Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Происхождение и развитие письма.

1. Исторические разновидности письма:

А) «предметное письмо» и наскальная живопись как предыстория собственно письма.

Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Оно помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно. Главные затруднения для общения звуковым языком представляют пространство и время. Устное речевое общение возможно только на ограниченном расстоянии от говорящего, в пределах слышимости речи; что же касается преодоления времени, то можно смело говорить о преимуществах письма перед устной речью. Происхождение письма следует относить к тем эпохам, когда у говорящих людей появилась потребность преодолевать в связи с более сложными общественными отношениями пространство для взаимоотношений с отдалёнными членами рода или другими племенами и для увековечения чего-либо во временах. Являясь дополнительным средством общения к устному речевому общению, письмо в своих различных формах и видах в разные эпохи по-разному соотносилось со звуковым языком. В более ранние эпохи письма могли и не передавать элементов языка, но, тем не менее, быть средством общения. В посланиях использовалась как символическая сигнализация с использованием предметов (племена скифов), так и условная сигнализация, когда сами предметы ничего не выражают, а используются как условные знаки (перуанское, ирокезское письмо). О значении условных символов надо заранее договориться тому, кто посылает такое «письмо», и тому, кто его получает. Такими знаниями обычно обладала особая выделившаяся каста жрецов. «Предметное письмо» является элементарным и схематичным.

Начертательное письмо в разных своих формах (надписи на скалах, на погребальных плитах, триумфальные надписи) или прямо соотносится с языком, отражая в графике языковые формы, или же является вспомогательным, но не связанным с языком средством общения. Собственно письмо, связанное с использованием для общения графических(начертательных) знаков (картинок, значков, букв, цифр), имеет большие возможности и передаёт более определённую информацию.

Таким образом, в широкое понятие письма можно включить все виды общения людей при помощи оптических (зрительных) знаков; под это определение подходит не только собственно письмо и печать, а так же и любые воспроизведения письменных и печатных знаков.

Б) пиктография, её специфика и недостатки.

Термин образован от латинского слова pictus (нарисованный) и греческого grapho (пишу). Этим термином обозначается такое письмо, знаки которого представляют собой схематические рисунки, наглядно изображавшие предметы и явления действительности. Пиктография не связана с алфавитом, т.е. набором определённых знаков, и тем самым не связана с обучением чтению и письму, т.к. нужные для передачи вещи и ситуации надо только похоже изобразить; несвязанность пиктографии с формами языка позволяет ей быть удобным средством общения разноязычных племён. В числе особенностей пиктографического письма две очень существенны для понимания того, почему пиктография с течением времени заменяется более совершенным письмом. Вот эти особенности:

а) сочетание пиктограмм передаёт более или менее полное содержание высказывания, но не передаёт его языковую структуру (последовательность слов, их форму, их звучание и т.д.);

б) чем отвлечённее содержание высказывания, тем труднее «изобразить» его набором пиктограмм; для отвлечённых идей пиктограммы не годятся.


В) идеография: отличительные черты, преимущества; древнее и современное иероглифическое письмо.

С развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности письма, которые пиктография уже не может выполнять, и тогда возникает идеография (от греч. Idea(понятие) и grapho(пишу)). Таким образом, идеография – это «письмо понятиями», когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме.

На данном этапе развития письма одни и те же рисунки могли иметь и прямое значение (что изображено) и переносное (сопутствующие явления), что очень затрудняет дешифровку письменных памятников этого типа письма. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы. Существуют несомненные и очевидные преимущества идеографии(логографии) перед пиктографией: а) идеографическое письмо передаёт достаточно полно и точно содержание любого словесного сообщения независимо от степени его конкретности или отвлечённости; б) это письмо передаёт (хотя и неполно) элементы структуры высказывания (словопорядок, словесный состав, некоторые элементы грамматических форм); в) оно пользуется строго фиксированными, устойчивыми по начертанию наборами знаков. Идеография оказалась более устойчивой системой письма и у некоторых народов существует до сих пор (китайское письмо). В известной мере это объясняется тем, что идеографическое письмо имеет некоторые преимущества перед сменившим его фонографическим.

Одно из этих преимуществ: с помощью одних и тех же идеограмм могут общаться люди, говорящие на разных языках.


Другое преимущество идеографии – компактность письма. Одним значком обозначается целое слово, для обозначения которого в фонографической системе письма требуется несколько знаков.

Г). Слоговое и буквенно-звуковое письмо как фонография.

Термин образован от греческих слов phone(звук) и grapho(пишу). Знаки этого письма (фонограммы) обозначают звуковые элементы слова, т.е. слоги или звуки (фонемы); в зависимости от этого принято различать две разновидности фонографии – слоговое письмо и буквенное; примером слогового может служить индийское, примером буквенного – русское.

Количество используемых знаков сокращается в сотни раз. Современные развитые фонографические системы письма насчитывают всего несколько десятков знаков (букв). Фонография обеспечивает точную и строгую фиксацию не только содержания высказывания, но и всех составляющих их структуры – состава звуков, лексико-семантического состава, морфологических элементов и форм, синтаксических особенностей.

 

2. Происхождение алфавитов:

 

Алфавит (от греч. Alphabetos) – это совокупность букв какого-либо фонемографического письма, расположенных в исторически установленном порядке. Само слово «алфавит» образованно от названий двух первых букв греческого алфавита: альфа и бета. Аналогично образованно слово «азбука»: от названия двух первых букв славяно-кирилловского алфавита – аз и буки. В алфавитных системах письма отдельная буква передаёт, как правило, один звук.

Считается, что принцип алфавита был изобретён западно-семитскими народами, в частности, древние хаанеяне использовали его уже в клинописи. К родоначальникам всех видов алфавитов часто относят финикийский алфавит (X-XI в.в. до н.э.), который состоял из 22 букв, следующих друг за другом в определённой последовательности, причём обозначались согласные, обозначение гласных на письме отсутствовало. Финикийские буквы имели простую и удобную для написания и запоминания форму. В финикийском алфавите, как и во многих западно-семитских, названия букв были образованы от слов, которые обозначают предметы, начинающиеся с соответствующих звуков. Полагают, что в дальнейшем около 415 известных алфавитов (арамейское, еврейское, иранское, арабское письмо) возникли непосредственно или опосредованно из финикийского алфавита. В своей первичной форме финикийский алфавит был воспринят в Малой Азии, Греции (греческий алфавит), Италии. Этот же источник и у наиболее развитого в древности греческого письма (VIII-VII в.в. до н.э.). Древнегреческое письмо имеет 24 буквы, которые располагались в горизонтальные строчки. Направление письма греки изменили, стали писать не справа налево, а слева направо.

Исходным для всех западных алфавитов является греческий алфавит. На базе греческого алфавитного письма в IV-III в.в. до н.э. сложился собственно латинский алфавит. Большинство греческих букв сохранило в нём своё исконное значение и начертание. На греческой основе возникла кириллица.

Старославянское письмо – это письмо, созданное во второй половине IXв. для церковных нужд Великоморавского княжества. Великоморавский князь Ростислав направил к византийскому императору Михаилу III посла с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы научить мораван вести церковную службу на их родном языке вместо непонятного им латинского. Для выполнения этой миссии были посланы Кирилл и Мефодий – греки, братья, уроженцы г. Солунь, в окрестностях которого обитало многочисленное славянское население, чей язык знали многие из горожан, в том числе Кирилл и Мефодий. Результатом их работы стало изобретение двух славянских азбук: кириллица и глаголица (от строславянского «глаголь» - слово, речь). Почти полностью совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому букв, глаголица резко отличалась от неё формой букв. Строка древнего глаголического письма напоминает греческую скоропись, но буквенные начертания не имеют соответствий с греческими буквами. Буквенный состав древней кириллицы в целом соответствовал древнеболгарской речи.

Кириллица и глаголица были созданы одновременно как разновидности одной азбуки, предназначенные для употребления в разных сферах письма. В монументальном, торжественном письме употреблялась кириллица, в беглом деловом письме – глаголица. Некоторую аналогию этому можно видеть в соотношении прописного и строчного подалфавитов в современном алфавите.

Русское письмо является продолжением кириллицы.


Используемая литература

 

1. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. М., 2004.

2. Энциклопедия «Русский язык». Научное издание. М., 2003

3. Реформатский А.А. «Введение в языковедение». М., 1997

4. Головин Б.Н. «Введение в языкознание». М., 1977

5. Гируцкий А.А. «Введение в языкознание». Минск, 2003

6. Моисеев А.И. «Звуки и буквы, буквы и цифры…». М., 1987

7. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. «Пособие по развитию речи». М. «Просвещение» 1987

8. Горшков А.И. «Всё богатство, сила и гибкость нашего языка». М. «Просвещение» 1993

9. Васильева А.Н. «Основы культуры речи». М. Русский язык 1990

10. Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения». М.: Высш.шк. 1989

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...