44 Методы управления рисками. Декларация промышленной безопасности предприятия.
Управление риском начинается с постановки проблемы. УР осуществляется для его снижения.
1.Информационные методы.
- мониторинг (наблюд. за источниками, степень воздействия (для чел-ка и для прир. среды, анализ, прогноз, моделирование);
-образование и просвещение (непрофессион. и профессиональное).
2.Технологические методы.
- автоматизированные системы управления (АСУ). Цель АСУ – нормальное течение технологических процессов, локализация аварийных ситуаций;
- экологически безопасные технологии (мин ресурсоемкость, мин сбросы, выбросы, отходы, мин исп-е опасных в-в, рециркуляция отходов);
- средства измерения и контроля (в основном датчики, автоматич. система отбора проб воды, воздуха, пожарные датчики).
3.Административные методы.
- нормативно-правовые акты (охраны окр среды, здоровья населения, исп-я природных ресурсов, пром. без-ти);
- стандарты – примен-ся добровольно по рук-ву нач. предприятия- требования безопасности (продукции, условий труда);
- экспертиза – ее проводят гос. службы;
- лицензирование – выдача спец. разрешений на осущ-е к-л вида деят-ти (лицензия на строительство, обращение с отходами, на водопользование, недропользование).
4.Экономические.
- налоги и штрафы (водный н., лесной н, плата за негативное возд-е на ОС), все аварии попад. в штрафы за администр. правонарушения;
- страхование (экологическое) – компенсация ущерба третьему лицу (население, рабочие, другие предприятия, гос-во здесь не участв, не м.б. третьим лицом). Чем выше уровень риска, тем больше ежегодные выплаты для страховой компании;
- субсидии и датации (целевое финансирование государством экологических проектов), напр, стр-во очистных сооружений;
- льготное кредитование экологических проектов – сниженный процент ставки по кредиту, оставш-ся часть доплачивается гос-вом.
Для опасных промышленных объектов составляется декларация промышленной безопасности (ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями на 9 мая 2005 года) Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года).
Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте. Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.
Для опасных производственных объектов, действующих на день вступления настоящего Федерального закона в силу, декларации промышленной безопасности разрабатываются в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, который несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством РФ.
Декларация промышленной безопасности проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.
Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.
45Экологическое картографирование, элементы содержания экологических карт, общие принципы классификации экологических карт.
Пути экологизации картографии
- создаются карты новой экологической тематики
- перестройке подвергаются содержание уже существующих карт
- изменение стиля картографирования: новые условные обозначения, большое разнообразие применяемых проекций, приближении картографируемой картинки к натуральному виду, появляются новые картографические произведения (рельефные карты)
- усиление значимости материалов дистанционного зондирования (аэрофотосъемка)
- изменение стиля атласов
Географические карты принято делить на три основные разновидности: общегеографические, специальные и тематические.
Эколого-географическое картографирование – направление в тематическом картографировании, цель которого системное отображение взаимоотношений и взаимодействия общества и природы.
Экологическая карта - системное изображение взаимоотношений биологических, социальных и технических систем с природной (географической) оболочкой Земли, причем структура экосистем должна показываться в статике, динамике и процессе функционирования.
Задачи экологического картографирования:
1.анлиз и оценка природных условий, сущ-х на опр-й тер-и, регистрация, изучение и учет разрушит-х прир. процессов;
2.изучение вз-я прир. и технических систем, выявление степени антропоген. воздействия на среду и его последствия;
3.планирование и проектирование мер-й по исп-ю ресурсов и преобразовании прир. среды.
Объекты экологического картографирования
- природные объекты и процессы, которые обозначают изначальную экологическую обстановку на территории
- техногенные объекты и ареалы их влияния на среду
- состояние населения, реакция людей на воздействие внешних естественных и антропогенных факторов
Основные технологии производства экологических карт
- непосредственная съемка – наземная, воздушная.
- преобразование одних карт в другие.
- заполнение картографической основы данными
- создание карт по материалам дистанционных съемок
Основные принципы картографирования
- приоритетная направленность (кому адресовано)
- комплексность, системность
- последовательная детализация (выбор масштаба)
Разновидности экологических карт.По практической направленности:
- диагностические – на них отображаются состояния природной среды, хозяйственное использование ПТК на данный момент, наличие и размещение источников нарушений, районирование по характеру и степени нарушенности природы.
- ретроспективные – палеогеографические, дают представление о состоянии природы в ближайшем и отдаленном прошлом.
- футурологические – прогнозные, показывающие предполагаемый ход естественных и антропогенных изменений в природной среде, направление и интенсивность разрастания ареалов нарушений, а также планируемые мероприятия по устранению нежелательных последствий антропогенного воздействия на природу.
- рекомендательные – комплексные карты охраны окр среды, которые рекомендуют мероприятия по охране и рац-му исп-ю.По назначению:
- для производства;
- для науки – нуждаются в оч. узкоспециализированных пок-лях;
- для просвещения – может не содержать узкоспециализированных пок-лей, достаточно широкого подхода.
По масштабу – эта классификация еще не разработана. Выбор масштаба: 1)наличие материала; 2)пожелания заказчика. Напр, 2,5 млн – вполне можно создать экол. карту на РФ, на отдельные регионы – 1 млн, 500:000, 200:000.
По территориальному охвату – область, страна, материк, океан, карта бассейна реки.
По широте темы – частные (отраслевые) - загрязнение одним источником или одним видом загр-х в-в, - общие (все источники загрязнения, комплексные).
По степени обобщения материала:
1.
- аналитические – отдельные стороны или свойства объектов, явл-й или процессов – распределение среднемесячной температуры
- синтетические – целостная характеристика объекта, явл. или процесса, но составлена хар-ка методом обработки ряда пок-лей – климатич. усл-я региона.
2.
- элементарные карты – докуменографические карты, фиксир-е рез-ты первичных наблюдений и измерений
- комплексные карты – показывают одновременно различные св-ва объектов, явл-й или процессов.
По тематике:
- биоэкологические – отражают взаимотн-я орг-мов и их сов-тей со средой обитания;
- социально-экономико-экологические – показывают взаимосвязь между человеч. общ-вом и ср обит-я;
- инженерно-экологические – отображ. вз-я технич механизмов и сооруж-я с природной средой. Предмет картографир-я – природно-промышленный комплекс.
В особую группу динамические экологические карты – взаимоотношения организмов или их групп в динамике эволюции.
По степени достоверности:
- карты документы
- карты выводы
- карты гипотезы
- карты тенденциозные.
3 типа экологических карт1. карты состояния природной среды. К ним относятся карты оценки природной среды и неблагоприятных условий, основана для дорожного строительства (карты вечной мерзлоты, карты засоления почв). Карты предупреждающие о риске стихийных бедствий (при проектировании населенных пунктов). Карты нарушений состояний природной среды (распространение по территории бытовых отходов).
2. карты охраны природы. Карты заповедных территорий и карты природоохранных мероприятий и оптимизации земель.
3. карты природопользования (природопользование – система взаимоотношений человека с природой, возникающая в процессе трудовой деятельности и складывающаяся в соответствии с характером исторических, социальных и географических условий). Классификация карт природопользования:
- по видам природопользования (горнопромышленные, земле-, водопользование);
- по процессам природопользования (карты территории интенсивного ресурсопотребления);
- по характеру и видам оценки природопользования (состояния природных ресурсов).
- по видам использования (карты контроля, соблюдения правил охраны природы; карты планирования хозяйственной деятельности на территории с определенной естественной средой).
46 Основные задачи геоэкологического мониторинга. Виды мониторинга и пути их реализации.
Экологический мониторинг — совокупность мероприятий по наблюдению, прогнозированию и оценке состояния окружающей среды, проводимых с целью выявления антропогенных и естественных составляющих в его изменениях.
Виды:
- гос. экол. мон-г
- объектный.
Под государственным экол-м мон-гом ОС понимается комплексная система наблюдений за состоянием ОС, оценки и прогноза изменения состояния ОС под возд-ем природных и антропогенных факторов.
Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
Мон-г осущ-т: Министерство прир. ресурсов и экологии, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерство с/х. Севморгео – осущ-т мониторинг континентального шельфа, по нес-м полигонам (Баренцево море, восточн. часть Финского залива). Есть объекты федерального ведения, есть объекты регионального ведения.
Экологический мониторинг осуществляется в целях:
- наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием ОС в районах расположения источников антропогенного возд-я и влиянием этих источников на ОС;
- оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под возд-ем природных и антропогенных факторов;
- обеспечение потребностей гос-ва, юридич и физич лиц в достоверной информации о состоянии ОС и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
Мониторинг включает следующие основные направления деятельности (Израэль):
1) наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду, и за состоянием среды;
2) оценку фактического состояния природной среды;
3) прогноз состояния окружающей природной среды и оценку этого состояния.
Информация, полученная при осущ-и экологического мониторинга, используется при:
- разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;
- разработке федеральных программ в области экологического развития РФ, а также мероприятий по охране ОС;
- прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;
- подготовке данных для ежегодного гос. доклада о состоянии и об охране ОС.
При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:
- организация и проведение наблюдения за колич-ми и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние ОС, в том числе за состоянием ОС в районах расположения источников антропогенного возд-я и влиянием этих источников на ОС;
- оценка состояния ОС, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние ОС, выработка рекомендаций по предотвращению вредных возд-й на нее;
- информационное обеспечение органов гос-й власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния ОС;
- формирование гос. информационных ресурсов о состоянии ОС;
- обеспечение участия РФ в международных системах экологического мониторинга.
Второй уровень – объектный мониторинг. Он направлен на оценку возд-я конкретного источника. Проводит природопользователь в соответствии с программой проведения мон-га (кот. согласован с Росгидрометом). Там указыв. основные цели и задачи, основные компоненты и объекты, по кот-м осущ-ся мон-г. Составляется отчет, утверждается заказчиком и согласовыв. с Гидрометом и Росприроднадзором. Мон-г может проводиться 1 раз/1год/2 года. Это зависит от заказчика, требований контролир-х организаций. Мониторинг осущ-ся на основании инженерно-экол. изысканий. Объектный мониторинг ориентирован на существ-ю сеть станций мониторинга. Сеть ориентирована на источники возд-я+фоновые тер-и. Идеальная ситуация – проведение мониторинга после проведения фоновой оценки. Желательно чтобы проведение анализов проходило в одной лаборатории.
Принципы корректности мониторинговых наблюдений:
1.Репрезентативность – т.е. сеть точек наблюдений должна удовлетворять масштабу пространственного поля.
2.Принцип единообразия – т.е. когда измерения и наблюдения на всех точках должны проводиться по единой методике и с помощью приборов имеющих одинаковую чувствительность.
3.Принцип синхронности и регулярности – наблюдения на всех точках должны проводиться в одно и тоже время или через одинаковые промежутки времени.
Его основные задачи: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз ее состояния; определение степени антропогенного воздействия на окружающую среду, выявление факторов и источников такого воздействия, а также степени их воздействия.
Экологический мон-г – экоцентричен. Объект – живые орг-мы. Геоэкологический мон-г – состояние природной среды в целом (и абиотич и биотич. составл-е в целом).
Классификация мониторинга: 1) базовый; 2) глобальный; 3) региональный; 4) локальный; 5) импактный.
Базовый мон-г – система слежения за состоянием и прогнозированием возможных изменений общегеосферн. явл-й без наложения на них региональных, антропогенных влияний.
Бисферный заповедник – охраняемые, наиболее характерные эталонные участки биосферы, расположенные в различных зонах мира. Биосферный заповедник сост из 3 зон: 1) ядро – абсолютно охраняемая тер-я, туда не допуск. никто, кроме служащих заповедника; 2) буферная зона вокруг ядра. В нее допускаются только рекреационные заведения; 3) тер-я строго рационального использования. В ней могут быть неб. населенные пункты и предпр-я, обслужив-е населенные пункты.
Тер-я биосферного зап-ка рассм как саморегулир. прир. с-ма, поэтому они должны быть достаточно крупными и экологически обособлены от соседних тер-й.
Базовый (фоновый) мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы “человек и биосфера”, имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей природной среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия. Объектами глобального м-га являются атмосфера, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП и Всемирной метеорологической организации.
Глобальный мониторинг – система слежения за состоянием и прогнозированием возможных изменений общемировых процессов и явлений, происх. в биосфере и экосфере Земли. Глобальный мониторинг, также как и фоновый проводится на основе международ. договоров о сотрудничестве. Состав наблюдений и сроки их наблюдений в глобальном мониторинге принимаются стандартными. Оговаривается методика сбора инф-и, проводится тестирование методов. Глобальный мониторинг включ. в себя широкий комплекс гидрометеоролог, хим, биолог, геофизич и астрономич-х наблюдений.
Опр-ся степень загр-я воды, воздуха и пов-ти З., ведутся наблюдения за активностью Солнца и космич. излучением. Проводятся геомагнитные наблюдения (прогнозы геомагнитных бурь), сейсмич. наблюдения (землетрясения, цунами), проводятся наблюдения за толщиной озонового экрана Земли и появлением озоновых дыр, провод-ся наблюдения за инт-тью планетпрных тепловых процессов, на основе кот. строятся прогнозы потепления климата.
Региональный мониторинг – система слежения за процессами и явл-ми в пределах какого-то региона, в частности в пределах территориально-производственного комплекса. В отдельных регионах природные процессы и антропогенные нагрузки могут существенно различаться м/у собой. Эти отличия учитываются при организации регионального мониторинга. Таким образом, по своему составу этот вид мониторинга может существенно отличаться от базового (глобального).
Программа регионального мониторинга предусматривает оценку состояния окружающей природной среды в пределах того или иного региона. Наблюдения ведутся за состоянием экосистем крупных ПТК – бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д., где имеются отличия параметров от базового фона вследствие антропогенных воздействий. Изучаются также трофические связи – биологические круговороты и их нарушения, оцениваются возможности использования ресурсов природных экосистем в конкретных видах деятельности, анализируются характер и количественные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду в этих регионах. Например, ведется контроль за популяционным состоянием исчезающих видов животных в пределах какого-либо региона. Объектами регионального мониторинга являются исчезающие виды растений и животных, природные экосистемы, агроэкосистемы и лесные экосистемы.
Локальный мониторинг – этот вид мониторинга вкл. в себя слежение за измен-ем качества среды в пределах отдельных населенных пунктов, промышленных центров и на отдельных предприятиях (например, контроль за загр-ем воздуха на транспортных магистралях города, кот. осущ. с помощью стационарных или передвижных установок).
В программу локального мониторинга входят наблюдения за изменением в различных природных сферах содержания загрязняющих веществ, обладающих канцеро -, мутагенными и др. неблагоприятными свойствами, а также вредных физических воздействий – радиации, шума, вибрации и др. Объектами локального мониторинга являются приземный слой воздуха, поверхностные, подземные и сточные воды, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу, и водные объекты, радиоактивные излучения. Пункты наблюдений располагаются в местах концентрации населения и районах интенсивной его деятельности с таким учетом, чтобы они контролировали основные линии связи человека, например: трофические, с естественными и искусственными компонентами окружающей среды. Это могут быть территории промышленно-энергетических центров, АЭС, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением ядохимикатов.
Импактный мониторинг – этот вид мониторинга осущ. в особо опасных зонах (напр, в зонах Чернобыльск. катастрофы; в р-не предприятия «Маяк» - где перерабат. ядерные отходы атомных станций.
Мониторинг также классифицируют по способу проведения наблюдений, по этому признаку выделяют:
- наземный (подводный);
- дистанционный.
Наземный мон-г осущ-ся непосредственно руками человека с помощью тех или иных приборов.
Дистанционным мониторингом наз. совокупность авиационных и космических наблюдений за состоянием среды с помощью автономных приборов, устанавливаемых в труднодоступных районах (напр, в районах крайнего севера). Данные передаются в центры сбора инф-и по радиоканалам, по приводам или по акустическим каналам связи.
Мониторинг классифицируют также по объектам наблюдений, различают:
- гидрометеорологический (климатический);
- мониторинг загр-я атмосверы, воды, почвы;
- биологический (биоиндикационный) – сущ-т нек-е виды орг-мов, кот. определенным образом реагируют на загр-е среды;
- демографический мониторинг – ведутся наблюдения за рождаемостью, смертностью, ожидаемой продолжит-ти жизни, за числ-тью населения;
- соц-экономич. – уровень питания населения – ур. среднего россиянина=2300 ккал, на 700 меньше нужного;
- радиационный – измер. уровень радиации;
- сейсмический мон-г – набл-я за состоянием з.к. и мантии, системы оповещения населения о землетрясениях, цунами, вулканизм).
Другая классификация (из лекций Мовчана):
1) по целям:
а) геофизический мон-г (мониторинг климата, загр-я природной среды);
б) биологический мон-г (живая природа на разных уровнях организации биосистем);
2) по пространству:
а) глобальный мониторинг;
б) региональный мон-г (изуч. на уровне региона);
в) локальный мон-г (оценка возд-я на ОС);
3) временной подход:
а) постоянный мониторинг;
б) кратковременный мониторинг.
Идеология мониторинга – параметром измерения явл. не саамам величина, а ее отклонение от нормы.
47 Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха.
Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения; Наблюдения за уровнем загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах РФ выполняют территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Совместно с ними наблюдения осуществляются органами санитарно-эпидемиологического надзора и другими ведомствами, имеющими лицензию.
Перечень веществ обязательных для наблюдения на всех станциях: пыль (взвешенные вещества), SO2, NO2, NO, CO плюс специфика.
Кроме эти веществ в обязательный перечень включаются:
- растворимые сульфаты и бензапирен для городов с населением ≥ 100 тыс. жителей;
- формальдегид и соединения свинца для городов ≥ 500 тыс. жителей;
- металлы если в городе есть предприятия цветной металлургии;
- пестициды если есть их производство в городе или рядом с городом много с/х зон.
Существуют посты трех категорий:
- стационарные - служащие для систематических наблюдений - это специальные павильоны, оснащенные оборудованием и приборами для отбора и анализа проб воздуха и определения метеорологических параметров;
- передвижные (подфакельные) - служащие для разовых наблюдений над дымовыми и газовыми факелами;
- маршрутные - используются в тех случаях, когда нецелесообразно устанавливать стационарные, т.к. на машине за день можно провести наблюдения в 4 – 5 точках.
Число постов определяется числом жителей, метеорологическими условиями, ландшафтом и количеством промышленных предприятий. В России средний стандарт:
1 пост в городе с населением до 50 тыс. жителей
2 поста в городе с населением 50 – 100 тыс.
2 – 3 поста в городе с населением 100 – 200 тыс.
3 - 5 постов в городе с населением 200 – 500 тыс.
5 – 10 постов в городе с населением более 500 тыс.
10 – 20 постов (стационарных и маршрутных) в городе с населением более 1млн.
Станции наблюдения
Для мониторинга качества атмосферного воздуха существуют станции наблюдения трех уровней: локальные, региональные и глобальные.
Сеть локальных станций организует наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы в городах и населенных пунктах. Стандарты этих наблюдений определяются законодательством страны и могут отличаться в зависимости от климатических особенностей, от обычаев страны и от поставленных целей.
Задача региональных станций обнаружение долгопериодных изменений атмосферы связанных с изменением характера использования земель и другой антропогенной деятельностью.
Фоновые станции должны выявлять долгопериодные изменения параметров окружающей среды, имеющих значение для погоды и климата планеты. Они должны находиться в местах наиболее удаленных от источников загрязнения (не менее 100 км от источников загрязнения), чтобы свести к минимуму воздействие региональных факторов.
Существует четыре программы наблюдений:
- полная (П) для получения информации о разовых и среднесуточных концентрациях ингредиентов. Должно быть не менее четырех измерений в сутки с обязательным отбором в 1, 7, 13 и 19 часов по местному декретному времени. На конец ХХ века в России было 76 таких постов.
- неполная (НП) для получения разовых концентраций в 7, 13 и 19 часов. Таких постов было 545.
- сокращенная (СС) для разовых концентраций в 7 и 13 часов, по этой программе измерения проводятся когда температура опускается ниже - 45° С, и в тех случаях, когда среднемесячные концентрации загрязняющих веществ не превышают одной двадцатой ПДК.
- суточная, когда производится непрерывный отбор проб, что позволяет получить только среднесуточные концентрации.
Все программы позволяют получить среднемесячные, среднегодовые и средние за более длительный период значения концентраций загрязняющих веществ.
Методы отбора проб
Основным методом является поглощение газов и паров в жидкие поглотительные среды, это может быть вода, органические или специальные растворители. Поглощение основано на двух явлениях: растворение газов и взаимодействии поглощающего вещества с раствором. Последняя методика предпочтительней, так как в первом случае процесс должен идти очень медленно из-за нагревания при растворении и смене режима.
Поглотительные приборы двух типов:
- приборы типа барботеры, в которых воздух пропускается через растворитель;
- сорбционные трубки с пленочным сорбентом, это трубки заполненные мельчайшими стеклянными гранулами с удельной поверхностью до 10 м2 / г, которые покрываются сорбционным веществом.
Поглощение газов и паров твердыми зернистыми сорбентами. Это селикагель, который удобен тем, что во-первых имеет большую удельную поверхность, во- вторых его можно использовать многократно. Второй поглотитель – активированный уголь, он используется главным образом в системе санитарно- гигиенического надзора.
Поглощение твердыми фильтрами.
Для приблизительной оценки вредности загрязняющих веществ и учета их воздействия на организм человека последние разделены на четыре класса вредности:
- черезвычайно опасные, к ним относятся Hg, бенз(а)пирен, бериллий и др.,
- высоко опасные - Cl, Аl, Ba, бензол, ДДТ и др.,
- умеренно опасные – SOx, NOx, и др.,
- мало опасные – COx, аммиак, бутилен и др.
Класс вредности определяется в зависимости от концентрации вещества вызывающей негативное воздействие на здоровье человека.
Кроме этого в токсикологии все загрязняющие вещества принято оценивать по их воздействию на организм человека. Наиболее характерными являются чисто токсикологические воздействия резорбтивные (резорбция – усвоение или всасывание веществ в кровь или лимфу через слизистую кишечника или через кожу) и рефлекторные (органолептические). Резорбтивные воздействия могут быть общеэкологическими, канцерогенными, мутагенными и другими. Рефлекторные реакции проявляются в форме ощущений, например запаха. Эти обстоятельства вызвали необходимость установить ПДК: максимально разовую для рефлекторных реакций и среднесуточную для предупреждения токсикологических последствий.
ПДК загрязняющего вещества в атмосферном воздухе – концентрация, не оказывающая в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущие поколение, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствие и санитарно бытовых условий жизни.
ПДКмр -конц-я вредного в-ва в воздухе населенного пункта, не вызывающая рефлекторных реакций в орг-ме чел-ка, устанавливается для предупреждения развития немедленных токсических эф-тов.
ПДКсс -конц-я вредного в-ва в атмосферном воздухе, не оказывающая на человека прямого или косвенного возд-я при круглосуточном вдыхании.