Понятие, признаки и функции права.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Негосударственное обрАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКАДЕМИЯ «КОНТИНЕНТ» Ф акультет юриспруденция. По предмету: Теория государства и права. По теме: «Право: понятие, признаки, виды, функции, принципы». Выполнил: Студент группы Ю-11-И Куликов Д.Н. Москва Год ПЛАН
Введение. Глава I Понятие, признаки и функции права. Глава II Источники права. Глава III Принципы и отрасли права. Заключение. Список используемой литературы.
Введение.
В далеком историческом прошлом имели место споры о понятии права и государства, об их соотношении, они продолжаются и в настоящем. Современные исследователи выделяют несколько подходов и определений права. Один из этих подходов – позитивистский, другой непозитивистский. Первые идеи о государстве и праве были выдвинуты ещё в эпоху рабовладения. Первоначальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона и Аристотеля. В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте право понимание опирается на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум, он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву. Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости.
Тема «права» актуальна в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями. Право выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания. Существует несколько подходов к изучению предмета права: · государство – творец права, но очевидно, что это не всегда так, государство должно открывать право действительности; · либеральная концепция: право – продукт жизнедеятельности общества, результат конфликта интересов людей. Основа права складывается в процессе отношений людей, а государство лишь санкционирует правила или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к совершению некоторых действий. Всякое право предполагает соглашение. Например, при конфликте между двумя людьми, но если они не договорятся, то начнут действовать каждый в своих интересах, то это будет произвол по отношению друг к другу. Произвол может быть не только по отношению друг к другу, но и со стороны чиновников. Реализация права обычно происходит добровольно, но если граждане начинают его нарушать, за этим следует юридическая ответственность.
Методы науки – способы изучения предмета науки, обозначают определённые подходы и выражают общественные позиции. При изучении государства и права используют общенаучные и частнонаучные методы. На основе общенаучных методов изучаются общие закономерности государства и права в целом. На основе частнонаучных методов исследуются отдельные стороны государства и права в целом. Существует несколько подходов к пониманию методологии права: · Изучение методов исследования · Совокупность методов применяемых в действительности · Методология – как средство получения нового знания Объект права – это реализация права. Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни. По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права: Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы); Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы); Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы); Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом. Субъект права - лицо, за которым право признает известные полномочия, запретности, обязанности, таким образом способное вступать в юридические правоотношения. Теперь непосредственно рассмотрим понятие права, его признаки и функции. ГЛАВА I. Понятие, признаки и функции права. В данной главе я хотел бы рассмотреть понятия, признаки и функции права. Юристы, безусловно, могут иметь противоречивые представления относительно природы права. Но это различие мнений не является препятствием для его существования и развития.
Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Существует несколько теорий о происхождении права. Теологическая теория (некое первосущество создав человека, предписало ему какой-то набор правил, например у христиан – 10 заповедей). Намботивистическая теория (Ганс Хельбр – основоположник) – предполагает, что существует некая основная норма, которая дана каждому человеку для его ощущения, социально активные люди и формируют, согласно своим ощущениям, конституционное право (второй уровень норм), затем избранные народом законодатели, на их основе формируют текущее законодательство, а судьи и администраторы приспосабливают его к реальности. Теория естественного (возрожденного) права. Возникла в XVIII веке. Её развитием занимались: Руссо, Локк и другие. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав (все равны), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что “мои права кончаются там, где начинается свобода другого”). Согласно этой теории существующее в обществе право делится на две части: позитивное право (которое выражено в законах, поддерживается государственным авторитетом, каждая страна имеет своё право, это право должно соответствовать справедливости) и естественное право (вечно, неизменно, выше позитивного права, одинаково для всех народов). «Джон Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу «первых принципов» (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности. В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Для соблюдения этих прав нам и пришлось отдать их часть государству»[1].
Марксистская теория. Право – воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Первоначально теория происхождения и понятия права строилась на концепции, в которой право рассматривалось или как общественное отношение или как правовое отношение. Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Эта точка зрения была раскритикована в 38 году, и право стало пониматься, как система правил поведения отражающих господствующий способ производства и социально-экономическую формацию, установленных или санкционированных государством. Это чисто нормативная точка зрения. Социологическая (Гарвардская) школа права - одно из направлений науки права ХХ в. «Социологи исходили из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям»[2]. Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. В этой связи социологи придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности. Крупнейший представитель социологической школы права — американский ученый Р. Паунд. Широкое распространение получила в США. Другое название – Гарвардская школа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|