Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличие британского парламентаризма 1 глава




Каролина 1532 г.

Среди немецких кодификаций права XVI-XVIII веков заслуживает быть отмеченной знаменитая "Каролина", изданная вскоре после поражения Крестьянской войны 1525 года (в 1532 г.), в качестве единого свода законов для всей громадной, пестрой по своему составу Германской империи "Каролина" (названная так по имени императора Карла) могла бы иметь - уже по одному этому - известное положительное значение. Но ее "всеобщность" значительно умалялась оговоркой, принятой по настоянию князей: "Мы не желаем, однако, лишать курфюрстов, князей и сословия их исконных, унаследованных и правомерных обычаев".

"Каролина" объявляет уничтоженными такие старые обычаи, "неразумность" которых была очевидна: захват корабля со всем его имуществом в случаях, когда он терпит крушение; самовольное присвоение опрокинувшегося воза; арест с целью получения выкупа - эти и некоторые другие обычаи старого германского феодального права, узаконенные в интересах дворянства.

Вызванные интересами развивающихся товарных отношений, эти постановления могли бы принести пользу. Но они тонули в массе мер террористического характера, направленных против крестьян.

В то самое время, когда, повинуясь законам первоначального капиталистического накопления, тысячи крестьян должны были расстаться с привычными условиями существования, "Каролина" постановляла, что так называемых злостных бродяг "должно предавать смертной казни мечом... как только они попадут в тюрьму, невзирая на то, что они не совершили какого-либо иного действия".

Устрашения ради "Каролина" сохраняла такие виды смертной казни, как сожжение, четвертование, колесование, повешение, утопление, погребение заживо, волочение к месту казни, терзание калеными щипцами (перед смертной казнью).

Процессуальные постановления, составляющие главное содержание кодекса, увенчиваются признанием допроса под пыткой, характер которой - продолжительность, суровость - предоставляется "усмотрению благонамеренного и разумного судьи".

Предписывается, чтобы арестованному не рассказывалось об обстоятельствах преступления, которое ему инкриминируется, чтобы не дать ему возможности обдумать защиту, тем легче запутать и добиться признания или оснований для допроса под пыткой. Требовалось, впрочем, немногое: "Если заметят, что подозреваемый держится потаенно, необычным и опасным образом около тех лиц, в измене коим он подозревается, и если он ведет себя так, как будто он им верен... то сие является доказательством, достаточным для применения допроса под пыткой".

"Каролина" не может считаться чисто германским правовым памятником. Не говоря уже о многочисленных ее отсылках к римскому праву, реципированному в Германии, она так много заимствует из других источников, что называется порой не без оснований "немецким учебником итальянского уголовного права".

"Каролина" ознаменовала утверждение нового вида уголовного процесса. В период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный (состязательный) процесс. Не было разделения гражданского и уголовного видов процесса.

В XIII—XIV вв. частноправовой принцип преследования начинает дополняться обвинением и наказанием от имени публичной власти. Изменяется система доказательств. В конце XIII в. был законодательно упразднен судебный поединок. Однако окончательное утверждение нового, следственно-розыскного (инквизиционного) уголовного процесса происходит в Германии в связи с рецепцией римского права.

"Каролина" сохранила некоторые черты обвинительного процесса. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый — оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетель-' ские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был "возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки" (ст. 13). Однако эти права сторон были связаны многими формальными ограничениями, а обвиняемый находился в более ущемленном положении.

Основная форма рассмотрения уголовных дел в "Каролине" — инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства "по долгу службы". Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко применялись средства физического воздействия на подозреваемого. Непосредственность, гласность судопроизводства сменились тайным и преимущественно письменным рассмотрением дела.

Основными стадиями инквизиционного процесса были дознание, общее расследование и специальное расследование. Задачей дознания было установление факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица. Для этого судья занимался сбором предварительной тайной информации о преступлении и преступнике. Если суд получал данные о том, что кто-либо "опорочен общей молвой или иными заслуживающими доверия доказательствами, подозрениями и уликами", тот заключался под стражу. Общее расследование сводилось к предварительному краткому допросу арестованного об обстоятельствах дела, в целях уточнения некоторых данных о преступлении. При этом действовал принцип "презумпции виновности" подозреваемого. Наконец, происходило специальное расследование — подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника и его сообщников.

 

 

79. «Саксонское зерцало» – важнейший памятник раннефеодального права Германии.

"Саксонское зерцало", написанное в 1220-е годы шеффеном Эйке фон Репгау, объединило наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. Трактат был разделен на две части: первая была посвящена земскому праву, другая — ленному праву. "Право.земли" содержало нормы как обычного права, так и императорского законодательства, которые применялись в земских судах в отношении "неблагородных" свободных. Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между "благородными" свободными. В работе практически не содержалось ссылок на римское, городское или торговое право и имелись редкие упоминания норм канонического права и права других земель.

"Саксонское зерцало" получило признание во многих германских землях и городах, где на него нередко продолжали ссылаться вплоть до 1900 года.

XII— начало XIII в.— время сильнейшего политического и правово­го распада Германии. Феодальные войны, междуцарствия, сепаратизм были на руку хищникам из числа светской и духовной знати. Это период расцвета кулачного права. Призывы и мольбы императоров о земном ми­ре, их напоминания об особых привилегиях и правах имперской короны курфюрстами всерьез не принимались.

В таких условиях писаные законы, а не правотворчество шеффенов, были шагом вперед. Появляются частные записи права. К ним относятся Саксонское и Швабское зерцала, составленные в XIII в. Автором Саксон­ского зерцала считают одного из магдебургских шеффенов Э. Репкова. Источниками зерцал были нормы обычного и каноническаго права а также заимствования из кодекса Юстиниана. Уже из первой статьи сборника видно, что его составитель стремился оттеснить служи­телей церкви от рассмотрения мирских споров и правонарушений. Анти­папская направленность Зерцала очевидна.

Как всякий памятник феодального права, Саксонское зерцало дает строгое деление жителей на свободных и зависимых. Имелись промежуточные группы цолусвабодаых— лиц, выполнявшие разные повинности. Мелкие-рыцяри и зажиточные крестьяне считались шеффенским сосло­вием. Зерцало состоит из двух частей. Первая содержит нормы земского права, вторая — ленного. Земское право распространялось на свободных из шеффенского сословия. Ленное право действовало только среди благо­родных «свободных» господ, среди высшей знати. Оно определяло поря­док наследства земельных наделов и вопросы судопроизводства.

Следуя традиции, Саксонское зерцало относило разрешение споров между сюзереном и вассалом к ленному праву. По объекту регулируемых правоотношений земское право было шире ленного, его источником явля­лись нормы обычного права, указы короля, предписания князей.

Уголовные наказания по этому судебнику были весьма суровы. Если раньше за мелкие преступления виновный мог возместить ущерб путем уплаты штрафа (вергельд), то по Зерцалу санкции ужесточаются.

Всякое выступление против императорской власти каралось смертной казнью (закалыванием). Смертная казнь полагалась и за воровство, даже если сумма похищенного едва превышала 3 марки. Разница между ночным и дневным вором состояла лишь в степени наказания. Первого полагалось повесить, второму — отрубить голову. Ограбление церкви, мельницы, кладбища каралось колесованием. За колдовство виновного надлежало сжечь на костре. Среди наказаний упоминаются вырывание языка, отсечение головы и др.

Позднее некоторые положения Саксонского зерцала были использо­ваны в Магдебургском праве — сборнике норм городского права начала XIV в. В отличие от Зерцала, магдебургские законы более детально опре­деляли нормы, связанные с регулированием товарно-денежных отноше­ний, чего почти не знали прежние правовые обычаи. Со временем стали появляться сборники норм городского права. Судьи могли выносить ре­шения, исходя из судебных обычаев. Однако прецедентное право в Германии не привилось.

 

80. «Золотая булла» и ее значение в укреплении олигархического строя в Германии.

" Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся прак­тику, при которой управление Германией фактически сосредото­чивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов — Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейн­ского. Князья-избиратели большинством голосов определяли вы­бор императора. "Золотая булла" подробно регламентировала про­цедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он по­давал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее со­гласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в те­чение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

"Золотая булла" признала полную политическую самостоя­тельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собствен­ность на недра и эксплуатация их, взимание а­лам было запрещено вести войны против сеньоров, городам — заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заклю­чать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохра­нялась за императором).

В результате конца 11в, в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательная феод раздробленность была закреплена Золотой Буллой, изданной в 1356г при императоре Карле 4. Согласно ей император избирался коллегией курфюрстов, состав которой был чётко определён. Булла закрепила за курфюрстами все права самостоятельных властителей. Империя сохранилась как символ, название, но не как реальное полит образование. Таким образом, императорская власть была номинальной. Император не мог принять никаких важных решений без согласия курфюрста.

Содержание и значение Золотой буллы 1356г: определил систему выборов императора. До принятия этого акта, существовал акт "Князья избиратели". Было 3 кафедры избирательной курии: герцог Саксонский, король Богемский и Бранденбургский - собирались и действовали в соответствии с Золотой буллой.

Золотая булла стала основой государственности римской империи германской нации. В соотношение с ней император избирался из числа наиболее важных династий. Иногда эти выборы приводили к тому, что следующий император был приемником или родственником предшествующего императора. Иногда в качестве император выступали даже негерманские рода.

Сначала избирали германского короля (конституционирование), который затем становился императором после коронации в Риме.

Если общество в лице главных монархов империи выбирали данное лицо на роль императора, то государственность была гарантирована от случайности. Идея единства (монархии) присутствовала, осуществляясь выборами.

Целибат - принцип безбрачия.

 

 

81. Право средневековой Англии (источники, основные институты, общая характеристика).

Феодальное право Англии отличалось сложностью, запутанностью, казуистичностью, что было связано с особыми путями его формирования. До нормандского завоевания в XI в. оснопными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в. В 601—604 гг. в Кенте была провозглашена Правда Этельберта. В VII в. была составлена в Уэссексе Правда Инэ, в IX в. в первом относительно централизованном государстве англосаксов — Правда Альфреда, в XI в.— Законы Кнута. Все эти сборники отразили постепенные процессы социального расслоения, феодализации англосаксонского общества, становление государственности, влияние христианской религии, принятой здесь в начале VII в. Политика первых нормандских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя, также была направлена на соблюдение "старинных и добрых англосаксонских обычаев". В это время, таким образом, уже зарождается традиция стойкой исторической преемственности английского права, а роль главного гаранта соблюдения его норм переходит к сильной королевской власти, к складывающейся системе общегосударственных королевских судов. С деятельностью на постоянной основе королевских разъездных судей при Генрихе II (XII в.) и было связано формирование "общего права" страны. Оно рассматривало прежде всего "тяжбы короны", то есть дела, представляющие прямой интерес с точки зрения возможных доходов казны: о феодальных правах монарха, об обнаружении кладов, о подозрительных смертях и нарушениях королевского мира, о злоупотреблениях коро-левских должностных лиц. Кроме того, рассматривались ими и "общие тяжбы" или "тяжбы народа" по жалобам, поступающим к королю. Одним из первых центральных королевских судов и стал суд "общих тяжб", созданный в 1180 году. В начале XIII в. функции разрешения дел по жалобам королю перешли в "Суд королевской скамьи". Разъездные суды начали унифицировать нормы местного обычного права и создавать "общее право" с помощью королевской канцелярии, которая издавала специальные приказы (writ), как правило по заявлению потерпевшей стороны, которые содержали требование к обидчику или шерифу исполнить его и устранить нарушенные права жалобщика. Затем стали издавать специальные судебные приказы, требование которых было обращено непосредственно к обидчику — явиться "перед нами или нашими судьями в Вестминстере" и дать ответ на жалобу, то есть опровергнуть или признать нарушение прав другого лица. Со временем в приказах стал четко формулироваться вид требования, иска; приказы стали классифицироваться по определенным видам правонарушений. Истец, таким образом, получал уверенность, что если нарушение его прав, нашедшее выражение в соответствующем приказе, будет доказано в суде, то он выиграет дело. Этому способствовали прежде всего ассизы Генриха II, которые установили единообразный способ рассмотрения гражданских тяжб о земле. Наиболее известна "Великая ассиза", предусматривавшая особую форму иска об установлении правового титула на землю, а также ряд владельческих ассиз: "О смерти предшественника; ассиза "О новом захвате; ассиза "О последнем представлении на приход". Две крупные ассизы Кларендонская (1166 года) и Нортгемптонская (1176 года) были изданы в форме инструкций разъездным судьям. Так как на ранней стадии формирования "общего права" королевские приказы издавались по каждому конкретному случаю, то уже к началу XIII в. их накопилось так много, что в них трудно было разобраться. В связи с этим в XIII в. стали издаваться своеобразные справочники по "общему праву" — реестры приказов, в которых они стали фиксироваться в виде образцов исков, в строгой юридической форме. Другим каналом формирования норм "общего права" стала сама практика королевских судов. 'Записи по судебным делам, сначала в форме краткого, затем подробного заявления сторон и мотивировки судебного решения, велись с момента возникновения института разъездных судей. С начала XIII в. судебные протоколы стали публиковаться в "Свитках тяжб". С середины XIII в. эти сведения о наиболее важных судебных делах судьи стали черпать из официальных отчетов — "Ежегодников". В 1535 году на смену им пришли систематизированные судебные отчеты частных составителей. Вместе с публикацией материалов судебных дел стала формироваться и теория судебного прецедента, еще далеко не завершенная в это время. Результатом формализма, дороговизны, медлительности, общей неспособности "общего права" решительно трансформироваться в связи с меняющимися историческими условиями стало появление в Англии в XIV в. "суда справедливости" и последующего формирования еще одной правовой системы, "права справедливости". " Основные принципы "права справедливости", часть которых была заимствована из "общего права", сведенные в определенную систему норм в XVII в., сохранили свое значение до наших дней. Главный из них заключается в том, что "право справедливости" — это "милость короля", а не исконное право потерпевшего. На "право справедливости" нельзя претендовать во всех случаях нарушения прав, так как оно носит дискреционный характер, то есть зависит от усмотрения суда.

Особый характер развития прецедентного права потребовал обращения и к трудам английских правоведов, которые очень рано стали выполнять роль гидов в лабиринтах двух систем английского права.

Первый правовой трактат появился в Англии еще в XII в. Он был написан при Генрихе II, его юстициарием Гленвиллем. С XV в. появляются ученые трактаты уже по наиболее важным и сложным вопросам права. Это работа Литтльтона "О поземельных держаниях", а также трактат Фортескью с весьма характерным названием "Похвала английским законам". В сферу внимания английских правоведов все чаще попадают и нормы статутного права, значение которых со временем все больше возрастает. В начале XVII в. знаменитым Э. Коком были составлены "Институции законов Англии", которые состояли из четырех книг. Статуты — парламентские акты стали отличаться от других источников права средневековой Англии тем, что их законность, в отличие от их толкования, не могла обсуждаться в судебном порядке. Особое место среди источников средневекового права Англии заняли также нормы торгового и канонического права. Консервативный формализм "общего права", не способствующий развитию рыночных отношений, предопределцл прямые заимствования английским правом ряда норм торгового и канонического права, складывающихся на межгосударственной основе. Появление значительного числа торговых обыкновений было связано и с деятельностью английских торговых судов. Их правовая сила скреплялась часто королевскими статутами. Дело в том, что в портовых городах Англии, ставших с конца XIII в. важными центрами международной торговли, вместе с оптовыми ярмарками по продаже шерсти, сукна, металлов развилась целая сеть специальных судов (court of the staple). В XIV в. суды по оптовой торговле действовали уже в 614 английских городах.

 

 

82. Великая хартия вольностей 1215 г. и её значение в государственно-правовом развитии Англии.

Великая Хартия Вольностей 1215 г. Структура, содержание и значение.

Принята в ситуации противоречия элемент случайности.

После завоевания Норманами англии сложилось феодальное право. На сегодня ВХВ формально отменена.

Ричард I не принес стране процветания, военные интересы. Большие издержки.

Налоговая система - система субсидий.

После него Иоанн Безземельный. Был наложен интердикт в 1208 г.

1209 - отлучение короля от церкви à утратил свои права на престол. Рыцари перестали быть подчинены.

Он уступил, принес присягу папе (1213), королевство оказалось в васальной зависимости, теперь платили папе.

Начинается открытое противостояние короля и баронов. Пришли к соглашению, король подписал ВХВ. (63 ст.)

Хартия - это акт, который дарует подданным права.

ВХВ - это договор между армиями. Он является фундаментом конст-правовой системы современности.

- нет налогообложения без представительства

- все свободные имеют права по отношению к короне

- корона должна ограничить свои притязания к имуществу

- ВХВ говорит о свободных

- права баронов постепенно становятся правами всех свободных

- налоги не могут произвольно устанавливаться королем (коллегия баронов)

- 1215 - король обязан созывать представителей - баронов

- свобода эмиграции

1265 - создание парламента

Произвольное взымание субсидий: для выкупа короля из плена, для посвящения в рыцари первородного сына короля, выдача замуж первородной дочери короля.

Инокентий III объявил ее незаконной и Иоанн Безземельный отрекся от нее.

Она существовала как юр база оппозиции.

Отличие британского парламентаризма

13 в. - время формирования в европе сословного представительства.

Феодалы в англии никогда полностью не освобождались от уплаты налогов, а во франции освобождены полностью.

Рано феод. воен. Служба заменяется налогами.

Англия не отказывалась от своих историко-правовых традиций. Для англ. Характерен путь эволюции, а континенту - революции.

(кроме революции…диктатура Кромвеля)

Основные положения хартии, которым последующая политическая история Англии придала наи-

большее значение, сводились к следующему:

1) король обязывается соблюдать феодальные обычаи в своих отношениях с вассалами, не вмеши-

ваться в юрисдикцию феодальных курий;

2) налоги и сборы могут взиматься не иначе как по решению «общего совета королевства» (что означало по существу восстановление баронской курии);

3) всякий арест должен быть основан на показаниях, «заслуживающих доверия свидетелей»;

4) ни один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен име-

ния, поставлен вне закона и так далее «иначе как по законному приговору», вынесенному равными

по положению судьями («пэрами»), и «по законам страны»;

5) соблюдение хартии должен гарантировать совет из 25 баронов, наделенный правом «принуждать

и теснить» короля «всеми способами, какими только может».

По окончании смуты Иоанн отказался от хартии. Римский Папа его не поддержал. Но хартия уцелела.

В 1216 г. Иоанн Безземельный умер. Его наследник, малолетний Генрих III, уступая баронам, подтверждает хартию.

 

83. Возникновение государства у арабов. Арабский халифат

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии — ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского". Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570— 632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого "снизошли откровения", записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога — Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк — "посланник Аллаха на земле". Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати "откровениями" Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее — Медина, "город Пророка"). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения. Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям — иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повинЬ-вения богу, пророку и "тем, кто имеет власть". Ислам в переводе с арабского и означает "предание себя" Богу. В течение десяти лет, в 20—30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман — халифов ("заместителей пророка")'. Первые четыре халифа, так называемые "праведные" халифы, подавили недовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. В VII —- первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г. В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661—750 гг.), и багдадский, или период правления династии Аббассидов (750—1258 гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства. Исламское государство. Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов. Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий. Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным немусульманам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с, мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать. Вместе с тем политика исламизации (насаждения новой религии) и араби-зации (расселения арабов на покоренных территориях, распространения арабского языка) осуществлялась быстрыми темпами без особого принуждения со стороны завоевателей. На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами. Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии — диваны. Они оформились еще при Омейядах, которые ввели и обязательное делопроизводство на арабском языке. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жалованья или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции. По мере расширения функций арабского государства усложнялся и центральный государственный аппарат, росло общее число центральных ведомств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...