Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судьба идеи правового государства в России




В научных кругах говорят, что «поиск модели согласованности взаимодействия права и государства, придание праву качества основного средства осуществления государственной власти всегда было актуальной проблемой в мировой истории». Россия не была исключением. Сам термин «правовое государство» впервые появился в России в 1864 году, в период судебной реформы, но не получил дальнейшего развития. Позже он снова начал употребляться в ходе перестройки, однако, Россия ещё не была правовым государством. Этот термин был официально закреплён лишь Конституцией, принятой в декабре 1993 года.

Идеи правового государства начинают активно просачиваться в Российскую действительность в 1870-1880 г.г., в период, когда вокруг вопроса о государственном строе России шла самая ожесточённая борьба трёх общественно-политических лагерей: консерваторов, революционеров, а также либералов, пытающихся путём разработки реформ подтолкнуть самодержавную власть на очередной (после 1861 года) шаг по пути мирной трансформации его в буржуазную конституционную монархию. Полемика развернулась по поводу способа достижения желаемой либеральными и революционными силами цели: путь реформ или путь революций. Осуждая революционные средства борьбы, первые с горечью признавали: «радикальная реформа сверху невозможна без давления снизу»[1]. Они понимали, что если монарх и дарует по доброй воле конституцию, то он может затем и отнять её не менее легко, чем дал. Их упрекали в неуважении к «самобытности» русского народа, в преклонении перед западом. Революционеры пренебрежительно отзывались об их идеях, говоря, что либералы «рабски просят конституцию, обязуясь и на свободе по-прежнему пресмыкаться». И на высшем этапе кризиса самодержавия (с 1 марта до конца апреля 1881 года) они сделали первый шаг, исчерпав все свои силы цареубийством.

Алафаев А.А. видит выход в следующем. «Первые террористические акты были ничем иным, как эхом грядущих потрясений»[2] – считает он. Если бы государство, прислушавшись к инстинкту самосохранения, пошло бы по пути уступок, не состоялась бы революция и, возможно, совершенно по другому сложилась историческая судьба нашей страны.

События революции 1917 года характеризуются торжеством принципиально иных взглядов. Идея правового государства не стала руководящей, так как К. Маркс и В.И. Ленин говорили о неизбежности диктатуры пролетариата. Ленин характеризовал диктатуру пролетариата как «никакими законами неограниченную власть». Ф. Энгельс считал, что «когда не будет господства одного класса над другим, не надо будет никого сдерживать». Следовательно, не нужны будут законы. Однако, это вовсе не означает прямого отказа от такого социального института, как государство. «Государство не отменяется, оно отмирает»- считали марксисты. А вместе с государством должно было отмереть и право. Эта концепция считалась достоянием социалистической мысли. Идеи правового государства отвергались не только государственно-правовой теорией, но и практикой. Юридическая практика советского государства являлась открытым выражением презрения к состязательному суду, игнорированием презумпции невиновности, искоренением сущности адвокатуры и прочего. Тоталитаризм, утвердившийся с конца 20-х г.г. в нашей стране, был отмечен культом личности Сталина, огосударствлением всех сфер общественной жизни.

После смерти Сталина делаются попытки на возрождение идей правового государства. Но официально курс на построение правового государства был взят на XIX Конференции КПСС в 1988 году. Провозглашалась большая важность формирования социалистического правового государства, однако это было скорее декларативным жестом, нежели конкретными практическими намерениями. Алексеев С.С. говорит, что такая перемена во взглядах была вызвана «жаждой права». Этот период называют еще периодом перестройки. Произошли существенные сдвиги в правосознании, в отношении к правовому государству. Начинается поиск путей построения правового государства. Одним из таких путей признается совершенствование борьбы с преступностью, в свете чего отмечается необходимость межгосударственного сотрудничества. Отмечается также необходимость не только лишь издания справедливых законов, но и обеспечение их исполнения, пресечение нарушений. Подчеркивается целесообразность перестройки правоохранительных органов, достижению чего и послужит реформа системы юридического образования. Право теперь стало пониматься как система общепринятых принципов и демократических ценностей, что было воспринято и отражено в работах Котляревского, Кистяковского, Новгородцева, Чичерина, Бердяева и других правоведов послеоктябрьского периода, которые в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового государства.

В наше время также пройдены немалые шаги по превращению России в правовое государство. Конституция 1993 года закрепила важнейшие положения правового государства в главе 1.

Закрепив данные принципы, Россия сделала огромный шаг по пути построения правового государства. Однако не так легко воплотить их на практике. Так, не приняты еще законы, предусматривающие юридическую ответственность президента РФ в случае неисполнения им обязанностей как гаранта Конституции РФ. Отсутствует конституционное регулирование ответственности субъекта РФ, в случае, когда он не справляется с возложенными на него полномочиями. Можно привести еще массу примеров в подтверждение тому, что Россия еще не стала правовым государством. Пока присутствует в нашей стране преступность, коррупция и прочие чуждые праву вещи. Мало только создавать законы, необходимо и действенное их применение. Однако нельзя сказать, что наша страна пассивно плывет по течению своей истории – мы стремимся к тому, чтобы правовое государство было не просто лозунгом для России. Многое, к примеру, сделано на субъектном уровне. Так, в некоторых субъектах РФ сложилась хорошая привычка направления на предварительную юридическую экспертизу в Минюст РФ и другие юридические институты страны проектов законов, в части их уже созданы органы конституционной юстиции, которые, дополняя федеральное конституционное законодательство, на уровне регионов способствуют укреплению конституционной законности и сохранению единого правового поля в РФ.

 


Заключение

 

В начале данной работы мы рассмотрели сущность права как социального института, а также основания включения права в предмет философии. «Задача философии в постижении всеобщего» - сказал Аристотель. Изучение же философией права и тесное взаимодействие этих двух дисциплин друг с другом обусловлено прежде всего внутренней потребностью самой философии удостовериться в том, что ее всеобщность действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право.

В истории общества известен такой парадокс: власть, особенно власть политическая, которая и делает «право правом», в то же время выступает как явление, в какой то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой чуждого, остро враждебного фактора. Таким образом перед нами встает сложная ситуация соотношения государства и права в обществе. Существует множество теорий на этот счет, но наилучшим образом эта проблема решается в условиях правового государства, когда государство, ограниченное правом, только усиливает свою мощь и более эффективно воздействует на общество, упорядочивая существующие в нем отношения, а также активно способствуя развитию новых, а право, в свою очередь делает государственную власть легитимной, проводит границы вмешательства государства в частную жизнь граждан, вводит в рамки юридических требований деятельность государства.

Однако изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что правовое государство в России строилось и строится на западных концепциях, однако механическое перенесение на российскую действительность должно быть исключено. Здесь необходимо учесть отношение россиян к праву в целом, т. е. исторически сложившуюся правовую культуру. Вместе с тем нужно подчеркнуть, что правовое государство и его становление – явление общечеловеческое и оно изначально едино как мера свободы и поведения человека. Правовое государство есть наивысшая степень соответствия государства как социального института нуждам общества и личности, поскольку обеспечивает режим господства права и создает надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующуюся жизнь общества, обеспечивает неприкосновенность, самостоятельность и равную меру свободы людей, плюрализм собственности, а также способствует соблюдению правопорядка в государстве.


Список используемой литературы

 

1. Е.Н. Трубецкой “Энциклопедия права”, М. 1907.

2. В.С.Нерсесянц “Философия права”, М.1998.

3. С.С. Алексеев "Философия права", М. 1998.

4. "История политических учений", ч.1; М.1971.

5. Ф.М. Раянов “Юриспруденция: курс лекций”, Уфа, 2000.

6. “Власть. Очерки современной политической философии Запада”, М. 1989.


[1] Алафаев А.А. Идея правового государства в русской либеральной мысли на рубеже 1870-880г.г.// Государство и право.2005. № 1.с.74.

[2] Там же.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...