Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «гостиница»
Финансовое состояние - важнейшая характеристика деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров. Финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии и результатах деятельности гостиничного хозяйства в прошлом, с целью оценки перспективы его развития. Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей является баланс. Данные баланса необходимы: собственникам - для контроля над вложенным капиталом, руководству организации - при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам - для оценки финансовой устойчивости. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной форме финансовое положение предприятия по состоянию на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций. Все данные по финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Гостиница» приведены за 2008 - 2010 года. Исходной информацией для анализа являлись баланс предприятия (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2).
Горизонтальный анализ
Горизонтальный анализ — это анализ изменений во времени статей баланса (таблица 10). Он заключается в построении аналитической таблицы, в которой абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Таблица 10 - Горизонтальный анализ активов и пассивов баланса отеля за период 2008 – 2010 гг.
В течение периода происходит постепенное снижение суммы основных средств за счет начисления амортизации. Снижение происходит на 23 тыс.руб. или на 6 %. Также снижается объем незавершенного строительства. Изменение за 2009 год – 21 тыс.руб., за 2010 – 6 тыс.руб. Напротив происходит наращение оборотных средств, за период – 29 562 тыс.руб. Темпы роста снизились, за 2009 год увеличение 23 %, за 2010 – 10%. Увеличение произошло за счет увеличения дебиторской задолженности. За 2009 год она выросла на 44 246 тыс.руб. (в 2 раза), за 2010 – 8 379 тыс.руб. (на 10%). За 2009 год выросли собственные средства (за счет увеличения нераспределенной прибыли на 6098 тыс.руб.), в 2010 году снизились за счет ее расходования на 805 тыс.руб. Увеличилось за 2009 год значение кредиторской задолженности (на 8 %), затем снизилось на 5,6 %.Задолженность перед персоналом повысилась на 4 306 тыс.руб. (9 %), затем снизилась почти на столько же. В итоге выросла за период на 1 млн.руб. Задолженность перед бюджетом снизилась на 22 % и составила на конец 2010 года 985 тыс.руб.
Валюта баланса за 2009 год увеличилась на 10279 тыс.руб. (2 %), затем снизилась на 0,8 %. Кроме горизонтального анализа баланса можно также провести анализ отчета о прибылях и убытках. Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках (таблица 11) предполагает последовательное изучение всех статей отчета. Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов - себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей.
Таблица 11 - Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках отеля за период 2008 – 2010 г.
В целом происходит постепенное увеличение всех статей отчета: - увеличение выручки за 2009 год по отношению к 2008 на 15 %, за 2010 по отношению к 2009 – на 12 %. Абсолютный прирост за 2 года – 18 606 тыс.руб.
- увеличение себестоимости за период на 7 845 тыс. руб., что составляет 29%. - общее незначительное увеличение коммерческих расходов (на 1,5 млн. руб. за период), управленческих – около 1 млн.руб. В 2010 году темпы роста коммерческих повысились и составили 123,47%, темпы роста управленческих снизились (97,64 %). - увеличение прибыли от продаж за период порядка 8 млн. руб, одновременно с этим замедление темпов роста. Прибыль за 2009 год увеличилась на 33 %, за 2010 – на 24 %. Такая же динамика (незначительное отклонение вверх и вниз по годам, в целом - увеличение) наблюдалась и по остальным статьям – операционным и внереализационным доходам и расходам. Чистая прибыль выросла за период на 5 898 тыс.руб. и составила на конец 2010 года 12 521 тыс.руб. Темп роста за 2009 год составил 146,61 %. Это означает рост прибыли на 46 %. Затем происходит замедление темпов роста – 128,95 % за 2010 год.
Вертикальный анализ
Вертикальный анализ — это анализ изменения во времени доли каждой из статей баланса в общем объеме активов (пассивов). Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений. С помощью относительных показателей сглаживается негативное влияние инфляционных процессов. Вертикальный анализ баланса представлен в таблице 12. Таблица 12 - Вертикальный анализ активов и пассивов отеля за период 2008 – 2010 гг.
Большую долю во внеоборотных активах занимают основные средства – порядка 70 %. Это связано со спецификой бизнеса (мебель, интерьер, оборудование). Происходит постепенное снижение за счет амортизации на 3,62 пункта за 2009 год и 2,33 пункта за 2010 год. Высокая доля основных средств свидетельствует о значительных накладных расходах и чувствительности к изменениям выручки. Для сохранения финансовой устойчивости предприятию необходимо иметь высокую долю собственного капитала в источниках финансирования. Структура оборотных активов характеризует масштаб деятельности предприятия и состояние расчетов с потребителями. Оборотные средства составляют 23,66 % на конец 2010 года, происходит постепенное увеличение за 2 года (около 6%). Они представлены на последний год «Запасами и НДС» 3,59 %, дебиторской задолженностью 20,07 %. Денежные средства занимают всего лишь 1 %. Анализируя раздел III «Капитал и резервы» мы видим, что вклады в уставный капитал не производились. Собственные средства составляют около 90 %. В общем их доля сначала повысилась (на 0,54 пункта) за счет увеличения нераспределенной прибыли, затем снизилась (на 0,64 пункта) за счет расходования денежных средств. Анализируя раздел V «Краткосрочные обязательства» можно сказать, что гостиница финансирует свою деятельность за счет кредиторской задолженности, не прибегая к кредитам и займам. Он составляет порядка 10 % от валюты баланса. Основную часть занимает задолженность перед поставщиками (примерно по 9 %), около 1 % в сумме задолженность перед персоналом и бюджетом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|