Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Минутная практика внимательности




Минутная практика внимательности

 

Вставая после сидячей медитации, мысленно примите решение медитировать по одной минуте раз в час в течение дня. Вероятно, у вас возникает вопрос, что вообще можно сделать за одну минуту – этого времени едва ли хватит даже на то, чтобы найти свою подушку. Оставайтесь там, где вы есть: сидя, стоя, лёжа – как угодно. Пятьдесят девять минут из каждого часа делайте то, что обычно делаете. Но на одну минуту в час прекратите любые свои дела и медитируйте. Вы даже можете в качестве напоминания установить будильник на часах или компьютере, чтобы он сигналил каждый час.

Услышав сигнал, выбросите все свои дела из головы и закройте глаза. Сосредоточивайтесь на дыхании. Если вам кажется, что вы не сможете правильно оценить, когда закончится минута, сделайте пятнадцать вдохов и пятнадцать выдохов, направляя всё своё внимание на дыхание. Даже если вы потратите на это больше минуты, не волнуйтесь. Хуже от этого не будет.

Когда минута пройдёт, прежде чем открыть глаза, мысленно примите решение, что снова будете медитировать в течение одной минуты в конце следующего часа. Ждите этой минуты с нетерпением и поддерживайте энтузиазм. Спрашивайте себя: «Когда я смогу снова сесть и медитировать? »

Если вы раз за разом используете этот простой метод, к концу дня вы накопите дополнительные десять‑ пятнадцать минут медитации. Более того, к концу дня ваше желание сесть и медитировать, усиленное мыслями о медитации, повторяющимися каждый час, поможет вам найти мотивацию для сессии сидячей медитации перед сном.

Закончите свой день получасом сидячей медитации. Ложась в постель и засыпая, удерживайте внимание на дыхании. Если вы проснётесь ночью, направьте внимание на дыхание. Когда вы проснётесь на следующее утро, ваш ум по‑ прежнему будет с дыханием, напоминая вам начать день с сидячей медитации.

 

Шаг 1

Искусное понимание

 

Многим из нас знакома история жизни Будды. Мы знаем, что принц Сиддхаттха покинул роскошный дворец своего отца, став бездомным скитальцем, начал свой духовный поиск и после долгих лет упорной практики достиг просветления, медитируя под деревом бодхи. Выйдя из медитации, Будда отправился в город Бенарес, который сейчас носит имя Варанаси. Там в Оленьем парке он впервые даровал открытое им учение о пути к неизменному счастью.

Послание Будды было простым, но глубоким. Ни жизнь, преисполненная чувственных наслаждений, ни умерщвление плоти не могут принести счастья. Лишь срединный путь без впадения в эти крайности ведёт к спокойствию ума, мудрости и полному освобождению от неудовлетворённости жизнью.

Это послание Будды традиционно называют Четырьмя благородными истинами. Последняя из этих истин раскрывает восемь шагов к счастью. Будда учил нас развивать искусное понимание, искусное рассуждение, искусную речь, искусные действия, искусный образ жизни, искусное усилие, искусную внимательность и искусное сосредоточение.

В этой и следующих главах мы подробно рассмотрим все восемь шагов. Вы заметите, что на каждом шаге раз за разом возникают три аспекта: понимание, усилие и внимательность. Это важнейшие ориентиры на пути. Все шаги связаны друг с другом, однако ни один шаг невозможно сделать без надлежащего применения понимания, усилия и внимательности.

Вы следуете по пути, привнося внимательное осознавание во все аспекты своей повседневной жизни, непрерывно работая, чтобы достигнуть большего блага, и применяя правильное понимание. Когда ум успокаивается, начинают возникать прозрения.

Часть прозрений, в результате которых что‑ то проясняется в отношении определённых аспектов вашей жизни или окружающего мира, вызывает мягкое ощущение: «Ого! » Другие кажутся такими глубокими, словно вся земля сотрясается от вашего нового знания. Может возникать ощущение облегчения, сменяющееся мощным чувством благополучия или блаженства, которое длится несколько часов или даже дней кряду. Эти прекрасные переживания не есть просветление. Они лишь указывают на то, чем может быть просветление.

Однако может настать момент, когда все факторы восьми шагов присутствуют одновременно. Этика проработана, сосредоточение глубокое и сильное, ум живой и ясный – к тому же в нём отсутствуют препятствия. В этом случае может возникнуть глубочайшее прозрение: все переживания совершенно безличны и непостоянны, и ни за что не стоит цепляться. В этот миг все ваши сомнения рассеиваются, и ваш способ восприятия меняется.

С этого момента вы продолжаете следовать по пути уже на совершенно ином уровне. До этого момента вы уже должны обладать хорошим и ясным интеллектуальным пониманием того, как все части пути согласуются друг с другом. После этого глубинного прозрения ваше понимание достигает более высокого уровня, который называется «запредельным мирскому», и вы продолжаете двигаться вперёд с высочайшей уверенностью. Вы знаете, что достигнете своей цели, несмотря ни на что.

 

* * *

 

Что бы мы ни делали, сначала мы всегда должны понять, зачем это делаем. Именно поэтому Будда назвал первым шагом на пути к счастью искусное понимание. Он хотел, чтобы мы поняли, что буддийский путь – это не какое‑ то абстрактное представление о том, что значит «быть хорошими», дабы заслужить награду, и не загадочный набор правил поведения, которых мы должны придерживаться, чтобы быть принятыми в некое тайное общество.

Путь, указанный Буддой, опирается на здравый смысл и внимательное наблюдение за реальностью. Будда знал, что если мы откроем глаза и пристально приглядимся к своей жизни, то поймём, что любой наш выбор делает нас либо счастливее, либо несчастнее. Как только мы действительно поймём этот принцип, мы начнём принимать хорошие и правильные решения, поскольку хотим быть счастливыми.

Будда говорил, что искусное понимание делится на две части: понимание причин и следствий и понимание Четырёх благородных истин.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...