная государством цена. Примером могут служить тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды для населения.

3. 2) Регулируемая цена – это цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления или органами исполнительной власти на местах по соответствующей номенклатуре продукции. Цены устанавливаются в соответствии с методами, правилами и нормативами, определяемыми органами.

4. 3) Цена предельная – государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления, цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его.

5. Мировые цены – цены, применяемые при реализации товаров на мировом рынке.

6. Долгие десятилетия наша экономика работала в условиях директивного, планового ценообразования, когда цены назначались сверху. Единственно возможным путём перехода к рыночной экономике является полный и сознательный отказ от директивного ценообразования и переход к системе свободных рыночных цен с частичным их регулированием со стороны правительства. В этом варианте кардинально меняются место и роль цен в управлении экономикой. Цена представляет собой один из стержневых элементов, определяющих условия перехода к рынку. Роль цены (Слайд 6) заключается в том, что:

7. 1) Свободные цены выступают инструментом поддержания равновесия спроса и предложения. Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение, т.е. цена информирует всех о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить данный объём предложения и предъявить данный объём спроса.Всё, что буде произведено сверх данного объёма, станет бессмысленной потерей ограниченных ресурсов общества. Всё, что будет недопроизведено, станет социальным ущербом для всех, так как будет означать бессмысленное замедление общего движения страны к более высокому уровню благосостояния.

8. 2) При помощи цены определяются, анализируются и прогнозируются пропорции производства, выявляя его подлинную, а не мнимую «эффективность».

9. 3) Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятием и организациями.

10. 4) От уровня и динамики цен на товары и услуги зависит уровень жизни населения.

11. В рыночной экономике цена выполняет три функции

Во-первых, цены являются важнейшим источником информации для производителя, ориентиром, направляющим его действия. В рыночном хозяйстве, основанном на системе свободной конкуренции, цены – это зеркало, которое почти мгновенно отражает все изменения, происходящие в экономике. Во-вторых, цены играют роль стимулятора. Они заставляют производителя в конечном счёте, выбирать наиболее экономичные методы производства, исходя из наличных ресурсов. Получив информацию о динамике цен на свою продукцию и продукцию своих поставщиков, производитель в условиях рыночной экономике будет вынужден действовать совершенно определённым образом. Цены стимулируют применение экономичных, развитых ресурсов и энергосберегающих, связанных с управлением производством. Стимулирующую функцию свободные цены могут выполнить лишь при определенных условиях. К ним, в первую очередь относится возможность беспрепятственного перелива капиталов и сбережений населения в наиболее эффективные, перспективные области вложения. А это предполагает многообразие равноправных форм собственности и обеспеченье на этой основе подлинной свободы предпринимательства.

12. В-третьих, цены участвуют в распределении доходов. «Распределительная» функция цен рыночной экономики несёт наибольшую социальную нагрузку и вызывает наибольшие споры. Дело в том, что колебание рыночных цен может приводить и приводит к несправедливому с точки зрения обыденного сознания, распределению доходов в обществе. Ведь в результате колебания цен более высокий доход может получить не тот, кто упорно трудился, а тот, кто лучше усвоил конъюнктуру рынка. Вследствие этого в странах с рыночной экономикой всегда существует неудовлетворённость большинства людей тем, как распределяются доходы.

13. Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Существуют две модели ценообразования: рыночное и централизованное (государственное) ценообразование. В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

14. Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги. Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

8. вопрос. Инфляция.

Инфляция – это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их девальвации. Наряду с этим инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать экономику страны. От нее страдает государство, производство, кредитно-финансовые рынки, но больше всего страдают непосредственно люди.

Инфляция - это своеобразный налог, которым государство путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических лиц. В экономической литературе используется даже такой термин "инфляционный налог", это худший из всех видов налогов, так как в результате его применения страдают, прежде всего, физические лица с фиксированными или небольшими доходами (пенсионеры, инвалиды, государственные служащие, практически все лица наемного труда). К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны (прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и т.д.) не позволяют покрыть стремительно растущие государственные расходы.

Во время инфляции происходит:

· обесценивание денег по отношению к материальным и нематериальным активам;

· обесценивание денег по отношению к товарной массе;

· обесценивание денег по отношению к твердой иностранной валюте.

Инфляция по сути означает повышение общего уровня цен. Темп инфляции для конкретного финансового года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100 процентов. Индекс цен определяет общий уровень цен по отношению к определенному финансовому периоду.

Первопричину инфляции условно можно предположить в трех видах монополий:

· государственная монополия на эмиссию денег;

· естественная монополия государственных структур на определение уровня своей рентабельности и соответственно уровня своих расценок;

· монополия крупных фирм (синдикатов) на определение цены и собственных издержек.

Инфляция делится на два типа - инфляцию, вызванную увеличением спроса и инфляцию, обусловленную ростом издержек. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров." Инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения может возникнуть в результате изменений издержек и предложения на рынке. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены.

Виды инфляции:

1. Умеренная. Цены растут не более чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах;

2. Галопирующая. Цены растут на 10--50% в год, иногда до 100%, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен. В 2001 гг. для России была характерна галопирующая инфляция. Так, в 2001 г. темп инфляции в России был 18,6 %,

3. Гиперинфляция. Цены растут астрономически, расхождение цен и зарплаты, разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев общества.

Также инфляцию можно подразделить на ожидаемую (планируемую) и неожиданную (в современной России инфляция планируется при составлении бюджета).

Россия 1990-1992гг.

Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно ограничивалась. Лишние деньги изымались из обращения в основном с помощью импорта и алкоголя, изредка - при помощи "добровольно-принудительных" государственных займов. Потом ситуация резко изменилась. В результате изменения ситуации на международном рынке энергоносителей резко сократились валютные поступления и, соответственно, импорт, уменьшились доходы госбюджета от продажи алкогольных напитков (компания борьбы за "всеобщую трезвость"). Одновременно были развернуты широкие социальные и индустриальные программы, не подкрепленные реальными материальными ресурсами. В связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков) стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный – началось массовое обналичивание средств и перевод их в «серый» оборот. В результате наложения всех этих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой мы на рубеже 1990-1991 г.г. вплотную подошли к гиперинфляции.Рост денежной массы в России в 1992 г. в 16,9 раз свидетельствует о том, что гиперинфляция в нашей стране являлась реальностью. Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств предприятий, обесценивание банковских капиталов и активов на фоне отрицательных процентных ставок, продолжающееся падение валютного курса рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики у предприятий, банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумаг вследствие неизбежной потери части вложенной в акции и облигации стоимости, вытеснение из платежного оборота рубля долларом США, угроза перехода от товарно-денежных отношений к натуральному обмену - вот те прелести, которые принесла гиперинфляция.

1992-1997гг.

Необоснованная антиинфляционная политика в течение 1992-1997 гг., выразившаяся в ограничении денежной массы, привела к глобальному росту неплатежей, массовому распространению суррогатов денег, повышению роли бартера в хозяйственных связях, падению производства. Кроме того антиинфляционная политика правительства, проводимая в этот период, помимо безоглядного ограничения денежной массы включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. В 1995 г. кроме снижения темпов инфляции была провозглашена и стабильность курса рубля как главная задача денежно-кредитной политики. Падение курса рубля немедленно вызвало рост цен на импортные товары, а затем и на отечественную продукцию. Результатом политики, направленной на подавление инфляции и сохранение стабильного курса рубля, стали вспышка инфляции и падение курса рубля.

2001-2002гг.

Так резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг в 2001-2002гг. в России стимулирует заметное удорожание: рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные товары.

Существенное воздействие на инфляцию в 2001 году оказывали факторы, находившиеся вне сферы контроля Банка России. К ним относятся рост цен и тарифов на платные услуги населению, в первую очередь на услуги жилищно-коммунального хозяйства и пассажирскою транспорта, а также повышение цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий. Проводя гибкую денежно-кредитную политику, Банк России способствовал поддержанию экономического роста и постепенному насыщению экономики деньгами. В условиях сильного платежного баланса и накопления Банком России золотовалютных резервов динамика денежной массы в 2001 году определялась преимущественно покупками Банком России иностранкой валюты на внутреннем рынке.

№ 10.Предпринимательтво как способ хозяйственного поведения.

Неотъемлемым элементом рыночного ведения хозяйства, одной из активнейших форм экономической деятельности есть предпринимательство, или особенный тип ведения хозяйства.

Предпринимательство - инициативная, новаторская деятельность хозяйничающего субъекта, направленная на поиск и нахождение наиболее оптимальных экономических решений с целью получения максимальной выгоды. Предпринимательство предусматривает конкретную деятельность предпринимателя и часто отождествляется с понятием "владелец".

Теория предпринимательства зародилась еще в ХVІІІ веке. Первым срок "предприниматель" внедрил английский экономист Р.Кантилен. Он рассматривал предпринимательство особенным видом новаторской деятельности, связанной с риском. Предпринимателя характеризовал как человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового производства, внедрения у него новой идеи, с расходами, которые могут себя не окупить.1

Адам Смит характеризовал предпринимателя как владельца, который идет на экономический риск ради реализации определенной коммерческой идеи и получение прибыли. Он сам планирует, организует производство и распоряжается его результатами.

Следующий шаг в анализе предпринимательской деятельности осуществил выдающийся французский экономист Ж.Б.Сей. Он рассматривал предпринимательство как рациональную и в то же время творческую деятельность относительно комбинирования факторов производства.

Весомый взнос в теорию предпринимательства сделал экономист австрийской школы ХХ ст. Йозеф Шумпетер. Он наиболее метко сформулировал самые характерные черты предпринимателя, перечислив его главные функции: изготовление нового блага или нового качества определенного блага; освоение нового рынка сбыта; получение нового источника сырья или полуфабрикатов и внедрения нового метода производства; проведение соответствующей реорганизации. Для того, чтобы осуществлять постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов, след, по мнению Шумпетера, иметь соответствующие качества: волю и способности; выделить определяющие моменты деятельности, видеть их в реальном свете; быть способным "плыть против течения", преодолевая сопротивление социальных сил; осуществлять влияние на других результатами успеха, духовной свободой, расходами сил и энергии.

Научная экономическая литература рассматривает предпринимательство из разных сторон: как экономическую категорию, как метод ведения хозяйства, как тип экономического мышления.

Как экономическая категория предпринимательство выражает отношения между его субъектами по поводу производства, распределения и присвоения благ и услуг.

Суть предпринимательства как методу ведения хозяйства раскрывают его основные функции: ресурсная, организационная и творческая.

Ресурсная функция предпринимательство предусматривает, что оно нацелено на наиболее эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов с учетом достижений науки, техники, управления и организации производства.

Организационная функция сводится к деятельности по организации производства, сбыта, маркетинга, менеджмента и рекламы.

Творческая функция заключается в содействии генерированию и реализации новых идей, осуществлению технико-экономических, научных разработок, проектов, которые связаны с хозяйственным риском.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства характерны такие основные признаки: самостоятельность и независимость хозяйничающих субъектов, хозяйственный риск; экономическая ответственность.

Предпринимательство как особенный тип экономического мышления характеризуется оригинальными взглядами и подходами до принятия решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет лицо предпринимателя. Предпринимательство рассматривается не как род занятий, а как особенность ума и человеческой натуры.

Таким образом, предприниматель - субъект, который совмещает в себе новаторские, коммерческие и организаторские способности для поиска и развития новых видов, методов производства, новых благ и их новых качеств, новых областей применения капитала. А отсюда и предпринимательство - это тип хозяйственного поведения предпринимателей из организации, разработки, производства и реализации благ с целью получения прибыли и социального эффекта.

Сущность предпринимательства сосредоточивается в проявлении инициативной, новаторской, самостоятельной деятельности. А цель возводится, с одной стороны, к получению прибыли или личного дохода, в результате не каких-то конъюнктурных дел, а предсказания точного расчета, а из другого - к наиболее эффективному использованию факторов, стремления реализовать творческие потенции человека.

№11 Этапы предпринимательского процесса

Процесс предпринимательской деятельности предполагает совершение предпринимателем как бы двух циклов одних и тех же действий: один круг совершается на ментальном уровне, а другой – в плоскости реальной практики. Водоразделом этих двух кругов выступает принятие предпринимателем решения. Первый круг необходим для принятия решения, а второй круг совершается потому, что решение принято (см. рис. 5.3).

Первый круг действий нужен предпринимателю для того, чтобы убедиться в реальности производительного процесса, основанного на рассматриваемой идее. Убежденность в эффективности идеи подразумевает принятие позитивного решения, что означает необходимость совершения второго круга действий.

Логика предпринимательской деятельности при подготовке, обосновании и осуществлении любой идеи, связанной с поставкой на рынок нового или обновленного товара, практически одинакова и предусматривает выполнение следующих основных этапов (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Общая схема предпринимательских действий


Генерирование деловой идеи. Предпринимательская идея представляет собой интерес предпринимателя, облеченный в конкретную экономическую форму. Такой интерес выявляется совмещением возможностей предпринимателя с потребностями рынка или наоборот. В основе любой идеи всегда лежит конкретный товар, продукт, услуга, в которых, по мнению предпринимателя, кто-то на рынке заинтересован.

Генерирование идеи означает:

а) фиксацию конкретного товара на уровне сознания;

б) возникновение интуитивного ощущения, что генератору идеи удастся вписать такой товар в рыночную товарную структуру и осуществить весь комплекс необходимых для этого действий.

Генерирование идей – не простое дело, и не каждый способен на него. Поэтому предприниматель для пополнения банка идей иногда проводит опрос своих коллег, сотрудников и даже друзей.

^ Первичная экспертная оценка идеи. Любая идея в предпринимательстве проходит экспертную оценку. Существует необходимость в проведении, по крайней мере, двух экспертных оценок: вначале – содержания самой идеи, а затем – правильности ее практического воплощения. При этом, если вторая экспертная оценка чаще всего осуществляется привлеченными специалистами, то первую оценку предпринимательской идеи осуществляет предприниматель. На этом этапе экспертная оценка носит самый общий характер, в ее основе – ответ на вопрос, совместимы ли содержание идеи и требования, ее сопровождающие, с возможностями предпринимателя. К примеру, сегодня было бы прибыльно заняться производством автомобилей. Но может ли отдельный предприниматель реализовать такую идею? Конечно, нет.

Таким образом, первая экспертная оценка приведенной выше идеи свидетельствует о невозможности ее реализации. Экспертные оценки (и первая,
и вторая) дают возможность продолжить работу над идеей или же отбросить ее и перейти к осмыслению другой идеи.

Таким образом, выстраивается такая цепочка последовательных действий предпринимателя: зарождение предпринимательской идеи – первая экспертная оценка идеи.

Экспертная оценка идеи – попытка совместить требования, соответствующие характеру и качеству идеи, с возможностями предпринимателя.

^ Сбор и анализ рыночной информации. Для принятия решения по поводу рассматриваемой предпринимателем идеи ему необходимо знать реакцию рынка на поставку товара, выступающего в качестве основы такой идеи.

Что интересует предпринимателя на рынке? С какой целью он обращается к рынку в момент зарождения какой-либо конкретной идеи? Предпринимателю нужна совокупность объективных данных, позволяющих выявить возможные финансовые результаты реализации предпринимательской идеи. Данную информацию он может получить, самостоятельно обследовав рынок, купив нужную информацию в консалтинговой компании или, наконец, наняв квалифицированного маркетолога.

Спрос и предложение.Предпринимателю необходимо выявить соотношение на рынке между спросом и предложением товара, производить который он собирается. Правда, ни один предприниматель не в состоянии получить точную информацию о соотношении спроса и предложения, чаще всего такое соотношение приблизительно известно и является результатом аналитической работы также самого предпринимателя.

Соотношение между спросом и предложением легче всего выявить в отношении товара, который уже поставляется на рынок. Но такое соотношение придется выявлять (через построение логических умозаключений) и в отношении товара, который будет поставляться в случае принятия предпринимательского решения.

Выявление соотношения между спросом и предложением дает предпринимателю возможность ответить на вопрос, стоит ли приступать к реализации идеи или же следует искать другие варианты. Если анализ показывает, что спрос на данный товар превышает предложение, то производством такого товара следует заниматься, и наоборот.

Тем не менее, проведенный анализ (даже в случае получения самых обнадеживающих результатов) еще не может служить основой принятия предпринимательского решения. Требуется расширение информационной базы.

^ Прогнозирование цены. Предпринимателю важно выяснить, на что он может рассчитывать при поставке товара на рынок, т. е. какую цену за предлагаемый товар может ожидать. Поскольку предпринимательство представляет собой форму рисковой деятельности, то предприниматель стремится сократить степень риска.

В данном случае он может этого добиться, если за основу расчетов берется не усредненная или рыночная цена данного (или аналогичного) товара в момент анализа, а предельно низкая (для данного рынка) цена. Если впоследствии цена будет выше расчетной, то и эффективность его деятельности будет выше расчетной.
В случае же подтверждения предположения можно рассчитывать на получение предполагаемого эффекта, исходя из минимально допустимой степени риска.

^ Цена товара – это количество денег, которое предприниматель получает от потребителя за передаваемый ему товар (за каждую товарную единицу). Различают оптовую и розничную цены. Тип цены и ее выбор зависят от места партнера, с которым предприниматель взаимодействует, в системе рыночных отношений. Для предпринимателя это обстоятельство весьма существенно, ибо если предприниматель, производящий товар, имеет собственную сеть розничной торговли, то он получает 100% цены товара, установившейся на потребительском рынке. Если же он реализует товар через посредника, то, как правило, получает около 85% цены товара, а примерно 15% такой цены присваивает посредник для компенсации его собственных издержек и обеспечения прибыли.

Таким образом, предпринимателю необходимо знать рыночную ситуацию даже в том случае, если он выходит на рынок через посредника, для того чтобы со знанием дела вести с ним переговоры об уровне прибыли, которую он должен получить, производя и реализуя данную партию товара.

Однако выявление возможного уровня цены также еще не является основанием для принятия предпринимательского решения.

^ Расчет издержек производства. Выявив цену товара, которая может сложиться на рынке, предпринимателю следует выяснить размер собственных расходов, связанных с производством данного товара. В данном случае
(в отличие от определения возможной цены), в основу предпринимательских расчетов закладываются не средние и не текущие расходы по производству данного (или аналогичного) товара, а предельно высокие расходы для снижения степени возможного риска.

 

 

12 вопрос. Экономический рост и его типы.

САБИРОВ СКАЗАЛ ТАК: ЭР - долгосрочная тенденция увеличения ВВП. Тенденция - тренд.

Экономический рост — это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства. Говоря иначе, под экономическим ростом понимают движение и развитие национального хозяйства, которое характеризуется динамикой изменения таких макроэкономических показателей как ВОП, ВНД, НД. Экономический рост занимает центральное место в воспроизводственном процессе и это связано со следующими обстоятельствами:

-экономический рост определяет уровень экономического развития страны

-экономический рост определяет место данной страны среди других стран, ее конкурентоспособность и возможности влияния на мировое, экономическое и политическое развитие

-экономический рост определяет перспективы развития страны.

Оптимальной величиной темпов экономического роста является величины, составляющая 2—3% в год.

В экономической теории выделяют 2 типа экономического роста:

Экстенсивный. При экстенсивном типе экономический рост достигается путем количественного увеличения применяемых факторов производства на неизменной технологической основе. Это достигается путем строительства новых предприятий, дополнительного привлечения рабочей силы. Наблюдается рост производства, но при этом изменяется производительность труда и эффективность производства.

При интенсивном типе экономический рост достигается путем качественного совершенствования факторов производства. К этим факторам производства относятся следующие: повышение качества используемых ресурсов. улучшение способов использования ресурсов за счет совершенствования технологий, за счет улучшения организации и управления производством.

Интенсивный тип экономического роста имеет место в условиях НТП.

На практике (в реальной жизни) имеют место одновременно и экстенсивный и интенсивный тип экономического роста.

Цели экономического роста:

1) увеличение предложения товаров и услуг производственного и непроизводственного (личного) назначения, что означает насыщение внутреннего рынка, увеличение экспорта, расширение ассортимента, снижение цен;

2) увеличение доходов населения, что повышает совокупный спрос на товары и услуги непроизводственного назначения, который, в свою очередь, стимулирует развитие предприятий и отраслей, работающих на население (легкая, пищевая отрасли, сельское хозяйство и т.п.);

3) увеличение доходов хозяйствующих субъектов, что означает повышение совокупного спроса на товары и услуги производственного назначения, что, в свою очередь, стимулирует развитие соответствующих производств.

Таким образом, конечная цель ЭР – увеличение потребления, что обеспечивает достойную жизнь населению и динамику экономике.

ВВП – это совокупный объём всей продукции в её стоимостном выражении, произведённой на территории государства субъектами экономики независимо от их национальной принадлежности. Территориальный признак важен для оценки перспективности экономики, расчёта уровня инвестиций в неё. В объём произведенных материальных благ входят как товары, так и услуги – их стоимость в момент потребления.

ВНП – это совокупный объём всех материальных благ, произведённых субъектами хозяйствования государства независимо от того, где они находятся. Иными словами, валовой национальный продукт России будет состоять из суммы стоимости всей продукции, выпущенной резидентами страны: как на территории государства, так и за рубежом.

 

 

14 вопрос. Цикличность развития рыночной экономики.

Цикличность экономики - это периодические колебания роста и сокращения производства, а экономический цикл – время от одного спада или подъема до другого.

Цикл состоит из четырех периодов, которые называются фазами.

Первая фаза - рост производства - это подъем или оживление. Это рост всех макроэкономических показателей, объема производства, занятости, цен, инвестиций, процента (банки, чувствуя растущий спрос на деньги, повышают процент за кредит).

Вторая фаза - пик подъема называется бумом, а долгий бум - процветанием. Но вот рынок затоваривается, экономика перегревается, продукции слишком много; чтобы ее распродать, снижают цены, предприятия терпят убытки. И тогда наступает -

Третья фаза - уменьшение роста производства. Это сокращение или спад или кризис. Предприятия не только сокращают производство, но и закрываются, разоряются. Растет безработица.

Четвертая фаза - нижняя граница спада - это кризис. Затянувшийся кризис, когда падать дальше некуда, а выход из него еще не начался, называют депрессией.

График строится по двум параметрам: показатели деловой активности откладываются по вертикали, а время: годы или месяцы - по горизонтали. Показатели деловой активности могут быть такими, как: объем производства, изменение цен на рынке, величина реальной зарплаты, вклады в банки, уровень безработицы, величина ссудного процента в банках.

 

№15 вопрос.

Рынок ценных бумаг – это совокупность отношений в процессе выпуска, размещения и купли-продажи ценных бумаг. Выделяют: первичный рынок ценных бумаг – выпуск и первичное их размещение; вторичный рынок – последующая перепродажа ценных бумаг. Покупателями и продавцами на рынке ценных бумаг могут быть любые юридические и физические лица. Среди них выделяются: эмитенты, инвесторы, инвестиционные институты.

Эмитенты – те, кто выпускает ценные бумаги. Инвесторы – те, кто за свой счет и от своего имени приобретает ценные бумаги. Инвестиционные институты – юридические лица, исключительной деятельностью которых являются операции с ценными бумагами.

Формы инвестиционных институтов: брокерские фирмы, дилерские, консалтинговые (консультируют), инвестиционные компании и фонды, депозитарии и др.

Виды деятельности инвестиционных институтов:

- брокерская (не совершают сами покупки-продажи, а только способствуют заключению сделок);

- дилерская (покупка для дальнейшей продажи);

- ведение и хранение реестра ценных бумаг;

- депозитарная (хранение и учет прав на ценные бумаги);

- расчетно-клиринговая;

- организация торговли ценными бумагами.

Разновидностью инвестиционных институтов являются фондовые биржи – места, где регулярно проводятся торги по ценным бумагам. Фондовые биржи являются некоммерческими организациями, их целью является не получение прибыли, а организация торговли ценными бумагами. Они имеют форму акционерных обществ. Члены бирж уплачивают взносы. К доходам бирж относятся также отчисления от совершенных сделок. Все доходы бирж идут на покрытие их расходов, связанных с организацией торговли. Биржевая торговля ценными бумагами является лишь частью рынка ценных бумаг. На биржах продаются и покупаются ценные бумаги государства и относительно незначительного числа корпораций, наиболее известных и стабильно работающих. Так, в США из общего числа корпораций, превышающего 5,3 миллиона, на биржах котируются акции лишь нескольких тысяч из них (менее 0,5%). Внебиржевой оборот це

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...